Об антимусорных протестах

№ 5/33, V.2019


С 2018 года жители нескольких регионов России регулярно протестуют против мусорных свалок и полигонов, которые находятся вблизи населённых пунктов. Наиболее острое противостояние наблюдается в Архангельской области, куда планируется вывозить мусор в том числе из московского региона. Чрезвычайную важность вопроса признаёт и федеральная власть, спешно пытаясь утихомирить обеспокоенных граждан. Так, например, Путин заверил людей в следующем:

«Где‑то у нас примерно 1100 этих полигонов, которые находятся в более или менее нормальном состоянии, десятки тысяч, хочу это подчеркнуть, работают либо „в серую“, либо вообще являются незарегистрированными и просто свалками.

Это абсолютно недопустимая практика. Часть из всей этой деятельности криминализована. Что мы планируем и что должны сделать в ближайшее время?

Во‑первых, что касается этих заводов по утилизации, которая беспокоит людей, по сжиганию. То есть утилизация может быть разным способом осуществлена, это не только сжигание, но и переработка без всякого сжигания. У нас сто с лишним, по‑моему, 117 предприятий сейчас по утилизации этих отходов по сжиганию, но только несколько десятков — где‑то 38 примерно — работают более или менее по современным технологиям.

Мы должны кардинально изменить эту ситуацию. До 2024 года мы должны построить 200 заводов по утилизации отходов, а вся программа рассчитана на строительство 285 заводов. При этом речь, безусловно, идёт не о каких‑то керосинках, которые только ухудшают экологическую обстановку при сжигании отходов, а речь идёт о предприятиях самых современных, с новейшими технологиями.

Насколько мне известно, уже в средствах массовой информации показывали, как работают эти предприятия в других странах, в том числе, скажем, в Японии, где они расположены даже чуть ли не в центре крупных мегаполисов и городов. И работают весьма успешно, никаких нареканий со стороны граждан, которые проживают рядом с этими предприятиями, не имеется. Вот нам нужно идти по этому пути.

Разумеется, нужно делать это в тесном контакте и с волонтёрами, <…> с тем же Общероссийским народным фронтом, который много сделал для того, чтобы высветить эту проблему, и нужно дальше контролировать, что будет происходить в этой сфере и как это будет развиваться. И конечно, с государством и региональными органами власти. От региональных органов власти, от губернаторов очень многое будет зависеть в эффективности решения этой проблемы.

И, наконец, следующий пункт — это персональная ответственность за решение этих вопросов».

Это было сказано ещё 7 июня 2018 года. Правда, протесты так и не утихли, потому что проблема не решена, а предпринимаемые меры жителей не устраивают.

Разумеется, если широкие массы людей волнуют какие-либо бытовые вопросы, нерешаемые в обычном порядке, то первая возникающая реакция — протест. И они имеют на это полное моральное право. Так, жители Архангельской области насильно прекратили подвоз техники к строительной площадке мусорного полигона, оборудовали своего рода дежурный палаточный лагерь и выдвинули требования: переход на новую систему обращения с отходами (внедрение раздельного сбора, создание современных мусороперерабатывающих предприятий), рекультивация действующих полигонов, законодательный запрет ввоза отходов из других регионов. Это привело к приостановке строительства объекта.

Из требований протестующих, между прочим, видно, что по содержанию они представляют собой примерно то же самое, что говорил Путин, с добавлением запрета на вывоз мусора в другие регионы. Грубо говоря, люди пытаются заставить буржуазное государство исполнять его же обещания путём уличного протеста.

Если рассматривать антимусорный протест локально, как некую бытовую проблему, которую жители хотят решить, то видится один единственный выход — усиливать уличную акцию, показывать силу масс и протестную организованность с целью запугать и заставить чиновников искать решения проблемы наиболее оперативными и удовлетворяющими людей способами. Это вполне реально, потому что проблематика мусорных отходов в локальном масштабе с точки зрения минимизации последствий в принципе в том или ином виде решаема за счёт государственных средств и государственного регулирования.

Но такой подход недостаточен, так как нельзя довольствоваться локальностью и местечковостью, представлением, что мусорная проблема возникла в отрыве от хозяйственного строя современной России и её политического уклада.

Одним из наиболее простых с точки зрения декларации и вместе с тем сложным с точки зрения усвоения является теоретическое положение марксизма о том, что все социальные проблемы, катастрофы, трагедии, беды, несчастья и страдания народа вызваны одной единственной причиной — капитализмом. Между в общем-то локальной и мелкой в мировом масштабе проблемой мусора, чрезвычайно взволновавшей людей, и экономическими кризисами, нищетой, войнами, гонкой вооружения, пенсионной реформой, повышением НДС, падением рождаемости, ростом коррупции, техногенных катастроф, инфарктов, самоубийств, психических заболеваний, наркомании, профзаболеваний, организованной и бытовой преступностью и так далее есть прямая связь — рыночная форма организации экономики, навязанная нам в качестве жизненного уклада. Если внимательно присмотреться к любому проблемному явлению в капиталистической РФ, то можно заметить, что в основе его образования всегда лежит безмерное стремление одних к росту прибыли и пассивное непротивление других в попытке хоть как-то выжить. Притом первых — микроскопическое меньшинство, а вторых — гигантское большинство. Разве эпопея с загрязнением страны бытовыми отходами не вызвана этой парой социальных сил, характер отношений которых с научной точки зрения называется частной капиталистической собственностью?

Намеренное и циничное уничтожение социализма в нашей стране ввергло общество в состояние деградации во всех сферах жизни в первую очередь потому, что установленный рыночный хозяйственный строй по своему существу — более примитивная экономическая форма организации, чем единый, живущий по плану, хозяйственный комплекс СССР — страны, достигшей первой фазы коммунизма. А уже под воздействием экономической реальности пришли в упадок все формы общественных отношений и духовная сфера жизни общества.

Стало быть, ясно, что предусмотреть экологические последствия производства и потребления продукции массового спроса и обеспечить переработку твёрдых бытовых отходов с точки зрения науки и технологии в условиях господства частных собственников — невозможно, даже если принять самые «правильные законы», главным образом потому, что целью предпринимательской деятельности является не развитие общества, повышение качества потребления или обеспечение условий для творческого развития каждой личности, а извлечение прибыли. Частным собственником на рынке движет только жажда наживы. Абсолютный экономический закон капитализма, прямо или опосредовано управляющий всеми сферами жизни общества при капитализме, гласит, что все процессы в капиталистической экономике подчинены росту величины абсолютной и относительной прибавочной стоимости. А поскольку у всякого социального процесса имеется экономическая основа, постольку всё общественное бытие повязано жаждой наживы собственников земли, заводов, комбинатов, газет, пароходов.

Частника можно заставить перерабатывать отходы или вести любую другую целесообразную общественно-полезную деятельность, только если ему это будет выгодно. Путин восхищается японскими капиталистами, которые «прославились» в том числе переработкой мусора. Но что стало реальной причиной этих достижений? В Японии объективно негде хоронить отходы, поэтому технологически более сложная переработка стала ведущей в бизнесе по утилизации отходов. Как только найдутся простаки, которые готовы захоронить японский мусор на своей земле по более низкой цене, чем переработка на островах, японский капиталист с удовольствием закроет свои заводы. Таким образом, проблема вовсе не в технологиях, «дороговизне», территориях или ментальностях, проблема — в содержании общественных отношений, в первую очередь отношений, в которые люди вступают в процессе производства материальных и духовных благ.

Стало быть, аксиома марксизма гласит, что все негативные социальные процессы, всё трагичное, подлое, гадкое, что происходит с современным обществом, органически присуще капитализму. Пока будет господствовать частное предпринимательство и товарно-денежные отношения в экономическом укладе, общество обречено на катастрофы и несчастья, главным образом из-за возрастания конфликтности между индивидами, группами, этносами, расами, классами и обострения конкурентных отношений по принципу «все против всех». Капитализм будет существовать до тех пор, пока капиталистам и их прихлебателям удаётся сталкивать между собой пролетариев разных полов, возрастов, наций, стран, регионов, рас, верований и разной культуры.

Вместо анархии конкурентной борьбы в экономике и жажды наживы в мотивации, присущих капитализму, марксизм на практике как разрушенных, так и существующих социалистических стран доказал необходимость организации общественных отношений, главным образом экономических, в соответствии с требованиями системы познанных объективных законов развития природы и общества. Только научное планирование производства, распределения и потребления, осуществляемое на основе обращения средств производства в общественную собственность, избавит страну от диктатуры олигархии и анархии частников, следовательно, от эксплуатации, кризисов, безработицы, нищеты, мошенничества и тысячи других социальных проблем, в том числе экологических. Для всех очевидно, что система общественной организации должна быть поднята до такой высоты, чтобы триада «человек — общество — природа» была лишена антагонистических, то есть непримиримых, противоречий. Осуществить это возможно, во-первых, только сознательно, то есть посредством целенаправленной деятельности людей, во-вторых, только на базе научного познания, то есть выстраивая отношения между людьми в соответствии с выводами науки (в том числе на первых порах такую форму общественных отношений, как государство). Марксизм и есть наука об обществе как особой формы материи. Коммунизм и есть

«очередная естественная ступень развития общества, на которой впервые в истории человечества отношения между людьми строятся не на инстинктах и эгоистических интересах, как это происходило все предыдущие тысячелетия, а в соответствии с требованиями системы познанных объективных законов развития природы и общества, и потому характеризуются отсутствием предпосылок для возникновения антагонизмов между индивидуумами, а тем более для возникновения войн» (Словарь прорывца).

Практичные люди могут спросить, как с экологическими проблемами обстоит дело, например, в Китае и КНДР. Экология, разумеется, это не проблема первой значимости для этих стран, но и сейчас наблюдаются успехи, недостижимые для РФ. Всё меньше сомнений в том, что после индустриального рывка Китай встаёт на путь в том числе экологического преобразования общества. Так, по сообщениям «Синьхуа» реализуется, например, такой проект:

«Пекин, 13 мая /Синьхуа/ — В южнокитайской островной провинции Хайнань начал осуществляться план действий по созданию государственной пилотной зоны экологической цивилизации.

В документе, совместно опубликованном Канцелярией ЦК КПК и Канцелярией Госсовета КНР, предусматривается создание новой модели модернизированного развития Китая, характеризующейся гармоничным сосуществованием человека и природы, а также открытие „хайнаньской страницы“ в реализации концепции „Прекрасного Китая“.

В соответствии с планом, остров Хайнань будет превращен в зону с образцовым состоянием окружающей среды и высокой эффективностью использования ресурсов, по этим показателям планируется занять лидирующие позиции в мире.

Создание пилотной зоны будет направлено, в частности, на формирование систем строительства экологической цивилизации, оптимизацию пространственного распределения на территории, обеспечение координированного развития и охраны суши и моря, улучшение качества окружающей среды и повышение эффективности ресурсного использования, а также на понимание ценности экологических продуктов и распространение экопроизводств и „зеленого“ стиля жизни».

Ещё более последовательный с точки зрения экологии подход можно увидеть в Северной Корее. Так, информагентство КНДР сообщает:

«В КНДР работа по охране окружающей среды принимает общегосударственный и общенародный характер. Государство всегда ставит на первый план здоровье и интересы населения и при разработке политики обращает глубокое внимание на охрану окружающей среды. Законом об охране окружающей среды, законом о предотвращении загрязнения атмосферы и другими законами запрещается все, что может оказывать негативное влияние на экологическую среду.

И при разработке плана производства и строительства государство уделяет первостепенное внимание тому, что может сказаться на окружающей среде. Относительно новых промышленных объектов государство в едином порядке устанавливает установки для очищения сточных вод.

А на промышленных предприятиях, в зданиях общественного назначения и населенных пунктах устанавливаются пылезащитные и другие разные установки для предотвращения загрязнения среды. Во всех уголках страны функционируют наблюдательные пункты, где проверяется состояние атмосферы и качество воды.

Для охраны природы в стране работают такие заповедники как Пэктусанский заповедник „Международная биосфера“ и Огасанский заповедник, и повсеместно разбиты лесопитомники. Каждый год весной и осенью в масштабе всей страны в массовом порядке идет посадка деревьев и упорядочение рек в рамках месячника всеобщей мобилизации землеустройства.

В Институте науки об окружающей среде активизируют научно-исследовательскую работу. В последнее время в институте разработали прибор, способный показать, записать и передать густоту сернистого газа в воздухе путем автоматического измерения. У микрофона директор этого Института Ким Ен Гвон:

„По мере того, как развивается общество и экономика, становится более важным вопросом охрана окружающей среды. При решении данного вопроса весьма важна наша задача. Мы и в дальнейшем будем энергично вести научно-исследовательскую работу для охраны экологической среды в свете всемирной тенденции в области охраны окружающей среды“.

Весь народ дружно поднялся на работу по лесонасаждению и созданию более чистой окружающей среды, благодаря чему краше становится экологическая среда КНДР».

И это не пустые декларации и «распильные проекты», которые мы ежедневно наблюдаем в нашей стране. Следует понимать, что правительство КНДР, в отличие, например, от правительства РФ или правительства любой другой буржуазной страны, во-первых, располагает в своём управлении всеми общественными богатствами — землёй, ресурсами, дорогами, фабриками, заводами и так далее, во-вторых, реально служит трудовому народу.

Стало быть, если биться не за ликвидацию последствий той или иной социальной проблемы, а за искоренение причины всех мерзостей капитализма, то необходимо включаться в борьбу за коммунизм. Другого пути нет.

А. Редин
18/05/2019

Об антимусорных протестах: Один комментарий

  1. нет такой «экологической среды», есть «окружающая среда». Экология — это наука, а не синоним окружающей среды.

Комментировать