Философия авторства Хокинга

№ 5/45, V.2020


В начале своей книги «Великий замысел» Хокинг отмечает:

«Философия мертва. Она отстала от современной науки, особенно физики».

Несмотря на то, что подавляющая часть его работы посвящена изложению истории научных открытий (и нужно отдать должное: Хокинг — блестящий популяризатор), сам он, опираясь на естественнонаучные открытия, без какой-либо философской подготовки позволяет себе смелые философские выводы. Свою философию Хокинг называет модельно зависимым реализмом.

Под реализмом в философии подразумевается учение, которое признает реальность чего-либо: мира, идей и т. д. Материалист Ленин отмежевался от понятия реализма, поскольку оно открывает лазейку для агностицизма и идеализма. Иронично, но философию Беркли также называли реализмом.

Центральным понятием у Хокинга является «модель». Это достаточно широкая категория. Так автор ставит знак равенства между теорией и моделью, между моделью и восприятием объектов, и, к сожалению, автор не затрагивает вопрос о степени истинности ни того, ни другого. Что является более истинным: чувственное представление о предмете или абстрактное понятие о его сущности? Говоря про «классические теории» (механику Ньютона, электромагнетизм Максвелла, теорию относительности Эйнштейна), Хокинг пишет, что это

«модели, в которых Вселенная имеет единственную историю. Как мы видели в последней главе, на атомных и субатомных уровнях эти модели не согласуются с наблюдениями. Вместо этого мы должны использовать квантовые теории, в которых у Вселенной может быть любая возможная история, каждая со своей собственной амплитудой интенсивности или вероятности».

Кажется, что речь идет о теоретико-познавательных вопросах, но речь идет лишь об объективных вероятностях:

«С подобной точки зрения, Вселенная не имеет совершенно отдельного существования или истории, но скорее, каждые возможные варианты Вселенной существуют одновременно в так называемой суперпозиции».

Понятие квантовой суперпозиции берет начало от мысленного эксперимента Шредингера с воображаемым котом, в котором гносеологический вопрос был разрешен агностически:

«Квантовая физика говорит нам, что независимо от того, насколько детально наше наблюдение настоящего, (ненаблюдаемое) прошлое, как и будущее, неопределенно и существует только в виде спектра возможностей. У Вселенной, согласно квантовой физике, нет единственного прошлого или истории».

Такой взгляд не возник на пустом месте, Хокинг ссылается на альтернативные истории Феймана, согласно которым «система имеет не только какую-то одну историю, но все возможные истории». Когда-то Н. Бор, исходя из принципа неопределенности Гейзенберга, сделал вывод о несовместимости понятия причинности и квантовой механики. Хокинг, исходя из этого, делает другой вывод:

«Может показаться, что квантовая физика подрывает саму идею законов природы ею управляющими, но это совсем другой случай. Напротив, она приводит нас к новой форме детерминизма: учитывая состояние системы в какое-либо время, законы природы определяют вероятность различных будущих и прошлых, вместо того, чтобы определять единственное достоверное будущее и прошлое».

Однако такое понятие детерминизма диаметрально противоположно марксистскому пониманию детерминизма. Сутью детерминизма является признание причинной обусловленности явлений. Хокинг же отрицает возможность достоверного определения происхождения вселенной, предлагая вместо этого все возможные способы, признавая тем самым бессилие человеческого разума.

Далее:

«Если две такие физические теории или модели с достаточной степенью точности позволяют предсказать одни и те же события, одна из них не может считаться более реальной, нежели другая; более того, мы вольны использовать ту модель, которую сочтем наиболее подходящей».

Точно так же:

«Если существуют две такие модели, которые согласуются с наблюдениями, тогда нельзя сказать, какая из этих моделей является более реалистичной. В этом случае можно использовать любую модель, которая является более пригодной в конкретной ситуации».

По этому поводу уместно привести отрывок из интервью кандидата физико-математических наук А.Л. Зельманова:

«То, что современная теория допускает распространение каждой из этих моделей на всю вселенную и таким образом дает множество моделей Вселенной как целого, представляется принципиальным недостатком теории. Следует добавить, что этот недостаток не может быть устранен в рамках существующих основных физических теорий… Мыслимы, как мне кажется, два варианта: или модель Вселенной как целого вообще невозможна, или такая модель возможна, но тогда она должна быть единственной, как единственна сама Вселенная».

Хокинг считает, что такая модель существует. Это М-теория, претендующая на «теорию всего». Так называют семейство различных концепций, каждая из которых может выглядеть весьма несхожей с остальными, но пытается объединить, зачастую математически, описания фундаментальных взаимодействий. По прогнозам советских физиков, единая физическая теория опирается на общий физический закон и соотносится с физическими теориями, как общее с частным. Однако М-теория представляет собой эклектическую сумму теорий и не вскрывает какой-либо общей физической закономерности.

Ход рассуждений Хокинга повторяет ход рассуждений махистов. Махизм закономерно вытекал из революции в физике, из крушения прежней картины мира естествоиспытателей, под влиянием новых естественно-научных открытий. Как писал А. Пуанкаре:

«Это был всеобщий разгром принципов».

Естествоиспытатели, признавая релятивность (относительность) наших знаний, скатывались к агностицизму. Точно так же, исходя из принципа релятивности, Хокинг делает отступ в пользу субъективизма. В начале своей работы Хокинг приводит пример с рыбой в аквариуме, сравнивая наше познание с ее положением. Если понятия изменчивы, они не отражают ничего реального, а суть лишь мысленные конструкции, лишенные объективного значения — таков ход мыслей Хокинга. Исходя из этого, он приходит к отрицанию объективного значения реальности:

«Мы формируем внутреннее представление о нашем доме, деревьях, других людях, электричестве в розетках, молекулах и других сущностях. Это внутреннее представление является единственной реальностью, которую мы можем понимать. Не существует модельно независимого подтверждения реальности. Из этого следует, что хорошо сконструированная модель создает свою собственную реальность».

Для махиста не существует каких-либо критериев истины. Для диалектика-материалиста «истина есть процесс», совпадение наших понятий с предметами и явлениями. Для махиста существуют только «комплексы ощущений», верность которых нельзя определить. Для диалектика-материалиста мир существует объективно и его образом являются наши ощущения. Действительно, всякое познание начинается с ощущений, однако ощущения — это эмпирический материал, который обрабатывается мышлением и на основании которого строятся понятия.

Причиной развития квантовой физики было освоение атомной энергии. Квантовая физика с середины XX века находится и будет находиться в методологическом и мировоззренческом кризисе. Потому положение Ленина о том, что «без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей», не теряет своей актуальности и сегодня.

Но ошибочно полагать, что в основе естествознания есть почва для махизма. Вытекающий идеализм в физике — это, прежде всего, попытка реакционных философов, опираясь на естественнонаучные открытия, вывести из них идеалистические обобщения.

М. Ругон
02/05/2020