Ко дню независимости Латвии

№ 11/87.XI.2023


«Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем», — как-то изрёк один из самых умных врагов коммунизма — Уинстон Черчилль.

Идиотизм, который творится в интернете накануне «нашего общего латвийского праздника», перехлёстывает через край и не вписывается ни в какие рамки.

В своей полной исторической и политической тупости расписываются не только простые обыватели, но и лица, знакомые многим по ТВ-экранам и соцсетям, — общественники и политики, поставившие целью своего существования борьбу за права русских латвийцев и регулярно возмущающиеся как тяжелым экономическим положением жителей страны, так и политическими репрессиями, которые развязали латвийские власти за последние годы по отношению к инакомыслящим.

Решить проблему невозможно, не вникнув в её суть. Но борцуны не только не хотят в неё вникать, но отмахиваются всеми руками и ногами от ее изучения должным образом.

Если мы говорим о государственном патриотизме, то вбейте в свои пустые головы, наконец, простые истины: государственный патриотизм не ёлка, на которую необходимо навешать как можно больше ленточек «правильной» расцветки, а приверженность базовым основам государства, в котором живете.

Как только вы поймёте эту простую истину, у вас никогда не будут возникать дурацкие вопросы:

  • почему режим снес памятник Победы?
  • почему большинству жителей все тяжелее с каждым годом буквально выживать, получая грошовую заработную плату, а чиновники купаются в роскоши?
  • почему не дали гражданство такому-то и такому-то, ведь они столько сделали для этого государства?
  • почему завели уголовное дело на такого-то или почему не заводят уголовное дело на людей, рассуждающих о русских оккупантах или о русских вшах?

Краткая история латвийской (и не только) государственности для утюгов.

В феврале 1917 году распадается Российская империя.

Буржуазная революция имела очевидно прогрессивный характер, потому что отправляла в мусорный бак истории самодержавие (вместе с его мракобесием, сословиями, нерешенным земельным вопросом, нищетой и бесправием).

Буржуазная революция в феврале 1917 года привела к параду буржуазных независимостей на территориях бывшей Российской империи с достаточно развитыми капиталистическими отношениями. Национальным буржуазиям было крайне важно воспользоваться открывшимися возможностями, чтобы создать свои национальные вотчины, где они могли бы безраздельно править, навязывая населению этих территорий свою экономическую и политическую волю.

Чтобы опереться в этом вопросе на население, ими были подняты национальные знамена и национальные лозунги, что всегда возбуждающе действует на неокрепшие умы людей любой нации.

Единственным способом собрать страну, раздираемую протоКравчуками, протоЕльцинами, протоШушкевичами, протоПутиными (то есть представителями капитала, которые стремились создать свои национальные капиталистические государства на остатках смердящего царского трупа), было объединить все эти народы на другой основе — на основе социальной экономической справедливости, на основе коммунизма, в тот момент понимаемого как принцип: каждому по его трудовому вкладу в общее дело.

Именно благодаря такой постановке вопроса большевики смогли вырвать из рук буржуазий их национальные знамена и повести за собой все эти народы, победив в большинстве новых буржуазных государственных образований.

И Латвия в этом отношении не была исключением. В Латвии в период 1917 — 1920 годов боролись за жизнь три концепции государственного устройства, три правительства: буржуазное правительство под руководством Ульманиcа (опирающегося на английский капитал), буржуазное правительство под руководством Ниедра (сторонников немецкого капитала) и советское правительство под руководство Петра Стучки.

У каждой концепции свои герои, своя символика, свои ценности.

Если бы не активная поддержка Антанты и Кайзеровской Германии, вероятность удержания власти буржуазией Латвии была бы равна нулю. Как и не было бы кровопролитной гражданской войны в России.

А то, что Антанта не была заинтересована в сохранении целостности России и тем более формировании СССР в границах РИ, — это надо объяснять российским русскомирцам, твердо убежденным, что развал РИ — это заслуга именно большевиков и… латышей.

Русскомирцы — это вообще отдельная тема, заслужившая отдельного исследования. По своей тупости и прямолинейности мышления они ничем не отличаются от тупости и прямолинейности латышских национал-патриотов.

Латышские националисты напрочь игнорируют гражданскую войну, развернувшуюся между латышами в этот период, вульгарно уравнивая всех латышских стрелков и выставляя их как борцов за независимое буржуазное государство. Независимое-то независимое, только об устройстве этого государства латыши имели совершенно разное представление.

В представлении современных латышей продолжателями дела латышских стрелков являются латышские легионы SS, боровшиеся с большевизмом в годы ВОВ вместе со своими немецкими «товарищами», но при этом сторонниками фашизма себя эта публика не признает.

Русскомирцы, что в Латвии, что в России, ненавидя вполне заслуженно современную буржуазную Латвию, совершенно вопиюще выставляют красных латышских стрелков как основоположников буржуазной Латвии и одновременно опору большевиков по установлению советской власти в России, которые, цитата, «обильно проливали моря русской православной крови на территории России и занимаются геноцидом современных русских на территории современной Латвии».

Наглой ложью и явной шизофренией являются обе позиции, в которых, несмотря на все существующие противоречия между собой, есть общий базис — антисоветизм и антикоммунизм.

В сущности, на территории Латвии в этот период, как, впрочем, и везде на территории бывшей РИ и как, скорее всего, будет и завтра, одновременно схлестнулось несколько сил, имеющих совершенно разные цели, вступающих во временные, шаткие блоки и союзы, пытаясь использовать друг друга.

Это и интересы латышской буржуазии, и цели латышских коммунистов; это и интересы русских белогвардейцев, и цели русских большевиков; это и интересы английского и немецкого капитала.

Но весь этот замес сегодня обе стороны «патриотов» примитивно сводят к 18 ноября. На него пускают слюни латышские националисты и правящая клика, с одной стороны, и проклинают русскомирцы, с другой. С формулировками «все латыши — фашисты» или «все русские — путинисты».

Коротко о становлении латвийской государственности.

В августе 1917 года Исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии (Исколат) установил советскую власть на занятой красными латышскими стрелками территории. Была образована т. н. Республика Исколата, власть которой распространялась на не оккупированную германскими войсками часть Лифляндской губернии и латгальские уезды Витебской губернии.

Председателем Исколата был избран Фрицис Розинь.

В сентябре 1917 года в оккупированной германскими войсками Риге латышские политические партии сформировали буржуазную коалицию — Демократический блок.

24 декабря 1917 года в Валке ЦК СДЛ и Исколат приняли декларацию о самоопределении Латвии как автономной части Советской России, в которой говорилось:

«Латышский пролетариат… никогда и нигде не высказывал желания и не проявлял тенденции к отделению от России».

После срыва мирных переговоров с Советской Россией в Брест-Литовске, 18 февраля 1918 года германские войска начали стремительное наступление по всему фронту и к 22 февраля заняли всю территорию Латвии.

И только после того как кайзеровская Германия признала свое поражение в первой мировой войне, 18 ноября 1918 года была принята Декларация независимости буржуазной Латвии. Карлис Улманис стал первым премьер-министром Временного правительства Латвийской Республики.

Причем по условиям Компьенского договора Германия была обязана не выводить свои войска из стран Прибалтики с целью не допустить их советизации.

Одновременно 18 и 19 ноября в Риге состоялась подпольная XVII конференция социал-демократов Латвии (большевиков), участники которой в числе первых задач выдвинули организацию вооружённого восстания, изгнание оккупационных армейских подразделений из республики, свержение Временного правительства Карлиса Улманиса и установление советской власти в Латвии.

Для практического осуществления подготовки к восстанию на конференции был сформирован Военно-революционный комитет Латвии, в подчинении у которого находились мобильные боевые организованные дружины. Руководство Латвийским Военревкомом взяли на себя члены ЦК СДЛ Янис Шилф и Янис Зуковский.

За короткий промежуток времени во многих городах и населённых пунктах страны были созданы местные ячейки Латвийского ВРК. 27 ноября 1918 года был сформирован Рижский Военревком. Наиболее активными его участниками были борцы за Советскую власть в республике Фриц Шнейдер, Янис Мирам и Вилюм Зиле.

29 ноября 1918 года Владимир Ильич Ленин отправил телеграмму главнокомандующему всеми вооружёнными силами РСФСР Иоакиму Иоакимовичу Вациетису, в которой дал указание Красной армии всеми мерами поддерживать процесс становления советских правительств в Латвии, Эстонии, Литве и Белоруссии.

Ещё до отправки этой телеграммы, 13 ноября, состоялось внеочередное заседание Военно-революционного совета РСФСР, на котором было принято решение незамедлительно начать оказывать поддержку прибалтийским большевистским вооружённым формированиям, сражавшимся за установление советской власти в бывших прибалтийских губерниях, оккупированных кайзеровской армией. Согласно этому решению в середине ноября войсковые подразделения Западного оборонительного округа были сведены в Западную армию.

Далее, осознавая численное и техническое превосходство германских вооружённых формирований, оставленных в Латвии, Военревсовет РСФСР направил в республику в распоряжение Седьмой и Западной армий отдельные литовские, латышские и эстонские советские армейские подразделения, которые до этого сражались на других участках фронта.

4 декабря 1918 года ЦК СДЛ совместно с представителями Совета рабочих депутатов Риги, Валки и Лиепаи сформировал временное правительство Советской Латвии. Его председателем был избран Пётр Стучка.

17 декабря 1918 года вышел Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства Латвии, возглавляемого Петром Стучкой, об установлении Cоветской власти.

22 декабря 1918 года российское правительство издало декларацию о признании независимости Советской Латвии.

С помощью латышских красных стрелков и других частей Красной Армии правительство Стучки сумело установить контроль над основной частью Латвии, включая Ригу, взятую 3 января 1919 года.

13 января 1919 года в Риге была провозглашена Латвийская Социалистическая Советская Республика.

Таким образом, большевики в 1918 году поддержали СОВЕТСКУЮ Латвию Стучки, но большевики никогда не поддерживали БУРЖУАЗНУЮ Латвию Ульманиса точно так же, как выступили ПРОТИВ буржуазной Украины Петлюры и ЗА Советскую Украину.

Поэтому все обвинения со стороны русскомирцев в поощрении большевиками сепаратистских настроений в стране и в создании современной нацистской Украины самими коммунистами являются антинаучными и лживыми.

Именно потому что большевики были материалистами, они не шли против исторических закономерностей объективного характера, лишь направляя такие процессы в созидательное русло. «Национальная по форме, социалистическая по содержанию» — вот та формула, с помощью которой они вырвали из лап национальной местечковой буржуазии население. Большевики сделали главное для искоренения причин ЛЮБОГО национализма — ОБОБЩЕСТВИЛИ средства производства.

Возвращаясь к событиям столетней давности в Латвии.

В результате кровопролитных боев и вмешательства Антанты, Польши и Германии к августу 1920 года латышская Красная армия потерпела поражение и была вынуждена покинуть страну. 11 августа 1920 года правительство уже буржуазной Латвии подписало договор о перемирии с РСФСР, по которому Советское правительство признало независимость, самостоятельность и суверенность латвийского буржуазного государства.

26 января 1921 года страны-победители в Первой мировой войне официально признали независимость Латвийской Республики.

22 сентября 1921 года Латвия и две другие прибалтийские страны были признаны Лигой Наций.

Вполне закономерно, что в буржуазной Латвии образца 1920-х годов выстраивается своя система ценностей, во главе угла которой стоят интеграция в Европу, антисоветизм, антикоммунизм, противопоставление советской России.

В 1940 году, опускаем подробности, но этот тип государства прекращает своё существование и на смену приходит другой — советский, ведущий правопреемство от Латвии правительства Стучки.

Потом Великая Отечественная война, на фоне которой разыгралась очередная гражданская война уже внутри Латвии между старыми противниками — сторонниками буржуазной и советской государственности.

Красный флаг над Рейхстагом возвращает в Латвию советскую модель.

Уничтожение Союза в 1991 году восстанавливает здесь снова тот тип, который был с 1920 до 1940 года, а следовательно, с ним восстановлены те же базовые ценности.

По-моему, несложно понять, почему 9 мая в современной Латвии не является праздником, почему в городах больше нет памятников латышам Судмалису, Вилису Лацису, Ошкалнсу — они герои ТОЙ, другой, Латвии и, следовательно, для этой, нынешней, являются врагами.

Когда восстановится Советская власть в Латвии, точно так же все герои буржуазной Латвии окажутся вне закона, а современные буржуазные памятники будут демонтированы, чтобы не порождать националистические настроения в обществе. Политический и карательный аппарат буржуазной Латвии будет подвергнут самым безжалостным репрессиям, но только со стороны советского государства и советских карательных органов. Ибо только та власть имеет право на существование, которая умеет защищать свои классовые интересы.

В этом и заключается функция любого государства — что буржуазного, что советского. Так было, есть и будет, что бы себе ни фантазировали мелкобуржуазные хомячки-обыватели и либеральствующие интеллигентики вроде журналистов Алексеевых или Мамыкиных, плохо учившихся в школе и сегодня глупо хлопающих глазами под маховиком государственной репрессивной машины латвийского буржуазного государства. Либо диктатура буржуазии, либо диктатура рабочего класса, железной рукой держащей за горло всех любителей рынка.

Почему? Да потому что рынок ничего, кроме национализма и нацизма, родить не в состоянии.

Итак. 16 марта чествуют латышских легионеров, сражавшихся под нацистскими знаменами за буржуазную модель государства, рука об руку со своими немецкими братьями-нацистами.

Вы можете сколько угодно делать слёзные фильмы про неграждан, работавших на «нашу страну» и лишённых гражданства, или плакаться по поводу сноса памятников латышским советским писателям, ученым, но они работали на советскую модель государства и потому В ЭТОЙ, буржуазной, их заслуги не в счёт.

Самое смешное то, что все вышеозвученное постоянно вдалбливается вам в головы, но не «злым правящим режимом», а всем укладом современной жизни, начиная от названий улиц и государственных праздников и заканчивая десоветизацией, национализмом и безгражданством.

Но только слепые и глухие «русскоязычные латвийцы» продолжают таращить глаза и кричать о недопустимости переписывания истории.

Да вы сами её давно переписали… у себя в головах, с момента, когда приняли рыночную буржуазную модель общественно-экономических отношений. Когда сами отказались от борьбы за Советскую власть в 1989-1991 годах, когда Народный фронт Латвии можно было бы удавить еще относительно малой кровью.

Вы сами с упоением бросились в бурлящее капиталистическое море, судорожно приватизируя свои квартиры, которые вам, как голодным собакам, кинула буржуазная власть в обмен на ваше молчание, когда шел грандиозные дерибан общенародной советской собственности — земли, лесов, предприятий. А теперь скулите от непомерных счетов за коммунальные платежи, от налогов за недвижимость, от недоступности медицины и качественного образования.

Вам власти прямым текстом кричат в лицо, цитата:

«Просто Ленин умер более 100 лет назад, и земля не принадлежит народу — это частная земля, частная собственность».

Вынуждая платить земельным баронам, вынуждая брать банковские кредиты на реновацию домов, которая якобы вас спасет от диких счетов за отопление.

Не надейтесь — не спасет. И помимо регулярных раздутых счетов за воду, электричество и газ, вы будете еще платить жадным банкирам.

Ежели вас устраивает капитализм, так, может, и не стоит пытать латышей советскими памятниками и русским языком?

А латышам, которых власти ведут, как баранов на заклание, под грохот барабанов в жернова третьей мировой войны, может, не стоит пытать свою власть о причинах их наплевательского отношения к собственному населению и введению новомодных гендерных тем в школах?

В конце концов, капитализм — это борьба за личную прибыль и выживание, где в живых останется лишь один из сотни ловцов удачи, не так ли?

Одним словом — добро пожаловать в ад, который удачно подсветился праздничным салютом.

Обе стороны заслужили это.

Я. Алейников
18/11/2023

Комментировать