Ставить во главу угла идеологическую работу — закономерное требование дела социализма

Комментарий редакции СП

У некоторых наших читателей есть известная доля предубеждения к чучхе и особенно к Ким Чен Иру как теоретику. Марксистские взгляды Ким Ир Сена не оспариваются, а Ким Чен Ир в силу различных причин воспринимается в качестве администратора, продолжателя, но не теоретика и не марксиста. Критически переосмыслить чучхе необходимо, но считать, что чучхе — это помесь марксизма и корейского национализма или что чучхе — это примитивизация марксизма, на наш взгляд, ошибочно и слишком поспешно.

Вашему вниманию предлагается статья Ким Чен Ира, написанная в 1995 году как ответ на проблему развала КПСС и разрушения СССР. Есть известные «трудности перевода» пхеньянских товарищей, которые, например, независимость, свободу, а иногда научность называют самостоятельностью и тому подобные вещи. Поэтому предлагаем читать текст творчески, не дословно.

На наш взгляд, изыскания Ким Чен Ира полезны для изучения теории научного централизма и подлинного понимания субъективного фактора в общественном развитии — короче говоря, полезна по тем же самым актуальным вопросам коммунизма, которые поднимает и развивает журнал «Прорыв».


Ким Чен Ир, 1995 г.

Мировое социалистическое движение все ещё переживает трудности вследствие крушения социализма в ряде стран. Однако оно уже извлекло уроки из горькой истории вчерашнего дня и теперь постепенно встает на путь возрождения. Трагические события в странах, где рухнул социализм, убеждают все больше людей в мире в том, что лишь на пути социализма народные массы могут решать свою судьбу, и они с симпатией обращаются к социализму. Это свидетельствует о том, что социализм жив в сердцах людей и у них происходит идейное пробуждение.

Самый серьезный урок крушения социализма в ряде стран заключается в том, что перерождение социализма начинается с изменения идей и что разложение идеологического фронта приводит к дезорганизации всех других фронтов социализма и, в конечном счете, к его полному развалу.

Защита социализма и его победоносное шествие нуждаются в активной идеологической работе. Лишь путем основательного вооружения народных масс идеями социализма, путем упрочения его идеологических позиций можно развивать и укреплять социализм, надежно защищать его при любых свирепых бурях. Убедительное доказательство тому — практический опыт нашей революции.

Отстоишь идеи — социализм победит; утратишь идеи — он погибнет. Такова истина, подтвержденная историей.

Идейно пробудить народные массы и поднять их на борьбу за социализм — это актуальная необходимость, диктуемая ныне развитием социалистического движения. Социализм непременно откроет себе путь к новым победам, если народные массы, борющиеся за свою самостоятельность, приобщатся к идеям социализма, проникнутся твердой верой в него.

1. Ставить во главу угла идеологическую работу — закономерное требование дела социализма.

Для успешного осуществления дела социализма необходимо во всех делах взять за основу его идеи и ставить на первый план идеологическую работу.

Для партии рабочего класса, борющейся за дело самостоятельности народных масс, нет более важной работы, чем идеологическая. Партия рабочего класса является, по сути, своей руководящей политической организацией, которая, используя идеи как оружие, пробуждает народные массы, организует и направляет их по пути революции и строительства нового общества. Её самое мощное, единственное оружие — это идеи. Лишь взяв их за основу и обеспечив во всех делах опережающее проведение идеологической работы, она может с честью выполнить свой основной долг, свою миссию руководящей политической организации, направляющей дело самостоятельности народных масс.

Без идеологической работы немыслимо ни зарождение социалистического строя, ни его существование, ни его развитие. Капиталистический строй, будучи эксплуататорским режимом, заменившим сословное закабаление на капиталистическую кабалу, вызревает в рамках феодального общества. Новый же, социалистический строй, в корне отличающийся от всех эксплуататорских режимов, не может вызревать в недрах капиталистического общества. Социалистические идеи возникают как выражение классовых требований эксплуатируемых трудящихся масс, борющихся против господства капитала, и социалистический строй рождается в результате борьбы народных масс, пробужденных этими идеями. Развитие и упрочение этого нового строя также происходит под воздействием идей социализма.

Социалистическое общество направляется идеями социализма и развивается, имея эти идеи как основную движущую силу. Существенные характерные черты социалистического общества состоят в том, что оно в отличие от капиталистического общества, мира всевластия золотого мешка, развивается благодаря силе идей, сознательной деятельности людей, вооруженных идеями социализма. Как ведется идеологическая работа, насколько подготовлены люди в идеологическом плане — от этого зависит развитие и укрепление социализма, его судьба. В социалистическом обществе необходимо ставить идеологическую работу во главу угла и постоянно углублять её. Только тогда можно добиться идейно-политического единства общества, развивать и укреплять социалистические общественные отношения, основу которых составляют товарищеская сплоченность и сотрудничество, и успешно вести хозяйственное строительство социализма. Цементирование идеологических позиций социализма позволяет ему обладать несокрушимой мощью во всех сферах жизни — политике, экономике, культуре и военном деле. Пренебрегать идеологической работой в строительстве социализма — значит упустить из виду основу социализма, что неизбежно приведет к перерождению и развалу социализма.

Идеологическая работа партии рабочего класса, борющейся за социализм, — это её идейно-теоретическая деятельность по углублению и развитию социалистических идей в соответствии с требованиями времени и развития революции, это её идейно-воспитательная работа по приобщению народных масс к идеям социализма.

Идеи и теория социализма формируются в ходе развития революционной борьбы рабочего класса, на основе обобщения требований времени и опыта революционной практики. Они служат идейно-теоретическим оружием, руководством к действию в борьбе народных масс за социализм. Обстановка и условия, в которых идёт революционная борьба, не постоянны. История движется вперед, жизнь непрерывно меняется и развивается. Течение времени и развитие жизненной реалии ставят множество новых проблем, которые невозможно решить готовыми теоретическими выводами социализма. Партия рабочего класса призвана уделять пристальное внимание идейно-теоретической деятельности по развитию социалистических идей в соответствии с изменениями времени и прогрессом революции и строительства нового общества. Если она ведет эту работу по неверному пути и, как следствие этого, происходит ревизионистское перерождение либо догматический застой идей социализма, то социализм лишается верного руководящего компаса, не может избежать искривлений и неудач.

В прошлом в некоторых бывших социалистических странах руководящие посты в партии и государстве заняли ренегаты революции, которые исказили и изуродовали идеи социализма, и он, лишенный ориентировки, сбился с пути и пошёл дорогой капиталистической реставрации. Искривления и зигзаги в ходе социалистической революции и социалистического строительства, развал социализма в ряде стран — это, в конце концов, результат обеднения и перерождения научных, революционных идей и теории.

Разрабатывая правильные руководящие идеи и теорию осуществления дела социализма, партия рабочего класса должна наряду с этим наладить воспитательную работу — вооружать ими народные массы.

Основательное вооружение народных масс социалистическими идеями является решающей гарантией укрепления субъекта социалистического общества, повышения его роли и наращивания темпов развития революции и строительства социализма. Правильная постановка воспитания людей на социалистических идеях даёт возможность идеологически пробуждать народные массы, тесно сплачивать их организационно, позволит им с честью выполнить свои обязанности, свою роль субъекта социализма, хозяина государства и общества. Проникнувшись высоким сознанием и тесно сплотившись воедино в борьбе, народные массы смогут проявить неистощимую энергию и разум и осуществить великие перемены в деле преобразования природы и общества. Несравненные преимущества и непобедимая сила социализма заключаются в том, что он всесторонне и в полной мере выявляет неисчерпаемую энергию и умственные способности народных масс, являющихся субъектом истории. Это и есть преимущество и мощь идей социализма, реализация которых обеспечивается идеологической работой.

Партии некоторых бывших социалистических стран, догматически подходя к ранее разработанной теории социализма, не обращали должного внимания на идеологическую работу по воспитанию народных масс, цеплялись за одну сторону дела — за хозяйственное строительство. Это привело и само экономическое строительство к застою, привело даже к развалу социалистического строя, к реставрации капитализма. Оппортунисты и ренегаты социализма, забросив идеологическую работу, внедряли в социалистическое общество капиталистические методы — методы приведения людей в движение силой денег, насаждали тем самым среди них индивидуализм и эгоизм, распространяли буржуазные идейки — психологию всевластия золотого мешка. Они действовали в унисон с реакционной буржуазной пропагандой, трубящей об «эффективности» и «преимуществах» рыночной капиталистической экономики, и, ратуя за «многообразие собственности», подорвали основы экономической системы социализма, базирующейся на социалистической собственности. Бесспорно, всё это — антисоциалистические, контрреволюционные манипуляции, направленные на то, чтобы в угоду империалистам исказить социализм, свести на нет его преимущества и открыть путь к развалу социализма, к реставрации капитализма. Процесс развала социализма в ряде стран даёт серьезный урок: если в социалистическом обществе упустить из виду идейную жизнь, забросить идеологическую работу, то это приведёт к идеологическому заражению людей, к перерождению и разложению всего социалистического; если рухнут идеологические позиции социализма, то никакое экономическое, военное могущество не поможет защитить социализм. Вместе с тем это убедительно доказывает, сколь велика роль идей, сколь важна идеологическая работа в осуществлении дела социализма.

Вывод о том, что в осуществлении дела социализма требуется взять за основу идейность и поставить на первый план идеологическую работу, зиждется на исходящем из идей чучхе взгляде на роль сознания человека в его деятельности.

Идеи чучхе впервые в истории обосновали, что человек является самостоятельным и творческим общественным существом, которое собственными силами преобразует мир и решает свою судьбу, и что в определении судьбы человека решающая роль принадлежит его самостоятельному сознанию.

На деятельность человека оказывают влияние разные факторы, а какому из них придавать решающее значение — этот вопрос имеет весьма важное значение в развитии общества и решении судьбы человека.

Раньше факторы, которые оказывают решающее влияние на деятельность человека, искали преимущественно вне человека. Религиозная, идеологическая концепция утверждала, что деятельность человека якобы определяет и вершит его судьбу какое-то сверхъестественное мистическое существо, не подвластное воле человека. Абсурдность этой концепции уже доказана наукой. Материалистическая же концепция видит тот же самый главенствующий фактор в объективных материальных условиях. Человек — продукт развития материального мира, он живет и действует в нём, поэтому он в своей деятельности не может не быть под влиянием объективных материальных условий. Однако не сами по себе эти объективные условия непосредственно диктуют человеку определённые действия. Они могут повлиять на действия человека лишь через его сознание. Человек — общественное существо, которое, обладая сознанием, ведёт самостоятельную и творческую деятельность, — не просто подвергается влиянию объективных условий, а активно преобразует и эффективно использует их.

В деятельности человека решающую роль играет его сознание. Выражая потребности и интересы человека, оно определяет всю его деятельность, служит движущей силой в его борьбе за преобразование мира. Разумеется, знания, отражающие закономерности объективного мира, играют важную роль в деятельности человека. Человек должен обладать научными знаниями, и только тогда он может рационально соответствии с объективными законами и успешно преобразовывать мир. С каждым днём все возрастает роль научно-технических знаний в развитии производительных сил общества. Но, тем не менее, цель и направление деятельности человека определяются его сознанием, оно регулирует и контролирует его деятельность. Как человек использует свои знания и насколько он активно проявляет свои творческие способности — это зависит от его сознания. Только тот, чьё сознание полно решимости служить интересам народных масс, может посвятить свои знания и технические навыки, разум и талант делу народных масс.

То сознание, которое выражает существенные требования человека как властелина и преобразователя мира, представляет собой самостоятельное сознание. Это и есть самосознание человека как хозяина своей судьбы и его воля к решению своими силами собственной судьбы. Лишь обладая самостоятельным сознанием, человек может активно преобразовывать мир и успешно решать свою судьбу.

Социалистические идеи — это самая высокая вершина развития самостоятельного сознания человека. Эти идеи, отражающие стремление человека к самостоятельности и коллективизму, служат самым мощным идеологическим оружием в преобразовании природы и общества, в решении судьбы человека, составляют идеологическую основу монолитного единства и сплоченности общества. Идеологическая работа по вооружению народных масс социалистическими идеями является основным рычагом выявления преимуществ социализма, умножения его мощи и ускорения революционного процесса и строительства социализма.

Экономической и материальной основой идей социализма являются социалистические экономические отношения. Эти социалистические экономические отношения, опирающиеся на социалистическую собственность, создают материальные условия для принятия народными массами социалистических идей и их укрепления. Стало быть, укрепление и развитие социалистических экономических отношений играет немаловажную роль в приобщении народных масс к социалистическим идеям. С установлением социалистического строя ликвидируется социально-экономический источник старых идей, но доставшаяся в наследство от старого общества отсталость — идеологическая, техническая, культурная — и связанные с нею разного рода пережитки сохраняются на протяжении исторически определенного периода. И это, в свою очередь, служит основой живучести несоциалистических идеологических элементов. Для того чтобы прочно вооружить всех членов социалистического общества идеями социализма, необходимо отстаивать социалистическую собственность, постоянно развивать и укреплять социалистические экономические отношения, постепенно устраняя пережитки старого общества, сохраняющиеся в социально-экономических отношениях и всех других сферах общественной жизни.

Если при социализме потворствовать пережиткам старого общества, внедрять в социалистическую экономику капиталистические методы хозяйствования и, тем более, допускать посягательство на социалистическую собственность и восстанавливать капиталистическую форму собственности, то это приведёт к подрыву экономической, материальной основы социалистических идей, создаст условия для возрождения индивидуализма, эгоизма и других проявлений буржуазной идеологии. Частная собственность порождает индивидуализм, и на почве капиталистической собственности и рыночной экономики рождается и произрастает буржуазная идеология. Это неизбежно. Социализм несовместим с частной собственностью и капиталистической рыночной экономикой.

Установление социалистического строя и создание прочной экономической, материальной базы социализма не означает, однако, что социалистические идеи сами собой овладевают сознанием людей.

Работа по вооружению людей социалистическими идеями — это борьба между новым и старым в области идеологии, это идейная перестройка, нацеленная на выкорчевывание из сознания людей старых идей и внесение в их сознание новых, социалистических идей.

Буржуазные и иные разнородные устаревшие реакционные идейки все без исключения имеют своим стержнем индивидуализм. Все эксплуататорские общества зиждились на индивидуализме, тысячелетиями люди жили в них, зараженные ядом индивидуализма. Эта идейка очень живуча и консервативна, она глубоко укоренилась в сознании, привычках, обычаях, повседневной жизни людей. И в условиях социалистического общества индивидуализм и другие пережитки старых идей нелегко поддаются искоренению, при малейшей возможности они оживают и находят лазейки для своего широкого распространения.

Идеи социализма — это новые идеи, в корне отличающиеся от всех устаревших идеек с их стержнем — индивидуализмом. Устранение из сознания людей старых и внесение в их сознание новых, социалистических идей — это идеологическая революция, направленная на коренную перемену в духовной жизни людей. Её задачи можно решить только путем упорного, активного идейного воспитания масс и борьбы с идейными перекосами.

Без борьбы со старыми идеями, сохраняющимися в социалистическом обществе, и с буржуазными и другими реакционными идеями, проникающими в него извне, нельзя выкорчевать старые идеи из сознания людей; без углубленной воспитательной работы, направленной на приобщение людей к социалистическим идеям, нельзя преобразовать их идейный настрой. Ренегаты социализма забросили дело вооружения народа социалистическими идеями и одновременно под лозунгами «гласности» и «плюрализма» ввергли людей в идеологический хаос, открыли настежь дверь проникновению в сознание людей реакционной буржуазной идеологии и культуры. Концепция о «гласности» и «плюрализме» в социалистическом обществе равноценна контрреволюционным проискам, направленным на ликвидацию социалистических идей, внедрение буржуазной реакционной идеологии и, в конце концов, на разложение социализма изнутри.

Раньше многие партии механически восприняли такое изложение материалистического взгляда на историю, что материально-экономические условия общества определяют общественное сознание и по мере изменения этих условий меняется и общественное сознание. Эти партии полагали, что после установления социалистического строя вместе с продвижением социалистического строительства и повышением материально-культурного уровня жизни людей будет соответственно меняться и их сознание. Исходя из этого, они недооценивали идеологическую работу. Концепция о том, что социалистические преобразования материально-экономических условий общества сами по себе обусловливают последующее преобразование сознания людей на социалистических началах, — неверна. Она не соответствует сущности и особенностям социалистических идей и процесса социалистической идейной перестройки. Верно, что сознание людей отражает объективную действительность. Однако как воспринимают её люди — это зависит от них самих, от их подготовленности. Человек видит, слышит, чувствует и воспринимает настолько, насколько он знает. Каково сознание того или иного человека и как оно изменяется и развивается — это зависит от подготовленности самого человека, от характера его деятельности и от идеологического влияния, под которым он находится. И выходец из имущего класса может стать революционером, если он идеологически пробужден и находится под сильным революционным влиянием. В то же время далеко не все те, кто по своему происхождению принадлежит к рабочему классу, становятся приверженцами революционных идей. И в социалистическом обществе в сознании людей сохраняются старые идейки, и не прекращается проникновение и влияние реакционных идей извне. Поэтому очевидно, что установление социалистического строя и создание материально-экономических условий не означают автоматически успешного проведения работы по воспитанию и перевоспитанию всех членов общества в духе новых, социалистических идей. И если при социализме создаются все условия для самостоятельной и творческой жизни народа и он пользуется различными благами, но среди людей не будет проводиться активная идеологическая работа, то они, считая это естественным, не будут глубоко осознавать, как дорог им социалистический строй и чем они ему обязаны.

Кроме того, если не вести среди них идеологическую работу, то по мере освобождения людей в социалистическом обществе от тревог и продолжения стабильной жизни у них может постепенно снижаться революционный энтузиазм и появляться склонность жить благодушно. В таком случае люди не будут самоотверженно бороться за социализм и могут, будучи обманутыми ложной пропагандой империалистов и других реакционеров, начать смотреть на капитализм сквозь розовые очки, докатиться до измены делу социализма. Об этом свидетельствует процесс развала социализма в ряде стран, где отказ от идеологической работы расчистил империалистам дорогу для их идейно-культурного проникновения в общество.

Идейное воспитание и борьба с идейными пороками являются самым мощным орудием для воспитания и перевоспитания людей в духе социалистических идей. Наш опыт показывает, что при социализме можно воспитывать и перевоспитывать все слои населения по-социалистически, если настойчиво проводить среди них идеологическую работу, вооружая массы социалистическими идеями.

Дело социализма — это дело историческое, совершающееся на протяжении многих поколений, это дело самостоятельности народных масс, осуществляемое в острой борьбе с империализмом и другими реакционными силами. Продвижение вперед дела социализма должно сопровождаться непрерывным углублением и развитием идеологической работы. Чем яростнее становятся происки врагов социализма, тем активнее надо вести идеологическую работу.

Взять за основу идейность и поставить во главу угла идеологическую работу — именно в этом кроется ключ к тому, чтобы продвигать вперед и победоносно завершить дело социализма.

2. Основной задачей идеологической работы при социализме является достижение безраздельного господства социалистических идей во всем обществе.

Процесс развития и усовершенствования социалистического общества есть процесс преобразования всех сфер общественной жизни согласно требованиям идей социализма. Самое главное при этом — довести социалистические идеи до сознания всех членов общества и добиться безраздельного господства этих идей во всем обществе. Этой цели должна быть подчинена идеологическая работа в социалистическом обществе.

В любом обществе правящий класс стремится к безраздельному господству своих идей. При капитализме, где общество разделено на классы и интересы людей антагонистичны, не может быть безраздельного господства одной идеологии, неизбежно существование разных идей. По поводу бытующих в капиталистическом обществе разношерстных идеек империалисты и их апологеты трубят об идеологической «свободе», афишируя это якобы достижение «свободного мира». Однако в капиталистическом обществе, где монополисты и представляющие их интересы реакционные правящие круги держат в своих руках печать, информационные агентства, радио- и телевещание, все другие средства пропаганды и просвещения, свободного развития прогрессивных идей быть не может. Чтобы навесить на это общество вывеску «демократического», реакционный буржуазный правящий класс в определенных рамках допускает прогрессивные идеи, но, когда они хоть в малейшей степени угрожают его режиму, он прибегает к беспощадным репрессиям. На вид, кажется, что в этом буржуазном обществе допускаются различные идеологические течения, однако наводняющие его идеологические течения всех мастей и оттенков представляют собой лишь буржуазные идеи во всех их формах и проявлениях. Что касается идеологической «свободы» в буржуазном обществе, о которой трубят империалисты, то это не более чем лживый лозунг. Цель здесь состоит в том, чтобы с помощью этого лозунга приукрашивать свою политику, маскируя то, что они не останавливаются ни перед какими средствами и приёмами для подавления прогрессивных идей и насаждения буржуазных реакционных идей, и оправдывать свою культурно-идеологическую экспансию в другие страны.

Лишь в условиях социализма, где нет эксплуатации и гнета и ликвидированы классовые антагонизмы, все члены общества, объединённые общностью целей, стремлений и интересов, могут стать приверженцами одной идеологии и добиться её безраздельного господства. Идеи социализма — это научно обоснованные идеи. Они отражают присущую природе человека самостоятельность, освещают путь к достижению самостоятельности народных масс. И вполне естественно, что народные массы воспринимают эти идеи как свои собственные. Лишь прочно взяв на вооружение социалистические идеи, они могут самостоятельно и творчески решать свою судьбу, завершить дело социализма.

Империалисты и ренегаты социализма клеветнически называют идейно-воспитательную работу в социалистическом обществе «единообразием» и «идеологическим вдалбливанием». Это абсурдная выдумка, служащая для очернения социализма, это софистика, состряпанная для оправдания лживости и реакционности буржуазной пропаганды.

Социалистические идеи куют из народных масс самостоятельных людей, обладающих самостоятельным сознанием и творческими способностями, а буржуазная реакционная идеология превращает народные массы в рабов, покорно повинующихся господству капитала, в людей, идейно-духовно искалеченных.

В капиталистическом обществе, где властвуют буржуазный реакционный режим, эксплуатация и гнет капитала, самостоятельное сознание народных масс подавляется, безжалостно попираются их стремления и требования, сдерживаются и уродуются их творческий разум и таланты. Пуская в ход весь арсенал лжи и обмана, империалисты и другие реакционеры парализуют здоровое мышление народных масс, распространяют среди них буржуазную реакционную идеологию и прогнивший буржуазный образ жизни. Именно это является по своей сути идеологическими репрессиями против развития самостоятельного сознания людей и преступной акцией по вдалбливанию в сознание народа реакционных идей.

Народные массы в социалистическом строе должны основательно вооружиться социалистическими идеями. Лишь тогда они смогут полностью освободиться от влияния и оков различных устаревших идей, осуществить свои самостоятельные требования, лишь тогда сможет всесторонне развиться индивидуальность каждого человека, его стремления, разум, таланты. Идеи социализма — наиболее революционные, они нацелены на защиту и реализацию самостоятельности народных масс. Поэтому они действительно служат оружием для идеологического освобождения, для освобождения человека, что открывает путь к безграничному идейно-духовному развитию людей. Идеи социализма — итог развития человеческой мысли, они вбирают в себя в обобщенном виде все прогрессивные мысли, отвечающие стремлению народных масс к самостоятельности. Это самые широкоохватные, самые передовые идеи, ставшие вершиной человеческой мысли. Воспитательная работа по приобщению народных масс к социалистическим идеям направлена на осуществление самостоятельных требований народных масс, их стремления избавиться от оков всех старых идей и наслаждаться здоровой, богатой идейно-культурной жизнью. Партия рабочего класса воспитывает людей на социалистических идеях. Это — дело в интересах народа, проявление великой любви партии к народу, её заботы о нём.

Идейно-культурная жизнь и благородный идейно-моральный облик нашего народа при социализме, служащем интересам народных масс, ярко демонстрируют преимущества и силу нашего социалистического строя, идей социализма и идейно-воспитательной деятельности нашей партии. В нашей стране даже в трудной, сложной обстановке обеспечиваются единодушие и сплоченность всего народа вокруг партии и вождя. Все общество образует одну большую дружную семью: люди, полные уверенности в себе и оптимизма, живут и трудятся, помогая друг другу, и подтягивая друг друга, как родные. Все согласно своему желанию и потребностям прилежно учатся, наслаждаются разнообразной эмоционально-культурной жизнью, и во всей красе расцветает их интеллектуальный потенциал и таланты. Таков подлинный облик нашего общества, в котором под руководством партии активизируется идеологическая работа и осуществляется безраздельное господство одной, социалистической идеологии.

Наша задача — решительно отбив реакционные идеологические наскоки империалистов и ренегатов социализма, ещё более усиливать воспитание людей в духе социалистических идей, чтобы они глубоко осознали научность, правдивость и непобедимость социализма.

Революционными, социалистическими идеями, которыми должен овладеть наш народ, являются идеи чучхе. Главное в идеологической работе нашей партии — воспитание людей в духе идей чучхе.

Великий вождь товарищ Ким Ир Сен, разработав идеи чучхе, обосновал положения об общественно-историческом развитии, в центре внимания которых находится человек, и поставил идеи социализма на новую научную основу. Идеи чучхе, преодолев историческую ограниченность предшествующего учения о социализме и всяческие оппортунистические искажения социализма, по-новому развили и усовершенствовали социалистические идеи и теорию, точно отразив требования новой исторической эпохи, эпохи самостоятельности, когда народные массы выступают как хозяева своей судьбы. Дело самостоятельности народных масс, дело социализма можно успешно выполнить и завершить, лишь руководствуясь идеями чучхе и последовательно претворяя их в жизнь. Именно благодаря этому наша партия и наш народ и в столь трудных условиях смогли успешно строить социализм, служащий интересам народных масс, и теперь, несмотря на крутые перемены в международной ситуации и суровую обстановку, защищают и победоносно продвигают вперед наш социализм. Жизнь на практике доказала, что именно идеи чучхе являются наиболее научно обоснованными социалистическими идеями, отвечающими требованиям современности.

Нам и впредь надлежит высоко нести знамя идей чучхе, последовательно воплощать их во всех областях революции и строительства социализма. Мы должны активно воспитывать членов партии и беспартийных трудящихся в духе идей чучхе с тем, чтобы они овладели твердым революционным мировоззрением, основанным на идеях чучхе, жили и трудились согласно их требованиям.

Коллективизм — основополагающее начало социалистического общества. Идеи социализма по сути своей есть идеи коллективизма.

Стремление человека как общественного существа к самостоятельности может успешно реализоваться лишь на путях коллективизма. Социалистическое общество — это общество, которое воплощает в себе коллективизм. Борьба «кто кого», происходящая между социализмом и капитализмом, — это не что иное, как борьба между коллективизмом и индивидуализмом. Преимущества социализма перед капитализмом — это превосходство коллективизма над индивидуализмом. Победа или поражение социализма, можно сказать, зависит от того, как воплощается в жизнь коллективизм. Основной гарантией развития и совершенствования социализма является основательное вооружение всех членов общества духом коллективизма, полное воплощение его принципов во всех сферах социальных отношений, управления обществом, общественной жизни. Человек должен овладеть коллективистским взглядом на жизнь, суть которого — больше дорожить интересами коллектива, чем своими личными, посвящать всего себя делу коллектива, видеть истинный смысл жизни и счастье в доверии и любви коллектива. Только это поможет человеку обрести благородный идейно-духовный облик, отвечающий природе общественного человека и потребностям социалистического общества, только так он сможет стать настоящим борцом за дело социализма. Ослаблять воспитание людей в духе коллективизма, нарушать его принципы в социалистическом обществе — это значит отказаться от дела социализма и способствовать возрождению капитализма, базирующегося на индивидуализме.

В прошедший период наша партия неустанно воспитывала членов партии, всех трудящихся в духе коллективизма, последовательно осуществляла его принципы на всех участках социалистического строительства. И сегодня в нашем народе ярко проявляется благородный дух коллективизма, что выражается в том, что люди отдают все силы борьбе за партию и вождя, за Родину и нацию, на благо общества и коллектива. Мы должны усиленно продолжать воспитание людей в духе коллективизма, чтобы во всем обществе ещё полнее утвердилась такая атмосфера, в которой люди живут и трудятся под девизом: «Один за всех, все за одного!»

Преданность партии — это наивысшее выражение духа коллективизма, это самое основное качество коммуниста-революционера.

Партия рабочего класса — попечительница политической жизни народа, направляющая политическая сила, ведущая к победе дело самостоятельности народных масс. Лишь под руководством партии они могут жить полноценной политической жизнью, познавать истинный смысл жизни и счастье общественного существа. Беззаветная верность партии, которая оказывает им политическое доверие и заботится об их судьбах, должна стать их революционным убеждением и чувством долга.

Любовь к народу, забота о нем, проявляемые партией, — источник чувства преданности народа. Однако не все сами собой глубоко ощущают тепло любви и заботы партии, не все имеют твердую готовность отвечать на них своей преданностью. Если не воспитывать у людей безграничную верность партии, то даже и среди тех, кто вырос, окруженный вниманием партии, могут встретиться неблагодарные, безнравственные индивидуумы. Партия рабочего класса наряду с проведением правильной политики в интересах народа должна активно воспитывать у людей верность партии.

Наша партия, созданная великим вождем товарищем Ким Ир Сеном, — э то испытанная, зрелая партия, которая достойно наследует и развивает наше революционное дело, это партия-мать в подлинном смысле этого слова, которая оберегает политическую жизнь всех членов общества и проявляет теплую заботу об их жизни и быте. Мы должны неустанно воспитывать членов партии, всех трудящихся так, чтобы они безгранично доверяли нашей партии, грудью защищали её и, вверив ей свою судьбу, оставались верными её руководству.

Основным мерилом верности партии является то, как люди воспринимают и претворяют в жизнь линию и политику партии. Подлинно верным делу партии является тот, кто воспринимает её линию и политику как самые справедливые и до конца претворяет их в жизнь, проявляя безграничную самоотверженность.

Линия и политика партии — это верная стратегия и тактика нашей революции, которая воплощает в себе идеи чучхе и выражает требования и интересы народных масс, это руководство к действию в их борьбе и жизни. Наша партия, постоянно общаясь с народными массами, разрабатывала свою политику с учетом их требований и интересов и проводила её в жизнь, мобилизуя на это их силы и разум. Вся её политика точно отражает волю народных масс, и поэтому они целиком и полностью поддерживают её и активно борются за её претворение в жизнь. Члены партии, все наши трудящиеся должны вооружиться знанием политики партии и последовательно претворять её в жизнь. Вот в чем состоит путь к отстаиванию нашего социализма, умножению его могущества, путь к обеспечению всему народу благ плодотворной, счастливой жизни. Нам следует активно воспитывать членов партии, всех трудящихся в духе политики партии с тем, чтобы они дали себе четкий отчёт в сущности и правоте партийной политики, сделали её своим незыблемым кредо, последовательно претворяли её в жизнь, соблюдая принципы неукоснительности и безусловности.

Чтобы до конца завершить дело социализма, необходимо полнее приобщать всех членов общества к революционным традициям, наследуя и приумножая их в чистоте.

Революционные традиции являются историческим корнем социализма, это идейно-духовное достояние, обеспечивающее непрерывность эстафеты революции. Отстаивать, наследовать, развивать идеи вождя — первооткрывателя пути к социализму — и достижения революции, завоёванные под его руководством предшествующими поколениями революционеров в кровопролитной борьбе, — таков процесс завершения дела социализма.

Подход и позиция по вопросам революционных традиций — это пробный камень, позволяющий отличить верность от измены делу самостоятельности народных масс, делу социализма, революцию — от контрреволюции. Подлинные революционеры, коммунисты оберегают, защищают, наследуют и приумножают революционные традиции, а оппортунисты и ренегаты революции яростно пытаются уничтожить их. Современные ревизионисты и предатели социализма очернили руководящее положение и престиж вождя, уничтожили свершения предшествующих поколений революционеров и тем способствовали перерождению, развалу социализма, забросали грязью его образ. Уничтожение основных корней социализма, клевета на проложившего путь революции своего вождя и прежние поколения революционеров, ликвидация исторических свершений социализма представляют собой самое подлое, гнусное предательство, контрреволюционную акцию. Исторический опыт показывает, что отрицание и уничтожение революционных традиций ведёт к разрыву артерии революции и уничтожению завоеваний социализма, добытых ценой крови.

Революционными традициями, которые необходимо унаследовать нашей партии и нашему народу, являются те самобытные традиции, которые создал великий вождь товарищ Ким Ир Сен, прокладывая беспрецедентно трудный путь корейской революции и ведя её от победы к победе. Революционные традиции нашей партии, основное содержание которых составляют система идей чучхе и коммунистический революционный дух, бесценные революционные достижения и глубокий, богатый опыт борьбы, революционные методы и народный стиль работы, — это вечный фундамент нашей революции. Наша партия неизменно уделяла серьезное внимание тому, чтобы надежно защищать славные революционные традиции, созданные уважаемым товарищем Ким Ир Сеном, сохранять их чистоту и воспитывать всех партийцев и беспартийных трудящихся в их духе. Сегодня в нашей стране эти революционные традиции ярко воплощаются во всех сферах социалистического строительства и общественной жизни. Мы должны ещё более активно воспитывать членов партии и беспартийных трудящихся в духе революционных традиций нашей партии, чтобы все они крепко вооружились духом этих традиций, унаследовали и развили их и тем самым довели наше дело социализма до победного конца.

Ядро социалистических идей составляет классовое сознание рабочего класса. Это самостоятельное сознание, отражающее стремление народных масс к самостоятельности, их коренные интересы.

По своей революционности. Сплочённости, самостоятельности рабочий класс сильнее, чем другие классы в обществе. Не кто иной, а именно рабочий класс выражает требования и стремление народных масс самостоятельно жить и развиваться и идёт впереди в борьбе за их осуществление. Социалистическое общество воплощает в себе классовые требования рабочего класса. В борьбе за социализм необходимо неизменно и твердо придерживаться классового подхода и позиции рабочего класса. Отход от них приводит к перерождению социализма — к классовому перерождению. Ренегаты социализма под фальшивыми лозунгами «нового мышления» и «общечеловеческих ценностей» парализовали классовое сознание людей, привели социализм к классовому перерождению. «Новое мышление» и «общечеловеческие ценности», оторванные от подхода и позиции рабочего класса, — это не что иное, как буржуазное мышление, буржуазный взгляд на ценности.

Отстаивание подхода и позиции рабочего класса, привитие людям его классового сознания всегда остается важной задачей всего процесса осуществления дела социализма. Разумеется, конкретное содержание классового воспитания людей может в определенной мере меняться в ходе развития революции и строительства нового общества. Однако ни на йоту нельзя пренебрегать классовым воспитанием людей. Не говоря уж о периоде борьбы за установление социалистического строя, в последующем также следует неизменно усиливать эту работу. Империалисты и другие, смыкающиеся с ними враждебные элементы, не отказываются от попыток ликвидировать социализм. Если в этих условиях пренебрегать классовым воспитанием масс, то не исключено идеологическое разоружение перед лицом врага. Следовательно, и после утверждения социалистического строя ни в коем случае нельзя ослаблять выработку у людей классового сознания рабочего класса.

Наша партия давно обосновала положение о том, что вооружение людей классовым сознанием рабочего класса составляет основу коммунистического воспитания, и неустанно проводила классовое воспитание людей. Наш долг — ещё более усиливать эту работу с учётом сегодняшних реальных условий, чтобы члены партии и беспартийные трудящиеся крепко вооружились классовым сознанием рабочего класса, постоянно придерживались его подхода и позиции, питали ненависть к эксплуататорскому строю и империализму, решительно боролись против них. Особо серьёзное внимание должно быть уделено воспитанию классового сознания рабочего класса у представителей новой смены, которые не подвергались в прошлом эксплуатации и угнетению, не прошли школу суровых испытаний революции.

Социалистические идеи служат оружием для классового освобождения, а также оружием для национального освобождения. Это подлинно патриотические идеи.

Страна и нация — сообщество соединённых общностью судьбы людей, сложившееся на протяжении истории. Дело социализма осуществляется в рамках отдельной страны и нации. Империалисты попирают самостоятельность других государств и наций, сеют раздор и вражду между нациями. Путь капитализма — путь к эксплуатации и гнёту, национальному неравенству и порабощению. Об этом наглядно свидетельствует не только историческое прошлое угнетённых наций, которые по вине империалистов лишились национальной независимости и испытали участь колониального раба, но и нынешние реалии в странах, где из-за изменников социализма рухнул социализм и реставрирован капитализм. Социализм выступает против всяких агрессивных акций империалистов и их вмешательства в дела других стран, обеспечивает подлинный суверенитет, независимость, процветание, развитие страны и нации.

Успешно вести дело революции в своей стране — таков национальный долг партии рабочего класса и народа каждой страны перед мировой революцией. Для этого следует любить свою родину и нацию, защищать самостоятельность страны и нации. Без достижения самостоятельности страны и нации невозможно осуществить самостоятельность народных масс. Кто обладает чувством любви к своей родине и нации, тот может по-хозяйски подходить к делу революции в своей стране, самоотверженно бороться за дело социализма. Те, кто любит свою родину и нацию и верен делу революции в своей стране, уважают суверенитет других стран и наций, решительно борются против посягательств на него. Национальный и международный долг в революции — это единый узел. Коммунисты, беззаветно преданные делу самостоятельности народных масс, являются подлинными патриотами и в то же время настоящими интернационалистами.

Для того чтобы народ был верен делу социализма, необходимо активно воспитывать его в духе социалистического патриотизма. В прошедший период наша партия энергично проводила эту работу среди членов партии и беспартийных трудящихся, считая её важной задачей идеологического воспитания. Сегодня наш народ преисполнен глубоким чувством национальной гордости, что он живёт под руководством партии и ведёт революционную работу в социалистическом строе, служащем интересам народных масс. Он горячо любит социалистическую Родину — страну чучхе, надежно защищает завоевания социализма, срывая происки империалистов и других реакционеров, направленные против социализма, против нашей Республики. Нам следует ещё активнее воспитывать народ в духе социалистического патриотизма с тем, чтобы он, глубоко осознав свою миссию революционного народа, стража оплота социализма, самоотверженно боролся за процветание, развитие своей социалистической Отчизны.

Выработать у каждого члена общества высокие нравственные качества — важное требование, диктуемое делом укрепления и развития социализма.

Мораль — это общественные нормы поведения, сознательно соблюдаемые людьми по велению совести.

В классовом обществе мораль носит классовый характер. В эксплуататорском обществе господствует мораль эксплуататорских классов, которая служит тому, чтобы защищать их интересы. Помогать угнетению и эксплуатации трудящихся масс. Моральное загнивание — неизлечимая болезнь общества эксплуататорских классов, оно достигает своего предела в капиталистическом обществе, где над всем властвуют деньги.

Социалистическое общество, в котором основой социальных отношений являются товарищеская сплочённость и сотрудничество между людьми, требует всестороннего утверждения новой морали, отвечающей его природе. По мере продвижения вперёд социалистического строительства функции и роль морали в обществе все возрастают. Однако в некоторых бывших социалистических странах не обращали должного внимания на утверждение новой морали, отвечающей природе социалистического общества, там дали о себе знать даже такие взгляды, что подчёркивание морального кодекса, мол, ослабляет революционность людей. Мораль же не противоречит революционности, а, наоборот, ещё более усиливает её. Когда социализм утверждает свою мораль, отвечающую его природе, и твердо стоит на этой основе, то ещё более крепнут идейно-политическое единство и сплоченность народных масс, во всем обществе создается здоровая, революционная атмосфера жизни, нарастают темпы строительства социализма.

Социалистическая мораль — это коллективистская мораль, основанная на благородном чувстве товарищества и революционного долга. Это самая прекрасная мораль, которая, наследуя лучшие нравственные качества, исторически свойственные среде трудящихся масс, по-новому развила их согласно существенным требованиям социалистического общества. Критерием прогрессивности морали являются стремление народных масс к самостоятельности и их интересы. Это служит не только политическим критерием, отличающим прогрессивность от реакционности, но и моральным эталоном, различающим добро и зло. То поведение, которое отвечает самостоятельным требованиям и интересам народных масс, является высоконравственным, а то. Что противоречит им, — аморальным. Жить и трудиться на благо общества и коллектива, помогая друг другу, и подтягивая друг друга, исходя из чувства революционного товарищества и чувства долга, — это несравненно более благотворная, счастливая жизнь, чем жить в погоне за личным благополучием с мыслью: «Чужое дело меня не касается». Таков социалистический, коллективистский взгляд на мораль.

Сегодня в нашей стране социалистическая мораль укоренилась в сердцах людей, вошла в их жизнь и быт; везде и всюду во всей красе расцветает благородная коммунистическая нравственность. Наш народ считает священным моральным долгом беречь, как собственную жизнь, отстаивать и прославлять социализм в нашей стране, служащий интересам народных масс, социализм, при котором уважают достоинство человека и насыщают его жизнь новым смыслом. Он считает также своим революционным долгом оправдывать преданностью доверие и заботу партии и вождя, которые дали ему возможность наслаждаться бесценной политической жизнью и окружают его теплой любовью. Прекрасные деяния, основанные на безграничной любви к товарищам и готовности ничего не жалеть ради них, стали сегодня повседневным явлением в нашем обществе. Единодушие и сплоченность — самые прочные узы у нас. Это тесное сплочение вождя, партии и масс, основанное на единстве идей и воли, на морали и чувстве долга. Наш социализм — непобедимый социализм, в основе которого лежат единые идеи и убеждения, отношения любви и доверия. Необходимо, чтобы во всем обществе установилась атмосфера соблюдения социалистической морали, и социализм пустил глубокие корни в душах и в жизни людей. Лишь тогда, как показывает опыт, станет возможным надежно отстаивать дело социализма и обеспечивать его победоносное продвижение вперед при любых испытаниях. Мы должны постоянно усиливать воспитание всех членов общества в духе социалистической морали с тем, чтобы они считали защиту социализма и умножение его мощи своим благородным моральным долгом, своей жизненной необходимостью, делом всей своей жизни.

Приобщение людей к социалистическим идеям происходит в борьбе со всеми несоциалистическими идеологическими элементами.

Вооружение людей идеями социализма, с одной стороны, и ликвидация в их сознании старой идеологии — другой, есть процесс острой идеологической борьбы за окончательное вытеснение элементов капитализма из сферы сознания людей. Объект этой борьбы — не сам человек, а пережитки старого в сознании людей и реакционные идеи, проникающие извне.

Мы должны усиливать среди членов партии и беспартийных трудящихся идейное воспитание, борьбу с идеологическими перекосами, чтобы искоренить в их сознании индивидуализм, эгоизм и другие пережитки старых идей.

В частности, среди руководящих работников надо вести усиленную борьбу с проявлениями злоупотребления властью, бюрократизма, коррупции и афер. Это зло как порождение эксплуататорского общества уходит своими корнями в индивидуализм, эгоизм. В социалистическом обществе такие проявления недопустимы. В социалистическом обществе руководящие работники — это не бюрократия, стоящая над народом, а слуги народа. Процветание среди руководителей фактов злоупотребления властью, бюрократизма, коррупции и афер означает появление трещин в единстве и сплоченности партии и народных масс, не дает социализму возможности проявлять свою жизненную силу. Крушение социализма в ряде стран связано и с процветанием в среде руководителей злоупотребления властью, бюрократизма, коррупции и афер. Для того чтобы отстоять социализм и ускорить процесс его построения, необходимо вести непримиримую борьбу с этим злом даже в его малейших проявлениях и полностью его искоренить.

Буржуазная идеология, буржуазный образ жизни — это идеологический яд, делающий людей духовно искалеченными. Прибегая к идейно-культурной экспансии в другие страны, империалисты без конца строят козни, пытаясь обессилить народы своей идеологической заразой, дезорганизовать эти страны изнутри и тем самым держать их под своим господством и контролем. Идейно-культурная экспансия империалистов — это средство их агрессии и вмешательства во внутренние дела, совершаемых под вывеской «сотрудничества» и «обмена», это гнуснейший дезорганизаторский приём, с помощью которого они отравляют ядом реакционной буржуазной идеологии здоровое сознание людей, добиваясь их морального разложения и нравственного падения. Чтобы защитить, отстаивать дело социализма и обеспечивать самостоятельное развитие страны, необходимо бороться против идейно-культурной экспансии империализма. Сейчас империалисты и другие реакционеры со всей настойчивостью пытаются насадить в нашей среде ростки буржуазной либерализации. Мы должны поставить заслон буржуазной идеологии и другим разнородным реакционным идеям, буржуазному образу жизни, чтобы они не смогли проникнуть в нашу среду извне.

Ревизионизм — это контрреволюционное оппортунистическое идеологическое течение, выхолащивающее революционные принципы социализма. Наиболее пагубная его вредоносность заключается в отрицании места и роли партии и вождя в революции и строительстве социализма, в ослаблении функций социалистической власти, в создании иллюзий в отношении капитализма, в идейном разоружении народа. Через ревизионизм, в конечном счёте, лежит путь отказа от социализма, путь к капитализму. Чётко уяснив себе реакционную сущность ревизионизма и его опасность, надо решительно отвергнуть всякие ревизионистские идеологические течения.

Важной гарантией срыва антисоциалистических вылазок классовых врагов и завершения дела социализма является прочное вооружение людей идеями социализма. Мы и впредь должны активно вести идейно-воспитательную работу, направленную на вооружение партийцев и беспартийных трудящихся социалистическими идеями.

3. Идеологическая работа в социалистическом обществе должна вестись согласно принципам и методам, отвечающим существенным требованиям социализма.

После чёткого определения задач и содержания идеологической работы её успех зависит от того, на каких принципах и какими методами она будет вестись. Только осуществляя идеологическую работу согласно тем принципам и теми методами, которые отвечают существенным требованиям социализма, можно успешно воспитывать и перевоспитывать всех членов общества в духе социалистических идей.

Идеологическую работу в социалистическом обществе необходимо активно вести под руководством партии рабочего класса как дело всей партии, всего государства, всего общества.

Наша идеологическая работа нацелена на основательное вооружение народных масс социалистическими идеями для упрочения идеологических позиций социализма во всех сферах революции и строительства социализма, для максимального выявления их революционного энтузиазма и творческой активности. Поэтому партийным и государственным органам, общественным организациям трудящихся, всем другим органам и организациям следует вооружать народные массы социалистическими идеями в соответствии со своим назначением и своими обязанностями, а работникам всех отраслей, всех подразделений — активно развернуть среди масс идеологическую, политическую работу.

Наиболее важным принципом идеологической работы является надёжное обеспечение руководства ею со стороны партии рабочего класса.

Партия рабочего класса представляет собой высшую политическую организацию, призванную руководить революцией и строительством нового общества. Без партийного руководства невозможно направлять идеологическую работу по единому руслу в соответствии с требованиями дела социализма. Лишь надежное партийное руководство этой областью позволяет предотвратить проникновение в сферу идеологии вредных, сомнительных идей всех оттенков и мастей, сохранить революционный, социалистический характер идеологической работы, обеспечить безраздельное господство во всём обществе единой социалистической идеологии. Партия рабочего класса должна крепко взять в свои руки идеологическую работу и не уступать ни пяди на этом пути, осуществляя руководство этой работой. Соглашательство и уступки в идеологической области ведут к перерождению и поражению. Всякие попытки ослабить или отрицать руководство идеологической работой со стороны партии рабочего класса имеют целью разрушение социалистических идеологических позиций, внедрение и распространение буржуазной реакционной идеологии.

Партия рабочего класса обязана решительно выступать против любых попыток отказаться от партийного руководства идеологической работой. Она должна осуществлять единый контроль, единое руководство всеми звеньями этого участка работы. Непосредственно организуя и ведя идеологическую работу через парторганизации всех ступеней, она должна вместе с тем контролировать, направлять работу средств массовой информации, литературы и искусства, всех других идеологических и культурных сфер, а также государственных органов, общественных организаций трудящихся и учебных заведений, чтобы они наладили воспитание масс в соответствии со своими предназначениями и задачами.

Средства массовой информации, литература и искусство — мощное идеологическое орудие воспитания масс, их организации и мобилизации.

В социалистическом обществе средства массовой информации, литература, искусство и все другие идеологические и культурные сферы должны под руководством партии верно служить делу защиты дела социализма и его продвижению в соответствии со стремлением народных масс к самостоятельности. Если в социалистическом обществе эти идеологические и культурные средства окажутся вне руководства и контроля партии рабочего класса, то они превратятся в орудие контрреволюции. Ярким доказательством этого служат примеры ряда бывших социалистических стран, где ренегаты социализма и реакционеры взяли в руки эти средства и использовали их против социализма. Партия рабочего класса должна твёрдо взять в руки все идеологические и культурные средства, в том числе средства массовой информации, литературу и искусство, непрерывно повышать их роль и добиваться того, чтобы все они успешно выполняли возложенные на них задачи и миссию на социалистическом идеологическом фронте.

Социалистическое государство руководит, управляет в едином порядке делами всех сфер общественной жизни политики, экономики, культуры и так далее. Функция идеологического и культурного воспитателя — одна из основных функций социалистического государства.

Социалистическое государство призвано в своей деятельности по руководству и управлению разными областями общественной жизни, в частности, по управлению государством и экономикой, отстаивать социалистические принципы и максимально выявлять преимущества социализма. Таким образом, необходимо обеспечить народу полноценную материальную жизнь, соответствующую социалистическим требованиям, и в то же время создать для него все условия здоровой, богатой духовно-культурной жизни. Перед государственными органами стоит задача — продуманно разработать социалистические правовые нормы и правила, ввести в практику стройный социалистический порядок управления во всех сферах жизни и контролировать то, чтобы люди сознательно соблюдали эти нормы и порядок. Социалистическое государство руководит и управляет делами во всех сферах общественной жизни на социалистических принципах и в соответствии с социалистическими требованиями. Это оказывает огромное воздействие на людей в том отношении. Чтобы они в практической жизни овладевали социалистическими идеями и привыкали к социалистическому образу жизни. В этом состоит также важная гарантия того, чтобы в социалистическом обществе старая идеология не имела почвы для своего возрождения и не нашла лазейки для проникновения извне.

Социалистическое государство, активно развивая культурно-экономический обмен и сотрудничество с разными странами мира на основе принципов равенства и взаимной выгоды, обязано вместе с тем обращать должное внимание на то, чтобы в ходе этого не проникали буржуазная реакционная идеология, тлетворная буржуазная культура и буржуазный образ жизни. Если в экономических и культурных связях с другими странами государственные органы организуют обмен и сотрудничество в этих областях необдуманно, предав забвению социалистические принципы, то этим оно откроет дверь империалистам для проникновения их идей и культуры. Это может повлечь за собой серьёзные последствия, поставить социализм под угрозу. Социалистическое государство обязано принимать административные и юридические меры для того, чтобы оградить социалистический строй и народ от идейно-культурной экспансии империализма.

В социалистическом обществе общественные организации трудящихся, будучи политическими организациями, объединяющими в своих рядах членов общества по признакам классов и прослоек, представляют собой организации идеологического воспитания, основной задачей которых является идеологическое воспитание своих членов. В капиталистическом обществе, где господствует эксплуатация и гнёт и интересы различных классов и прослоек противостоят друг другу, массовые организации считают своей основной задачей борьбу за интересы своих классов, своих прослоек. В социалистическом же обществе, где ликвидированы классовые антагонизмы, миссия и задача общественных организаций трудящихся коренным образом изменяются. При социализме хозяином государства и общества является народ, и различные слои населения соединены общностью интересов. Стало быть, в общегосударственных, общенародных интересах кроются и интересы различных слоёв населения, процветание всего общества — залог счастья каждого из его членов. Поэтому в социалистическом обществе общественные организации трудящихся имеют своим основным предназначением воспитывать своих членов, помогать им в том, чтобы они с честью выполняли свои обязанности и роль хозяев государства и общества. Если и в социалистическом обществе, как и в капиталистическом, общественные организации трудящихся станут выступать только в защиту «интересов» отдельных классов и прослоек, состоящих в данной организации, то это будет равнозначно тому, чтобы противопоставить «интересы» отдельных классов и прослоек интересам партии, государства и народа; и такие организации будут превращаться в антигосударственные, антисоциалистические. Одна из главных причин того, что в некоторых странах, некогда строивших социализм, партии оказались не в силах сплотить вокруг себя широкие массы и потерпели поражение в борьбе с контрреволюцией, заключалась именно в плохой постановке работы по руководству общественными организациями трудящихся. Партия рабочего класса должна верно ориентировать эти организации с тем, чтобы они налаживали воспитание своих членов с учётом своей миссии и особенностей, монолитно сплачивали их вокруг партии и активно мобилизовывали их на строительство социализма.

Особо серьезное внимание надо уделять тому, чтобы с честью выполняли свою роль молодёжные организации. Перспектива революции и будущее социализма зависят от подготовленности новых поколений. В социалистическом обществе перед молодёжной организацией как политическим резервом партии рабочего класса стоит почётная задача — лучше готовить всех представителей новых поколений как надежных продолжателей дела социализма. Если молодежные организации, не уделяя главного внимания выполнению своей основной задачи, с головой уходят в различные стороны административно-канцелярской текучки, то они не смогут воспитывать своих членов в духе социалистических идей. Если они ослабят идеологическую работу, то представители новых поколений перестанут самоотверженно трудиться во имя партии и революции, на благо Родины и народа, начнут гоняться лишь за своим личным благополучием и подпадать под влияние капиталистического либерализма, проникающего извне. Партия рабочего класса должна усилить руководство молодежными организациями с тем, чтобы они энергично развертывали идейно-воспитательную работу в соответствии со своей основной задачей и особенностями молодёжи и воспитывали всех юношей и девушек надежными продолжателями дела революции.

В социалистическом обществе учреждениям просвещения следует прилагать большие усилия для идейного воспитания людей, особенно представителей новых поколений. Поскольку при социализме все представители новых, подрастающих поколений включены в определенную систему образования, то в деле их воспитания и обучения на плечи учреждений просвещения возложена весьма огромная задача. Социалистическое образование — это не деляческий процесс, дающий людям лишь знания ради знаний, технику ради техники, а важная революционная работа по подготовке революционных кадров. В социалистическом обществе перед учреждениями просвещения поставлена задача — согласно принципам социалистической педагогики дать новым поколениям передовые научно-технические знания и навыки и одновременно с этим усилить их идейное воспитание, чтобы они стали надежными революционными кадрами, преданными делу социализма.

Работники всех отраслей, всех подразделений в социалистическом обществе все без исключения должны вести идеологическую, политическую работу.

Политическая работа — начало начал процесса всех дел. Лучшая постановка политической работы, направленной на воспитание людей и приведение их в действие, дает возможность мобилизовать революционный энтузиазм и творческую активность масс на успешное выполнение поставленных революционных задач.

Политическая работа — это не такое дело, которым занимаются только партработники и работники идеологической сферы. В социалистическом обществе все работники, в какой бы отрасли, в каком бы подразделении, какими бы делами они ни занимались, должны вести политическую работу. Работники сфер политики, экономики, культуры, военного дела и всех других отраслей — все без исключения должны энергично вести политическую работу, работу с людьми, считая её одной из важных своих революционных обязанностей, фундаментом процесса выполнения своих революционных задач.

Сегодня в нашей стране все партийные организации, государственные органы, идейно-культурные учреждения, общественные организации трудящихся, учреждения просвещения в рамках своей миссии и задач воспитывают и перевоспитывают членов партии, беспартийных трудящихся, молодежь и детей в духе идей социализма. Работники всех отраслей, всех подразделений, поставив во главу угла политическую работу, успешно выполняют поставленные перед ними революционные задачи. Наша задача — и впредь под руководством партии энергично проводить идеологическую работу как дело всей партии, всего государства, всего общества и тем самым цементировать идеологические позиции социализма.

Работа по воспитанию и перевоспитанию людей в социалистическом обществе должна стать делом самих масс.

Идейная перестройка — дело ради народных масс и дело их самих. Народные массы — хозяева своей судьбы, следовательно, они должны быть субъектом и в преобразовании своей идеологии, по-хозяйски участвовать в идейной перестройке. Это дело может вестись с успехом лишь тогда, когда оно превращается в дело самих масс и в нём принимают активное участие широкие массы.

В превращении идейного преобразования в дело самих народных масс очень важно энергично развернуть массовое движение различных форм за идейную перестройку. Оно является таким массовым движением, в котором большое число людей, воспитывая других, сами получают воспитание.

Наша партия на каждом этапе развития революции с учетом её требований и уровня идейно-политической подготовленности масс выступала с инициативами по развертыванию массовых движений за идейную перестройку и энергично направляла их. После освобождения страны, например, она развернула движение за всеобщую идейную мобилизацию на государственное строительство, чтобы ликвидировать идейные пережитки японского империализма, а также пережитки феодализма, вооружить людей духом государственного строительства. А после войны, в период социалистического строительства с широким размахом развернулось движение Чхоллима, в результате были достигнуты блестящие успехи в воспитании и перевоспитании людей на социалистических началах. Сегодня, когда встает на повестку дня задача преобразования всего общества на основе идей чучхе, наша пар я развёртывает движение за Красное знамя трех революций, нацеленное на форсирование трех революций — идеологической, технической и культурной, и воспитывает всех членов общества коммунистами-революционерами, верными идеям чучхе.

В нашей стране широкие массы активно участвуют в движении за идейную перестройку и все люди воспитывают друг друга. У простых рабочих и крестьян, проявляющих коммунистическую нравственность, учатся не только рядовые трудящиеся, но и руководящие кадры. Героические поступки рядовых солдат оказывают воспитательное воздействие и на командиров. Нам следует и впредь энергично развертывать массовое движение за идейную перестройку в соответствии с потребностями развития дела революции и уровнем подготовки масс.

Важными в этом движении являются активное поощрение и умножение положительных примеров, и их широкое распространение среди масс. Положительный пример есть безмолвная критика в адрес отрицательного, он вызывает большую симпатию у людей. В социалистическом обществе, где положительное преобладает, метод воздействия на положительных примерах должен быть главным в воспитании и перевоспитании масс. На пути трудной и в то же время славной борьбы, пройденном нашей революцией, появлялось множество подлинных коммунистов-революционеров и героев-бойцов, которые самоотверженно боролись за партию и вождя, Родину и народ. Наши предшественники — ветераны антияпонской революции, герои Отечественной освободительной войны, заслуженные труженики периода социалистического строительства и скромные герои — это славные образцы коммунистов-революционеров. Наша партия настойчиво добивалась и добивается того, чтобы все члены партии и беспартийные трудящиеся перенимали их благородные идейно-нравственные качества.

Сегодня среди нашего народа во всей красе проявляется коммунистическая нравственность. Эта наша яркая действительность наглядно показывает жизненность дела воспитания на положительных примерах и массового движения за идейную перестройку. Нам следует еще энергичнее развернуть среди масс движение за идейную перестройку с тем, чтобы непрерывно преобразовывался идейный настрой людей, и чтобы во всем обществе ещё полнее царила прекрасная атмосфера — работать и жить по-коммунистически.

Идейно-воспитательная работа должна вестись через учёбу и жизнь в организации, в тесной увязке с революционной практикой. Учёба и жизнь в организации, революционная практика — всё это важные звенья, действенные методы идейного воспитания.

Учась, человек работает над собой в идейном плане, приобретает духовно-идеологическую «пищу» для революционной работы. Активизация учёбы помогает людям выработать в себе твердое революционное мировоззрение, успешно продолжать революционную борьбу и строительство нового общества. В социалистическом обществе учёба должна войти в жизнь каждого, все обязаны учиться повседневно, неустанно.

Сегодня в нашей стране установлена и постоянно функционирует стройная система учёбы, при которой учится вся партия, весь народ, вся армия. Все члены общества прилежно учатся, обязательно участвуя в коллективной учёбе, включая регулярные занятия и публичные лекции. В нашей стране учёба вошла в повседневную жизнь народа, стала своего рода социальной атмосферой. Мы должны ещё тверже установить во всей партии, во всём обществе революционную атмосферу учебы, чтобы все люди старательно учились.

Жизнь в революционных организациях — горнило идейной закалки, школа революционного воспитания. Через жизнь в организациях люди получают идейно-политическое воспитание и революционную закалку. Члены партии ведут свою жизнь в парторганизациях, беспартийные трудящиеся — в своих общественных организациях. Это идейно-политическая жизнь, нацеленная на удовлетворение их потребностей в политической жизни. Все члены общества должны состоять и вести свою жизнь в определённых политических организациях — таков способ организации идейно-политической жизни, соответствующий природе социалистического общества. В нашей стране все трудящиеся, все юноши и девушки, все учащиеся, все дети ведут свою жизнь в партийных, общественных организациях трудящихся, в молодежных и детских организациях, получают здесь идейно-политическое воспитание, делают свою политическую жизнь славной, достойной. У нас в стране успешно ведется работа по воспитанию, перевоспитанию людей в духе социалистических идей. Это связано, главным образом, с тем, что все члены общества воспитываются через свою жизнь в политических организациях. Нам следует добиться того, чтобы все члены партии и беспартийные трудящиеся, молодежь, учащиеся и дети имели правильный взгляд и подход к организации, участвовали в жизни организаций сознательно и добросовестно.

Идейная закалка человека осуществляется и крепнет в ходе революционной практики и проверяется практикой. Пережитки старого в его сознании тоже дают о себе знать в практических делах. Лишь тесная увязка идейно-воспитательной работы с революционной практикой позволит преодолеть пережитки старого в сознании людей и успешно провести работу по приобщению их к идеям социализма. Наша партия, превратив процесс выполнения революционных задач в процесс идейного самовоспитания и идеологической закалки, успешно решает вопрос воспитания, перевоспитания людей на практике. Нам следует добиться того, чтобы члены партии и беспартийные трудящиеся осваивали социалистические идеи, делали их своими твёрдыми убеждениями, проходили идейную закалку в практической борьбе за процветание, развитие Родины, в плодотворной социалистической жизни.

В идеологической работе необходимо полностью изжить элементы администрирования и формализма, вести её живо и содержательно.

Администрирование и формализм — это очень вредные методы работы, не имеющие ничего общего с теми, которые свойственны деятельности партии рабочего класса. В идеологической работе они недопустимы. Если стоящая у власти партия рабочего класса начнет, используя свою власть, навязывать людям свою идеологию или будет вести идеологическую работу по бессодержательным трафаретам и шаблонам, то она не сможет воспитывать и перевоспитывать людей. Административные методы и формализм в идеологической работе выражают порочный подход к делу, попытку достичь своего без труда, легким способом. Если в идеологической работе допускаются администрирование и формализм, то это не только делает невозможным идеологическую перестройку человека, но и повлечёт за собой, в конце концов, серьёзные последствия — разрушение идеологических позиций социализма.

Идейно-воспитательную работу в социалистическом обществе следует вести, во всяком случае, методами разъяснения и убеждения в соответствии с существенными требованиями социализма и особенностями идейной перестройки. Идеологию вообще не навяжешь, не принудишь принять административным методом. Партия рабочего класса должна методами разъяснения и убеждения неустанно просвещать, терпеливо воспитывать людей, чтобы они восприняли идеи социализма как свои собственные и сделали их своими незыблемыми убеждениями.

Важно, чтобы идейно-воспитательная работа велась в различных формах и разнообразными методами, в соответствии с особенностями и уровнем подготовленности людей. У людей неодинаковы уровень сознания, образование, характеры и склонности, разнообразны их жизненные пути и условия их работы. Стало быть, применение единого рецепта не принесет ожидаемого успеха в идейно-воспитательной работе. Ставится задача — изжить устаревшие шаблоны формализма, вести идейно-воспитательную работу с учётом реальностей нынешнего дня, применяя такие формы и методы, которые отвечают особенностям и уровню подготовленности людей. Так, каждый материал для пропаганды и агитации надо сделать качественно, обеспечивая его правдивость, научность и доступность. И семинарские занятия, публичные лекции, разъяснения, беседы надо готовить и вести хорошо, не жалея сил.

Для того чтобы содержательно вести идеологическую работу, нужна такая атмосфера работы: руководителям постоянно быть в гуще масс, вместе с ними трудиться, дышать с ними одним воздухом, воспитывать их. Наша партия давно выдвинула лозунг: «Всей партией идти в гущу масс!» — и потребовала от работников идти в гущу масс и вести идейное воспитание методами, примененными в антияпонской партизанской армии. Все наши работники должны считать своей основной обязанностью, своим долгом идти в гущу масс, как того требует традиционный метод работы нашей партии. Постоянно общаясь с массами, им следует наладить воспитание и перевоспитание людей в духе социалистических идей.

Взять за основу идейность, постоянно ставить во главу угла идеологическую работу — таков неизменный принцип нашей партии в деле осуществления руководства революцией и строительством нового общества. И впредь наша партия будет последовательно претворять в жизнь принцип усиления идеологической работы и опережающего её проведения во всех делах, защитит и успешно завершит наше дело социализма.

Социализм — будущее человечества. Социалистическое движение — великое движение народных масс за создание нового, независимого мира. Оно развивается и побеждает благодаря сознательной борьбе народных масс. Мировое социалистическое движение непременно восторжествует в результате борьбы народных масс, пробудившихся и объединенных идеями социализма.