Эссе о любви

№ 3/43, III.2020


Пожалуй, не найдётся человека, который бы полез в словарь за определением слова «любовь» до момента, когда оказался во власти любви, например подростковой.

Любовь считается предметом поэзии, мечтательности, сентиментального суждения, но не науки. В молодёжной среде скорее посчитают «Камасутру» научным пособием по любви, чем марксизм-ленинизм. Хотя в действительности именно марксистско-ленинская наука раскрыла больше тайн любви, чем все лирики, психологи и физиологи вместе взятые.

Великие мыслители и революционеры Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин сегодня являются самыми частыми объектами клеветы, лжи, извращения не только в аспекте их теоретического и практического наследия, но и с точки зрения биографии. А между тем Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин были не только образцовыми, высоконравственными революционерами-победителями, но и специалистами в области любви.

Дружеская любовь Маркса и Энгельса является уникальным в мировой истории примером товарищеского союза единомышленников. Нужно ли говорить, сколько грязи и лжи было выдумано буржуазными писаками, чтобы опорочить эту дружбу?

Романтическая любовь Карла и Женни Марксов, воспетая в поэзии Мавра, любовь, царящая в их прекрасной, крепкой семье, — наглядный пример того, что семья является ячейкой коммунизма. Женни была не просто спутником жизни, но и надёжным помощником Карла в его научной работе и политической борьбе. Впоследствии в коммунистическую работу включились и дети Мавра. Нужно ли говорить, сколько грязи и лжи было выдумано буржуазными писаками, чтобы опорочить эту семью?

Большая семья Ленина, спаянная семейной любовью и долгом революционной борьбы, представляла собой ещё один образец коммунистического сообщества, давший родине пять замечательных борцов.

Ленин и Крупская — не менее замечательный, чем Марксы, любовный союз двух великих революционеров. Нужно ли вспоминать, сколько грязи и лжи было выдумано буржуазными писаками, чтобы их опорочить и опорочить родственников Ленина?

Любовь Ленина к Марксу и Энгельсу как любовь ученика к своим учителям и старшим предшественникам чувствуется во многих его произведениях.

Была влюблённость молодого Ленина и в Плеханова как пропагандиста марксизма, пока он с ним не начал работать в одной партии и не разошёлся идейно. Разочарование в Плеханове Ленин переживал очень тяжело.

Любовь Сталина к Ленину, ученика к своему учителю, получившая наиболее яркое воплощение в знаменитой клятве у гроба вождя, является вообще всемирно-историческим образцом искреннего уважения к великому товарищу и наставнику.

У нас мало достоверной информации об отношениях Сталина и Надежды Аллилуевой, но есть все признаки, что и это, несмотря на разницу в возрасте, была большая романтическая любовь. Трагический уход из жизни в рассвете сил измученной неизлечимой болезнью Аллилуевой по всем свидетельствам стал сильнейшим ударом для вождя. Сколько лжи и клеветы придумано платными писаками, чтобы опорочить Сталина! ЦРУ завербовало сбежавшую из СССР слабую и истеричную дочь Сталина Светлану, чтобы от её лица издать чудовищную по своей лжи книжонку. Следует понимать, что в отличие от Марксов, Сталин объективно был лишён возможности заниматься воспитанием своих детей, поэтому Светлана стала воплощением присказки «однако же в семье не без урода». В этом смысле отдельного исследования достойна семейная история Ким Ир Сена, сумевшего при всей нагрузке государственных дел воспитать в сыне истинного вождя корейского народа Ким Чен Ира и отца замечательного руководителя и пламенного патриота Ким Чен Ына.

Сколько лжи и клеветы обрушено на Василия Сталина, его выставляют пьяницей и чуть ли не «мажором», хотя этому нет никаких достоверных свидетельств, в отличие от его заслуг, достижений и фактического убийства. Вслед за фашистами небылицы сочиняют и о сыне Сталина от первого брака Якове, погибшем на фронтах Великой Отечественной войны.

Сталин был окружён любящими друзьями-соратниками — Артёмом, Кировым, Орджоникидзе, Кагановичем, Ворошиловым, Молотовым. Сына Артёма Сталин принял в свою семью после смерти товарища.

Разумеется, втирались в доверие к Сталину и враги, такие как Енукидзе и Микоян. Точно так же в доверие к Ленину втирался Зиновьев и Бухарин. Но все свидетельства о якобы дружбе вождей с врагами народа — не более, чем очередной поклёп.

Таким образом, жизнь величайших революционеров Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина была наполнена романтической, дружеской и товарищеской любовью. Это не говоря об их высочайшей любви к человечеству, народу, трудящимся, родине, партии и делу борьбы за коммунизм.

Марксизм-ленинизм, творцами и разработчиками которого были Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин, является синтезом истин о наиболее общих объективных законах развития, прежде всего общества как материи особого рода, чему и подчинено знание всеобщих абсолютных объективных законов развития мироздания. Марксизм-ленинизм является единственным, монолитно-единым, открытым для развития научным мировоззрением.

Есть ли место в подлинно научном мировоззрении для понятия любви? Конечно есть, ведь любовь — мощнейший фактор жизнедеятельности полноценно развитого человека. Современные люди, в жизни которых нет, не было и не будет любви, оказываются вне общества как единого целого, почти психопаты. А большинство злодеев, подлецов, негодяев, зная об универсальной ценности любви, оправдывают свои антиобщественные деяния пустыми разговорами о любви к семье, нации, народе.

Прежде всего следует отметить, что нет ничего более ошибочного в вопросе об изучении любви, чем сведение её к эмоции, к одному лишь чувству. Любовь — это не чувство, а отношение между людьми, окрашенное соответствующими эмоциями, чувством. Поэтому любовь к родине — это отношение человека с другими людьми, сообществом с однородными социально-экономическими и культурными условиями, окрашенное соответствующим чувством. Любовь к партии — это отношение человека с соратниками по партии, единомышленниками в аспекте общности борьбы, окрашенное соответствующим чувством. Любовь между мужчиной и женщиной — это их отношение, окрашенное соответствующим чувством, которое может переливаться страстью, заботой, уважением и так далее.

Значит, не может настоящее чувство любви выглядеть как однородная масса псевдоблаженства вне зависимости от объекта, с которым образовано само отношение любви. Нельзя любить всех детей одинаковой «родительской любовью», нельзя, чтобы «половая любовь» оказалась одинаковой без различия партнёра и так далее. Каждому конкретному отношению любви свойственно своё уникальное чувство. В ином случае можно говорить лишь о пустых эмоциях под видом любви.

Итак, к истории вопроса.

Крайне сложно выделить любовь как явление в первобытном коммунизме в силу исторической отдалённости этого общества и духовно-нравственной сплочённости первобытной общины (в полном смысле обособленных индивидов там ещё не было). Поэтому наука вполне определённо впервые фиксирует любовь как отдельное явление в форме тех любовных уз, которые наблюдаются в счастливых семьях. Экономические причины возникновения семьи как общественного института безусловно являются первичными и в крайней степени детерминировали поведение людей. Однако и при такой придавленности законами хозяйственного строя жизни, традициями патриархального семейного рабства каждая семья имела предпосылки к формированию любовных отношений. Особенно это касается угнетённых классов. Стало быть, на протяжении всей истории человечества, при всех формациях наблюдались относительно счастливые семьи, основанные на прочных любовных узах. Этот факт и служил пищей для поэтов и романтиков, воспевающих чувство любви в литературе, музыке, танце и актёрской игре. Он же использовался всеми мастями клириков, которые внедряли мысль о связи любви с богом.

И сегодня большинство пролетариев от людоедского безумия капиталистического быта убегают именно в лоно семьи. Легко заметить, что с точки зрения абсолютного экономического закона капитализма (нажива) моногамной семье вообще не место в буржуазном обществе, однако, несмотря на это, она проявляет чрезвычайную живучесть. Особенно крепка любовь матери к своим детям, нередко доходящая до самопожертвования.

Любовь получала в истории и другие проявления в виде отдельных примеров искренней дружбы, товарищества, патриотизма.

Если не впадать в биологизаторство и идеализм, то при первом приближении рассмотрения любви как явления можно сказать, что те отношения, которые называют любовью, представляют собой нечто абсолютно исключающее эгоизм. Там, где царит эгоизм, расчёт на какое-то вознаграждение, выгоду или обменную операцию, любви быть не может по определению. Там, где царит альтруизм, мы всегда находим отношения, которые можно смело нарекать любовью.

В одной из недавних своих работ Валерий Алексеевич Подгузов совершенно справедливо назвал все типы экономических общественных отношений по своему объективному содержанию и сущности «эгономическими», то есть эгоистическими. Экономизм и эгоизм — синонимы. Все экономические мотивы эгоистичны по своей сути. Эгоизм же, согласно этой же статье, есть диктатура односторонней личной выгоды в психике конкретных людей при одновременном, как минимум, категорическом пренебрежении ими интересами других людей.

Частные отношения собственности, лежащие в основе всех экономических форм от рабовладения до капитализма, представляют собой насильственное отторжение одними субъектами материальных и духовных условий существования от других субъектов. Именно это отторжение превращает непосредственных и опосредованных производителей материальных и духовных благ в рабов, крепостных, пролетариев, а их хозяев делает, следовательно, отъявленными паразитами — рабо-, земле- и капиталовладельцами.

Эгоизм, свойственный вольным и невольным участникам частных отношений собственности, естественно опрокидывается вовне, на других людей в виде ненависти. Чтобы обратить человека в раба, крепостного или пролетария, необходимо его в той или иной степени ненавидеть, презирать, обычно как низшее существо. Поэтому и не стоит рабовладельцам, помещикам и капиталистам удивляться оттого, что закрепощённый в рабство, крепостничество и пролетарство народ люто их ненавидит. Эксплуататорские классы тысячелетиями насаждают религиозное мракобесие для воспитания в массах раболепия и холопства, чтобы хоть как-то подавить их ненависть.

Не меньше ненависти содержится и в отношениях между самими эксплуататорами, так как они воспринимают друг друга как животные-хищники в борьбе за кормовую базу, то есть как конкуренты.

Сегодня люди старших поколений всё отчётливее сознают утрату той, основанной на альтруизме любви к ближнему, которая в своё время уникально отличала советского человека от антисоветского и несоветского двуногого. Правда, мало кто понимает, что изменение содержания отношений между порою незнакомыми людьми находится в абсолютной зависимости от изменения содержания производственных отношений и повлекшего за ним изменения социальных условий жизни. Многие чураются политики, желают отсидеться на кухне, тогда как именно политика в начале 1990-х у нас определила экономику, а экономика затем определила все факторы жизни вообще. Вот и оказалось, что крайне тяжело, а иногда и просто опасно для жизни оставаться при капитализме честным, порядочным, совестливым и альтруистичным. Незаметно для себя бывшие советские люди перестали быть доброжелательными, потом перестали заботиться об общем благе и, в конце концов, превратились в типичных индивидуалистов — обывателей капиталистического мира. Конечно, не по своей воле и вопреки своему воспитанию, но такова определяющая роль экономического базиса, которую все мы испытали на своей шкуре.

Значит, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм есть те взаимоисключающие противоположности, которые характеризуют все типы отношений между людьми.

Наиболее полное научное исследование ненависти и эгоизма, присущих эпохе капитализма, проведено Марксом в книге «Капитал. Критика политической экономии». Марксом, в частности, доказано, что эгоизм и ненависть подчиняют общественное производство лишь увеличению прибыли, то есть той мере богатства, которая всё сильнее отчуждает трудящихся от факторов жизни. Материальное же и духовное воспроизводство общества как таковое является при капитализме лишь побочным процессом. Воспроизводство общества ради увеличения и разгула паразитарного образа жизни всё сужающейся группы олигархов — таково существо капитализма и всех классовых обществ вообще.

Стало быть, любовь и альтруизм представляют собой форму отношений между людьми, так же связанную с воспроизводством общества, но с иной целью.

В замечательной статье 2002 года «Страна любви называлась СССР» Валерий Алексеевич пишет:

«С точки зрения сущности первого порядка слово ЛЮБОВЬ принято для обозначения ПРЕДЕЛЬНО развитой формы ОТНОШЕНИЙ между личностями по поводу расширенного воспроизводства ОБЩЕСТВА. Однако марксизм, как известно, не признает за краткими определениями абсолютной научной ценности. Для постижения более высокого уровня сущности любви читателю необходимо вспомнить научное определение категорий „отношения“ и „общество“, чтобы не спутать „отношения по поводу расширенного воспроизводства ОБЩЕСТВА“ с „инстинктом продолжения РОДА“».

Исходя из контекста, здесь имеется в виду романтическая любовь, однако и все другие разновидности любви по сути связаны с воспроизводством общества в том смысле, что воспроизводят духовную, коллективистскую сущность человека как общественного существа. Всякий индивидуализм, эгоизм состоит в том, что субъект себя искусственно противопоставляет обществу. В условиях господства частной собственности такое противопоставление кажется естественным, хотя на самом деле противоречит природе человека. Именно насильственное отчуждение масс народа от факторов существования искусственно разделяет общество на противоположные классы, конкурентные группы, взаимопротивостоящие семьи и эгоистически настроенных индивидов, вынужденных жить по законам джунглей. Всякий альтруизм, напротив, утверждает тождество отдельного человека и общества в целом, проявлением которого он и является. Притом нельзя считать альтруистическими отношения, в которых хоть одна из сторон обретает выгоду за счёт другой или третьей стороны, альтруизм не может быть направлен на антиобщественные цели, в таком случае это банальное соучастие.

Расширенное воспроизводство общества не ограничивается простым воспроизводством потомства, напротив, оно прежде всего есть рост качества самих личностей и рост качества отношений между ними. Расширенное воспроизводство общества является фундаментальным законом общественного развития, поэтому какие бы уродливые формы ни принимала система общественной организации, она всегда является лишь воплощением расширенного воспроизводства общества. Трагедия и тупость капитализма заключается в том, что величайшие силы и ресурсы человечества направлены не на собственно расширенное воспроизводство, которое происходит как бы побочным порядком, а на взаимную борьбу классов и бессмысленное накопление роскоши и сокровищ в руках жалкого меньшинства. Причиной этого является частная собственность как следствие неизжитых животных атавизмов в человеке разумном.

Расширенное воспроизводство общества есть объективная, не зависящая от воли человека, общественно-внутренняя, существенная, устойчивая и потому повторяющаяся связь, с одной стороны, между обществом и природой, с другой стороны, между самими людьми в обществе, которая и охватывает само бытие общества как формы материи. Говоря с научной точки зрения о человеческом обществе, мы говорим прежде всего о том, что оно существует, а значит, об объективном, значит, необходимом процессе расширенного воспроизводства общества посредством преобразования природы. Конкретные способы данного воспроизводства развиваются от первобытного к классовым — рабовладельческому, феодальному, капиталистическому — и затем к коммунистическому. Таким образом, содержание марксистской категории «способ производства» отражает и раскрывает данный закон.

Все экономические, то есть наполненные эгоизмом, отношения являются производственными, так как необходимо возникают в ходе общественного производства, распределения или потребления. Все экономические, то есть эксплуататорские, эгоистические, производственные отношения таким образом существуют как стихийное, антинаучное, звероподобное воплощение объективного закона расширенного воспроизводства общества. Экономическая (эгономическая) форма отношений воспроизводства является предельно низкой, перековерканной животными инстинктами и свойственной обществу ещё не до конца вышедшему из состояния стада.

Стало быть, все экономические формы в полярности ненависть \\ любовь (эгоизм \\ альтруизм) в силу низости качества их содержания, их качественной неразвитости принадлежат к сфере ненависти. В свою очередь, мы уже выяснили, что предельно развитой формой отношений между личностями по поводу расширенного воспроизводства общества называется любовь. Термин «любовь» обычно применяют к межличностным, индивидуальным отношениям, но в принципе он применим и к производственным отношениям. Говорят ведь, например, что человек любит своё дело или занят любимым делом. С одной стороны, это значит, что деятельность человека свободна от эксплуатации и вполне соответствует природным задаткам его личности. А вот с другой, более глубокой, стороны, это говорит прежде всего о том, что производственные отношения по степени зрелости отвечают качеству личности самого человека. Или если упростить — что он своей деятельностью приносит пользу обществу. И в эксплуататорском обществе наблюдаются такие элементы отношений в работе врачей, учителей, учёных, исследователей, спасателей, революционеров.

Когда производственные отношения будут полностью освобождены от эгоизма, ненависти, будут, следовательно, сформированы на научной основе, то есть достигнут принципиального уровня зрелости своего качества, то повсеместно системно сложится такое отношение личности и общества, при котором возникает устойчивое соответствие между динамикой развития личности и динамикой развития общества. Это и называется счастьем или коммунизмом. Стало быть, производственные отношения коммунизма, отражая объективные требования прогресса, в своей чувственной составляющей будут являться любовью. Или, как писал Сталин, «товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью свободных от эксплуатации работников».

То же самое произойдёт и с теми общественными отношениями, которые не являются производственными. Когда люди выработают научное мировоззрение, станут сознательными коммунистами, их межличностные отношения избавятся от эгоизма и ненависти прежде всего в виде товарно-денежного уродства и наполнятся альтруизмом — любовью к обществу, ближним, родным, товарищам, друзьям, семье.

А ненависть и несчастье, как им и положено, станут лишь моментами эпохи счастья и любви. Ведь всегда останутся трения и личные конфликты, опасности и несчастные случаи, болезни и стихийные бедствия и так далее.

Пожалуй, наибольший вклад в теорию и практику любви внёс своей деятельностью Сталин. Дело в том, что если в масштабах отдельной личности прийти, так сказать, к осознанию и практике любви вполне можно на основе самовоспитания, самообразования, развития совести, альтруистического начала в себе самом, то в масштабах общества речь идёт о формировании необходимых материальных факторов.

Например, биологической предпосылкой возникновения отношений любви романтической является взаимное половое влечение мужчин и женщин, а необходимым социальным его условием является адекватность интеллектуальной развитости личностей, переживающих чувство взаимного влечения (см. «Страна любви называлась СССР»).

Например, предпосылкой возникновения отношений любви дружеской является коллективистская сущность человека, а необходимым условием — интеллектуальная развитость и зрелость личностей в совместной жизненной практике.

Предпосылкой возникновения отношения любви к делу («товарищеского сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации работников») также является коллективистская сущность человека, а необходимым условием — общественная собственность на средства производства.

О каких условиях для романтической любви сегодня можно говорить, если во главу угла поставлены квартирный вопрос, дефицит детских садов и бедность? О каких условиях для дружеской любви сегодня можно говорить, когда всюду человек человеку — конкурент? О каких условиях для любви к делу сегодня можно говорить, когда большинству приходится работать за нищенскую зарплату для обогащения олигархов?

Очевидно, что об условиях формирования любовных отношений в масштабах всего общества нечего и говорить при капитализме, они могут быть сформированы лишь в процессе строительства коммунизма.

Практика сталинского периода строительства коммунизма в СССР, а также теоретические наработки Сталина о строительстве общества первой фазы коммунизма и переходе к обществу зрелого коммунизма («Вопросы ленинизма», «О диалектическом и историческом материализме», речи о воспитании коммунистов, «Марксизм и вопросы языкознания», «Экономические проблемы социализма в СССР») являются наиболее весомым вкладом в формирование необходимых материальных факторов для счастливого общества с доминированием отношений любви.

Материальные условия формирования любви — те же, что и материальные условия формирования счастья каждого. Чтобы быть счастливым и любить, необходимо i) прежде всего биологически существовать, то есть иметь в личном потреблении еду, одежду, жильё в достаточном количестве и достаточного качества; ii) находиться в обществе и соответствовать уровню его развития или опережать этот уровень; iii) жить максимально долго; iv) жить мирной жизнью; v) быть свободным и, наконец, vi) трудиться (см. «Коренные проблемы экономического развития»). Несмотря на остервенелую классовую борьбу внешних и внутренних врагов, к 1950-м годам СССР уверенно обеспечивал устойчивый рост всех необходимых материальных факторов для данных условий. Да и после Сталина уровень социального развития СССР значительно превосходил и западные страны и нынешнюю РФ.

Маркс и Энгельс ещё в 1848 году предельно кратко выразили экономическую программу формирования необходимых для счастья и любви материальных факторов — ликвидация частной собственности. Что и составляет содержание мероприятий диктатуры работающего класса. Поэтому только политическая борьба с творческим повторением побед большевизма есть гарантия построения общества счастья и любви.

А. Редин
21/03/2020

Эссе о любви: 2 комментария

  1. Ярослав 23/03/2020 — 16:01

    Следует отметить что часто буржуазия использует институт семьи (в том числе и через религию) в своих эксплуататорских интересах с целям:
    1. Побуждения пролетариата самовоспроизводиться в следующих поколениях в качестве источника рабочей силы.
    2. Дополнительного экономического закабаления пролетариев — отягощённые семьёй и кредитами они будут более послушны при эксплуатации.
    3. Перекладывание на пролетариев бремени по материальному обеспечению детей. Для этого в том числе и существует система алиментов.
    4. Удержания пролетариев от разложения (пьянство, наркотики). Нахождение некоторого утешения в семейном кругу от зверств капиталистического бытья. Замыкание целей и смысла существования узким семейным мирком.

    1. Товарные отношения потому и являются как бы высшим типом эксплуататорских отношений в силу своей универсальности, они способны вообще ВСЕ формы взаимодействия людей подчинить прибыли, извратить чудовищным образом. Семья, любовь, совесть, невинность, чистота, знание, даже незнание — всё превращают в товар.

      Другое дело, что при феодализме семья была хозяйственной ячейкой, со свойственным ей рабством и патриархатом, что было не менее ужасно.

Комментировать

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close