№ 5/45, V.2020
Пандемия коронавируса COVID-19 застала мир практически врасплох. В силу того, что изучение данной инфекции началось только после её распространения, были понесены достаточно крупные человеческие потери в мирной обстановке. Казалось бы, человечество должно объединиться против новой угрозы, но рыночное бытие и соответствующее ему сознание буржуазных стран еще раз подтвердило очевидное — вместо совместной борьбы, мы получили разброд и шатание по рецепту Гоббса: каждый сам за себя, все против всех. Притом ООН объявила всемирную войну вирусу, в очередной раз наглядно продемонстрировав свой формализм.
В ходе пандемии реализовывалось два подхода к борьбе с COVID-19, на основе чего можно сделать вполне конкретные выводы о том, какой из них гарантирует дальнейшую выживаемость человечества при возникновении подобной, но более фатальной угрозы в будущем, а какой — гибель.
Когда заболеваемость среди американцев вышла на первое место в мире, Дональд Трамп возложил ответственность за людские потери вовсе не на американскую систему медицины, а на Китайскую Народную Республику, выдвинув абсурдное обвинение в сокрытии данных о заболеваемости. Такое поведение Соединенных Штатов было не только вполне предсказуемо и ожидаемо, но и наглядно показало неэффективность системы медицины, существующей в западных странах, которую с таким остервенением защищает американская буржуазия и её глашатаи из либералов и либертарианцев всех стран.
Несмотря на опубликованные объективные факты о естественном происхождении вируса, США продолжают нахальные нападки на КНР, причем чем выше уровень агрессивных заявлений в адрес Пекина, тем абсурднее аргументы Вашингтона. Массированная антикитайская пропаганда пытается доказать, будто КПК скрывает реальный уровень заболеваемости. Но на страницах «Женьминь жибао» неоднократно были даны совершенно четкие и грамотные ответы о несостоятельности аргумента подделки статистики. Китай предоставил миру около шести недель на подготовку к пандемии, но его предупреждениям буржуазные страны как следует не вняли. Когда эпидемия пришла на Запад, в Европе все страны закрыли границы на замок, боясь распространения болезни, и молча наблюдали за происходящим в Италии и Испании, а в США каждый штат по сути оказался вынужден бороться с инфекцией самостоятельно.
Посол КНР в Казахстане Чжан Сяо дал красноречивую характеристику поведению США:
«Чем вы занимались на заре вспышки эпидемии? Геополитическими играми, внутриполитической повесткой и обливанием грязью Китая. Вы зря потратили то драгоценное время, которое китайцы ценой жизней выиграли для всех стран мира, в т.ч. и для вас. Сами называли предупреждения по эпидемии чиновников здравоохранительной структуры своей страны „ложью“, говорили, что ситуация под контролем. А сейчас, когда вирус охватил большинство штатов… вы сразу перешли от шапкозакидательства к растерянности».
Основное предназначение антикитайской пропаганды — насаждение антикоммунизма. Другое предназначение — отвести внимание от ужасающей жатвы вируса в Европе и США, потерявших лицо и не сумевших слаженно отреагировать на ситуацию. Ведь эффективность системы здравоохранения Китая сработала лучше всякой дипломатии. Каждому адекватному человеку наглядно видно, власть какого класса наилучшим образом охраняет жизнь и здоровье своих граждан: власть рабочего класса или капиталистов.
Но во время пандемии не только усилилось противостояние КНР и США. Мировая печать наполнилась статьями и заметками о том, что после эпидемии миру грозит мощная волна протестов и переворотов. Рисуются реальные картины классового антагонизма во время пандемии, при этом, разумеется, причины такого положения объясняются вовсе не объективными законами капитализма, а действиями «авторитарных диктатур». Антагонизмы в самих западных странах обходятся стороной, затушевываются пустой болтовней. К примеру, Bloomberg отмечает, что
«COVID-19 усиливает старые проблемы неравенства везде, где они только существуют. В конце концов, это вызовет социальные потрясения, которые могут перерасти в беспорядки и революции».
Генсек ООН Антониу Гутерреш заявил:
«ООН советует поощрять политиков и религиозных деятелей выступать против дискриминации, разжигания ненависти, эйджизма, ксенофобии, расизма или насилия, возникающих в результате пандемии, и способствовать интеграции и единству. Кроме того, организация рекомендует обеспечить достоверную, доступную и точную информацию о ситуации, гарантировать свободу слова».
Оказывается, что пандемия является причиной усиления ненависти, расизма, эйджизма и других проявлений неравенства. Как их собираются устранять? Проповедями попов и лицемерными речами буржуазных политиков, написанных их же «литературными неграми»?
Тем не менее, как бы западные газетчики ни пытались скрыть существующий классовый антагонизм за ширмой ложного противопоставления «демократии» и «авторитарных режимов», эпидемия наглядно показала, какое общественное устройство более эффективно. В Евросоюзе и США власть сразу же бросилась спасать бизнес, предлагая программы по спасению экономики, тогда как в Китае под руководством Компартии были предприняты беспрецедентные меры для лечения населения, как и в других соцстранах. На таких примерах сразу видно, на страже интересов какого класса стоит государство.
Статистика высокой смертности в Европе и США не замедлила отразиться в выводах буржуазных экспертов и экономистов на страницах либеральной печати. К примеру, бывший советник Владимира Путина Андрей Илларионов указал на связь между странами, демонстрирующими лучшие показатели разработанного ООН Индекса человеческого развития, и высоким уровнем заболеваемости коронавирусом, из чего сделал вывод, будто
«чем большего прогресса добивается та или иная страна в деле развития экономики, медицины, образования, гендерного равноправия, тем при прочих равных условиях выше вероятность у нее оказаться под ударом коронавирусной инфекции, тем больше показатели заболеваемости и смертности граждан этих стран от действия коронавируса».
Как видим, Илларионову на ум не приходит мысль о противоречии, содержащемся в его утверждении. И не придет.
Так, эпидемия коронавируса еще раз наглядно опровергла теории буржуазных схоластов, желающих доказать превосходство рыночного анархизма над научным планированием и социализмом. Не говоря уже о тщетности решения проблем на общемировом уровне при сохранении рыночных отношений. Поэтому вполне закономерно, что понесенные многочисленные жертвы не могли не показать реальное лицо людоедской системы медицины в США, ведь каждый успех КНР превращается в пропаганду успехов коммунизма.
На сайте «Женьминь жибао» 30 апреля вышла статья «Почему в Китае такой высокий процент выздоровления пациентов от коронавируса?», где были перечислены одиннадцать пунктов, позволивших вести эффективную борьбу с болезнью: ответ на национальном уровне, «блокировка» Уханя, специальные больницы и временные госпитали, помощь со всей страны, бесплатное лечение, эффективность применения препаратов традиционной китайской медицины, ношение масок, совместный механизм профилактики и контроля, реализуемый на низовом уровне, обмен опытом и открытость информации, жизнь превыше всего и контроль и профилактика на основе науки.
Что же порекомендовали в США? Университет Миннесоты начал распространять социал-дарвинистские, в сущности фашистские идеи о том, что нужно, чтобы болезнью переболело как можно больше населения планеты для выработки коллективного иммунитета, на что должно уйти не менее двух лет. Другими словами, американские медики просто порекомендовали смерть стариков как лучшее средство излечения от болезни. Если же смотреть на конечный результат, то нет существенной разницы между результатами работы медицины в США и Европе. Пожалуй, лучшим примером эффективности так называемого здравоохранения в буржуазных странах стали кадры вывоза трупов на армейских грузовиках из итальянского Бергамо по причине переполненности морга, а также глубокие траншеи для захоронения умерших от вируса в три уровня на острове Харт в штате Нью-Йорк.
Стоит открыть практически любое либеральное СМИ, и мы увидим негодование по поводу способности властей Китая не только оперативно блокировать очаги заболевания, но и в кратчайшие сроки обеспечить условия для лечения больных. Разработанное мобильное приложение на основе QR-кода в целях отслеживания состояния здоровья отдельного гражданина в китайском Ханчжоу либеральное сознание рассматривает исключительно как покушение «тоталитарного режима» на неприкосновенность личности, на основе чего формулирует целую проблему — о допустимости покушения на приватность со стороны государства для эффективного лечения. Мысль о том, что эпидемия представляет собой угрозу для всего общества, а значит, для победы над ней необходимо объединений усилий каждого его члена — в голову не приходит. Каждый сам за себя.
Во время эпидемии мы действительно увидели, как сошлись друг с другом силы прогресса и реакции. Когда Си Цзиньпин говорит о необходимости объединения наций в борьбе с эпидемией, Трамп перекладывает ответственность за высокую смертность среди американцев на ВОЗ и КНР. Когда Китай работает над оказанием помощи всем нуждающимся странам, Трамп пытается перекупить вакцину, разрабатываемую в Германии, чтобы лечить ею только американцев.
Эпидемия коронавируса наглядно показывает, насколько важно взаимодействие и солидарность между нациями и народами, но вспоминать о них принято только в исключительных случаях, к примеру, как этот. Капитализм через мировой рынок работает на уничтожение всех и всяческих перегородок между национальными государствами и нациями, что является его прогрессивной чертой, но существование рыночных отношений мешает народам окончательно объединиться. На данный момент уже 70 стран разрабатывают собственные вакцины, а призывы ООН и ВОЗ по объединению усилий не возымели глобального эффекта. Причиной тому — капиталистическое устройство большинства стран мира, господство частной собственности и национальных отрядов олигархии.
Первые лица международных организаций и буржуазных государств, разумеется, не желают признавать, что главную проблему представляют вовсе не вирусы, с которыми человечество боролось в прошлом и будет неоднократно бороться в будущем, а капитализм и отношения частной собственности, которые противопоставляют друг другу отдельных людей, классы и целые народы. Они также не признают, что от социального устройства зависит, насколько конкретное общество способно к выживанию в экстремальных условиях. Когда общество больно рыночным анархизмом и индивидуализмом, когда человеческая жизнь покупается и продается за деньги, то в чрезвычайных ситуациях оно обречено на катастрофы. Если же общество представляет совокупность индивидов, объединенных общими целями, на основе общественной собственности, то ему всё по плечу.
К. Киевский
04/05/2020