№ 01/53, I.2021
Штурм Капитолия 6 января стал закономерным результатом политического кризиса в США, разразившегося после президентских выборов, которые в буржуазной прессе прозвали самой грязной президентской кампанией за всю американскую историю. Десятилетиями политическая система США с ее ритуалами преподносились всему миру в качестве образца демократии. Фальсификации, взаимные обвинения, шпиономания и отказ Трампа признать поражение нанесли ей непоправимые репутационные потери.
События в США последних месяцев в условиях экономического кризиса и пандемии преподносятся политическими экспертами и прочими гадателями как фундаментальный раскол американского общества. Раскол в американском обществе по принципу «республиканцы против демократов» фундаментальным не является, поскольку не затрагивает базисный вопрос о собственности.
В действительности, публичное порицание Трампа и штурма Капитолия преследует цель американской буржуазии сохранить репутацию демократических ритуалов, чтобы трудящиеся и впредь продолжали верить в их разумность и «законность». Положение американских трудящихся, которые живут в долгах как в шелках, а еще и в условиях рекордной безработицы со времен Великой депрессии, будет только ухудшаться. Что уж говорить о многочисленных нелегальных мигрантах? Тогда как состояния миллиардеров и прочих «филантропов» только увеличиваются. Но, к сожалению, в своем большинстве американцы будут продолжать искать причину своего бедственного положения не в объективном классовом положении, а в действиях политиков. Те, в свою очередь, стравливают население и создают искусственные противоречия республиканцев и демократов.
События в США последних лет отчетливо показывают: мы являемся свидетелями конца Pax Americana и его предсмертные судороги дорого обойдутся всему миру.
Буржуазия заинтересована, чтобы трудящиеся продолжали и далее верить в то, что они якобы управляют страной через выборы президентов и депутатов. Однако марксизм учит, что государство есть институт классового подавления, оно возникло и встало над обществом для обеспечения насилием порядка, выгодного эксплуататорскому классу. Государство используется буржуазией для насильственного обеспечения подавления и угнетения пролетариата (то есть большинства населения страны), следовательно, последний в реальности отчужден от власти. Абсурд веры в демократическое народовластие особенно ярко проявляется в некоторых бывших советских республиках. К примеру, когда на Украине власть переходит от одной группы олигархов к другой, а положение трудящихся от этого только ухудшается, то политологи всегда показательно «умывают руки» перед камерами, заявляя, что, мол, это вина самого народа, поскольку нужно было «правильно голосовать». Причем сам факт того, что ни одно голосование не обходится без разного рода подкупов, «каруселей», «сеток» и «косынок», организованных теми или иными олигархами, еще раз доказывает, что реальная власть не принадлежит народу.
Буржуазия за последние сто лет научилась самыми разными способами сохранять и укреплять свою власть. Её идеологи, теоретики, менеджеры и пиарщики придумали сотни способов, как снимать социальное напряжение и уводить людей от осознания необходимости классовой борьбы. XX век дал массу тому примеров от «национал-социализма» до «государства всеобщего благоденствия». Мало кто теперь помнит, но в мае 2016 года и Трамп заявлял, что при нем Республиканская партия станет… партией рабочих. Короче говоря, тему «социальной справедливости» буржуазия оседлала плотно и дурит пролетариат весьма успешно, в том числе и американский.
Вместе с тем возникает вопрос: как охарактеризовать политический режим в США, раз демократия — это лишь прикрытие для тирании олигархов? Большинство американцев, европейцев, россиян всё ещё не поняли, что фашизм — это не свастики, не зигующая молодежь и тем более не «однопартийная система», а политическая надстройка господства олигархии. Либерализм, глобализм и фашизм оперируют несколько разными терминами, но их суть одна и та же. Рост прибыльности капитала в условиях господства монополизма возможен только посредством уничтожения конкурентов в глобальном масштабе, поэтому внешняя политика США и нацистской Германии так похожи, вне зависимости от того, какая партия у власти. Что же касается политики внутренней, то здесь от «демократических свобод» до «фашистских методов» один небольшой и непринципиальный шаг.
Притом американские и европейские СМИ денно и нощно занимаются пропагандой демократического фашизма США, пугая обывателей корейским, китайским, кубинским и даже белорусским и российским «авторитарными режимами». Однако сцены сначала погромов BLM, затем штурма Капитолия подмочили идеологическую картинку. Председатель Европейского совета Шарль Мишель по поводу выступления трампистов заявил:
«Конгресс США — это храм демократии. Сцены в Вашингтоне повергают в шок. Мы верим в то, что США обеспечат мирный процесс передачи власти Джо Байдену».
Похожим образом высказались западноевропейские лидеры.
Европейцы перепугались того, что зараза парламентских штурмов перекинется через океан, ведь все помнят, как погромы BLM быстро распространялись по Европе.
Ещё сильнее испугались сами американские политики. Буш-младший написал:
«Это тошнотворное и ужасающее зрелище. Так оспаривают результаты выборов в банановых республиках, а не в демократических странах. Меня потрясло то, как безрассудно ведут себя некоторые политические лидеры после выборов, а также проявленное сегодня неуважение по отношению к нашим институтам, традициям и правоохранительным органам».
После краха Советского Союза США практически всю планету превратили в свой личный «лебенсраум» и, как любой империалист, считают, что вправе менять правительства там, где сочтут необходимым, представляя перевороты в «банановых республиках» как «волю народа» и «торжество демократии», но ни Буш, ни Обама, ни Клинтон не ожидали, что нечто похожее возможно в столице их империи.
Трамписты, штурмовавшие Капитолий, — обыкновенные фашисты в прямом смысле слова, однако их дерзкая акция оказала шокирующее влияние на американское общество. Внезапно стало ясно, что власть в США такая же слабая, как в Тунисе или Египте на пороге «арабской весны». Внезапно флёр демократии слетел и «выяснилось», что власть держится на штыках.
Отрезвляющее действие картинки штурма Капитолия ещё скажет свое слово в росте массового движения в США.
Поведение трампистов в принципе было ожидаемым. Последние пятьдесят лет американцев пичкают историями о «победе демократии и свободы» в разных странах через улицу и майдан. А фальсификация выборов является самым частым поводом к «оранжевой революции». Поэтому что удивляться тому, что толпа трампистов решила повторить то, что десятки раз наблюдала по телевизору?
Естественно, в Китае — объективно главном противнике американского империализма — удовлетворительно потешались над США. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин сказала, что китайские интернет-пользователи оценили произошедшее в Вашингтоне в тех самых выражениях, которыми спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси назвала погромы в Сянгане в 2019 году — «прекрасным зрелищем». А «Женьминь жибао» опубликовали хохму Сафы:
«Сегодня „прекрасное зрелище“ у Дяди Сэма ведущие американские СМИ приписывают к „акту насилия“, а обо всем происходящем в США иронично выразился постоянный представитель Ливана при ООН Мохамад Сафа (Mohamad Safa): „Если бы США видели, что США делают в США, то США вторглись бы в США, чтобы освободить США от тирании США“».
К. Киевский, при участии А. Редина