Советские рок-оперы о бунтарях и революционерах

№ 06/58, VI.2021


В 1960-х годах родился жанр рок-оперы. Его основоположником была британская рок-группа «The Pretty Things» с альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году; изобретателем самого термина «рок-опера» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы «The Who» — в 1969 году они выпустили оглушительно успешный альбом «Томми».

В СССР тоже подхватили это явление культуры и создали такие замечательные рок-оперы, как: «Орфей и Эвридика» (1975) — Александр Журбин, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1975) — Алексей Рыбников, «Юнона и Авось» (1980) — Алексей Рыбников, «Стадион» (1985) — Александр Градский…

Рассмотрим подробно две советские рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Алексея Рыбникова и «Стадион» Александра Градского — попробуем разобраться, почему они появились именно в СССР, какие замыслы они несут, к чему призывают, на какие выводы наталкивают.

Прежде всего, что роднит эти два музыкальных произведения?

1. То, что они были созданы в СССР.

2. Герои родом из Чили, происходящие события завязаны на истории Чили.

Сначала сделаю краткий обзор по истории Чили. Испанские колонизаторы появились на территории Чили ещё в начале 16 века. Здесь они столкнулись с весьма ожесточённым сопротивлением индейцев мапуче (арауканы), которые не покорились инкам и вовсе не собирались стать рабами новых захватчиков…

В середине 17 века колонизаторы заключили с арауканами формальный мир, гарантировав неприкосновенность их территорий. Тем не менее попыток захватить часть земель мапуче испанцы не оставили.

В 1810 году в Чили вспыхнуло народное восстание, которое в результате освободительной войны 1810-1818 годов выгнало испанцев из страны. Весь 19 век в Чили шла борьба за власть между буржуазией и крупной земельной аристократией, которая опиралась на католическую церковь. На внешнюю политику страны сильное влияние оказывала Великобритания. Несмотря на то, что испанские чиновники были изгнаны, отношение к индейскому населению со стороны властей почти не изменилось. В 1870-1880-е против арауканов велось несколько войн, в результате которых в 1886 году вся их территория номинально перешла под контроль чилийского правительства, хотя отряды повстанцев мапуче продолжали активно сопротивляться захватчикам вплоть до 1920-х годов.

В 19 веке в Чили динамично развивалась горнодобывающая промышленность, в связи с чем в основном из индейского населения сформировался пролетариат. Добыча полезных ископаемых находилась под контролем сначала британских, а затем американских корпораций, выжимавших из Чили всё, что только было возможно. Такая политика возмущала рабочих, заставляя их объединяться для защиты своих прав. В стране развернулось стачечное движение, активисты которого образовали в 1909 году Федерацию рабочих Чили, а затем, в 1912, вошли в состав Социалистической партии. Экономический кризис, разразившийся после окончания Первой мировой войны, привёл к росту популярности левых идей…

В 1938 году Народный фронт смог добиться избрания президентом Чили своего представителя — Педро Агирре Серды. Тот инициировал принятие ряда законов в интересах рабочих и крестьян, но был крайне осторожен и не решился на радикальные реформы, в том числе и в аграрном секторе.

В 1941 году Агирре Серда скончался, а Народный фронт распался. Однако созданный на его базе Демократический альянс смог дважды победить на выборах. Но приведённый им к власти после Второй мировой войны президент Габриэль Гонсалес Видела (представлявший Радикальную партию) продался США, разорвал дипломатические отношения с СССР и изгнал коммунистов из правительства. Экономика Чили стала стремительно переходить под контроль американских корпораций…

В 1950-е годы левые силы создали ряд новых политических объединений. На выборах президента 1958 года представитель объединённых левых, социалист Сальвадор Альенде, который был министром здравоохранения при Агирре Серде, занял второе место. Такой же результат он показал и на выборах 1964 года, уступив кандидату от главной буржуазной силы — Христианско-демократической партии Эдуардо Фрею Монтальве. Представители ХДП провели умеренные социальные реформы, за половинчатый характер которых попали под шквал критики со стороны как левых, так и правых. И на выборах 1970 года у христианских демократов уже не было шансов. Первое место на этот раз занял выдвинутый от блока «Народное единство» Сальвадор Альенде.

Однако, согласно конституционной процедуре, президента из двух лидеров избирательной кампании должен был выбрать конгресс. Голосов только левых для этого не хватало. «Козырная карта» оказалась в руках у христианских демократов. Те выдвинули ряд условий, приняв которые Альенде мог бы получить поддержку ХДП: сохранение свободы слова, независимость армии, системы образования и СМИ. Альенде данные предложения одобрил и стал президентом, сразу приступив к масштабным экономическим реформам, в частности к национализации подконтрольных американскому бизнесу горнодобывающих компаний и крупных помещичьих хозяйств. Кроме того, Альенде повысил пенсии и зарплаты населению, а также установил дипломатические отношения с Кубой и другими социалистическими странами…

Меры, принятые правительством Альенде, быстро принесли результаты. Уже в 1971 году ВНП Чили вырос на 8,5%. Рост сохранился и в следующем году. Всего за пару лет новой власти удалось сократить безработицу в стране с 8,3% до 3%. Однако империалисты США и не думали мириться с победой левых сил в этой латиноамериканской стране, которые лишили их барышей…

Президент США Ричард Никсон на секретных совещаниях дал указания ЦРУ начать экономическую и террористическую войну против Чили. На продукцию чилийских горнодобывающих предприятий было наложено эмбарго, собственность государства за рубежом была арестована, отношения со страной разорвали крупные западные банки и международные финансовые организации. Кроме того, при поддержке американских спецслужб в Чили активизировались многочисленные фашиствующие организации, которые устраивали саботаж и террористическую войну…

Чили захлестнула волна политических убийств левых активистов, нападений на Университет, аэропорт, банки, взрывов мостов, заводов, нефтепроводов, линий электропередач. Помещики массово угоняли скот в соседние страны. Была организована забастовка водителей-дальнобойщиков. Фактически шла гражданская война — в день совершалось до 30 терактов.

На фоне инфляции с товарным дефицитом, вызванных действиями США, правые силы с небольшим перевесом победили на парламентских выборах. Но 2/3 голосов в конгрессе, необходимых для смещения Альенде, у них не было: президент, несмотря на сложности, оставался чрезвычайно популярен. Убедившись, что поменять власть законным путём не получается, американские империалисты с чилийскими фашистами решились на государственный переворот.

В июне 1973 года совершается неудачная попытка путча силами танкового полка. Тогда американские империалисты сделали ставку на генерала Аугусто Пиночета, выходца из мелкобуржуазной среды. У него была успешная военная карьера: военное училище, военная академия, исполнение обязанностей главнокомандующего сухопутными войсками Чили. За считанные дни Пиночет и группа его сообщников при поддержке ЦРУ подготовили государственный переворот.

Последующие события хорошо показаны в советских художественных фильмах «В Сантьяго идёт дождь», «Кентавры», «Ягуар».

11 сентября 1970 года: расправы над военными с левыми взглядами, авиаудар по президентскому дворцу с последующим его штурмом, гибель Сальвадора Альенде.

Фашисты ввели в Чили осадное положение сроком на месяц, развернули репрессии против прогрессивной части населения под лозунгом борьбы с марксизмом и коммунистами. В стране было образовано несколько концлагерей, из которых печальную известность получил созданный на стадионе в Сантьяго. Людей в них подвергали жестоким пыткам и убивали. Тела закапывали, сжигали или сбрасывали с вертолётов в океан. Именно там был убит коммунист и поэт Виктор Хара.

В 1980-х годах активизировалась партизанская война различных левых сил против фашистского режима, но наказать по заслугам Пиночета и создать социалистическое государство им так и не удалось.

История избрания и свержения Альенде не только трагична, но и поучительна для тех, кто желает народу лучшего, но отрицает марксистско-ленинскую науку. Альенде не имел партии большевистского типа и пытался подчинить буржуазное государство интересам пролетариата, поэтому был свергнут буржуазией.

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — это музыкальный спектакль замечательного композитора Алексея Рыбникова и переводчика Павла Грушко. Создан по инициативе режиссёра Марка Захарова на основе драматической кантаты великого чилийского поэта-коммуниста Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского бандита-террориста, убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». В мае 1976 года состоялась оглушительная премьера в Ленкоме. Спектакль шёл на сцене театра Ленком 17 сезонов и был показан 1050 раз. Рок-опера стала ответом на военный переворот Пиночета в Чили и смерть Неруды.

В 1980 году был выпущен первый диск «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», главные партии исполнили: Звезда, Тереса — замечательная певица Жанна Рождественская; Хоакин Мурьета, Смерть — замечательный певец Геннадий Трофимов. В записи диска принимала участие рок-группа «Аракс».

В 1982 году режиссёр Владимир Грамматиков снял полнометражный фильм по рок-опере. Главные роли исполнили: Андрей Харитонов (Хоакин), Алёна Беляк (Тереса) и Александр Филиппенко (Смерть). Вокальные партии Хоакина и Смерти исполнил Геннадий Трофимов. Вокальные партии Звезды и Тересы исполнила Жанна Рождественская. Несколько произведений к фильму записала рок-группа «Интеграл» Бари Алибасова, музыканты сыграли роль рейнджеров в экранизации рок-оперы.

Когда я учился в одном провинциальном советском техникуме, то у нас выступила гастролировавшая балетная труппа (то ли из Казани, то ли из Йошкар-Олы) с балетом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Это был чудный спектакль — его можно сравнить со спектаклем «Разбойники», которую поставила Даша Телегина силами красноармейской труппы, которую описал замечательный советский писатель Алексей Толстой в трилогии «Хождение по мукам». Мы не замечали ни нашей техникумовской сцены с бедными декорациями, ни шипения фонограммы с этой замечательной музыкой — мы растворились в этой своего рода мистерии.

Легендарная личность Хоакина Мурьеты очень неоднозначная — он то ли банальный бандит-грабитель, то ли стихийный романтичный мститель-повстанец. Хотя для некоторых «граждан» и Степан Разин и Емельян Пугачёв тоже разбойники-бандиты, а не народные герои, однако. Было создано множество легенд-сказаний и литературных произведений.

Обратимся к сюжету, который опирается на текст Пабло Неруды.

1853 год. Балаганщик зазывает в ярмарочный балаган, где в клетке выставлены голова известного разбойника Хоакина Мурьеты и рука его сообщника Трёхпалого.

За три года до этого. Мальчишки-газетчики выкрикивают новости: в Калифорнии золотая лихорадка. В порт Вальпараисо со всех концов Чили стекаются толпы людей, жаждущих отправиться в сытный край. Таможенник Адальберто Рейес требует с Хуана Трёхпалого кучу всевозможных справок, но бывший шахтёр соблазняет таможенника плыть вместе с ними на прииски в Калифорнию добывать золото. Трёхпалый есть своего рода старший друг Хоакина Мурьеты — объездчик коней и вожак. Мелкобуржуазные мечты о семейном счастье Хоакина Мурьеты:

«По мне, сеньоры, лучшего не надо,

Скоплю деньжат на домик у пруда,

Чтоб жарким летом в нём была прохлада,

И чтобы печь гудела в холода.

Чтоб сад вишнёвый этот домик прятал,

И птицы вили гнёзда у стрехи,

А в стойле верный конь ушами прядал,

А на заре — пели петухи…».

Знакомые мотивы, не правда ли?

Во время морского путешествия Хоакин Мурьета влюбляется в крестьянку Тересу. Их свадьба на корабле. Грубый кутёж на палубе. Любовные разговоры счастливых новобрачных в каюте.

Сан Франциско. В таверне «Заваруха» намечается стычка чилийцев и американских рейнджеров. Чилийцы для местных обывателей — чужаки, эдакие понаехавшие тут гастарбайтеры, которые отнимают рабочие места у местных тем, что готовы работать за меньшую зарплату… Очень знакомая ситуация! Да, мещане из-за своего мелкобуржуазного невежества ставят телегу впереди лошади, т.е. путают причины и следствия.

Рейнджеры нападают на посёлки старателей. В один из таких набегов погромщики, ворвавшись в дом Мурьеты, насилуют и убивают Тересу. Вернувшись с прииска, Хоакин клянётся над безжизненным телом жены отомстить за неё и покарать насильников-убийц. С этого дня Хоакин становится бандитом-мстителем.

Грозный Мурьета держит в страхе всю округу, вершит расправу над белыми гринго, творящими беспредел и наживающимися на преступлениях. Рейес и Трёхпалый, другие чилийцы, решают присоединиться к нему и свершить возмездие за пролитую кровь братьев. Вокруг Хоакина собирается отряд мстителей.

Придя на кладбище без оружия, Мурьета приносит розы покойной жене, а рейнджеры устраивают на него засаду. Хоакина убивают и отсекают его голову.

Итак, балаганщик зазывает прохожих в ярмарочный балаган, где в клетке выставлена голова Хоакина. Товарищи решают выкрасть из балагана голову и похоронить её на могиле Тересы.

Движется погребальное шествие. Трёхпалый и Рейес несут голову Мурьеты. Голова Хоакина выражает сожаление, что до потомков не дойдёт вся правда о нём, о его тоске по убитой жене, которая была для него своего рода звездой его жизни.

В этой рок-опере бросаются в глаза противопоставления: чилийский и американский фольклор; светло-прозрачная инструментовка, звучание флейты и акустической гитары для показа чилийской музыки и шумный гротескно-сатиричный американский кантри, который звучит с помощью банджо, фортепьяно, ударных с бубном, духовых медных инструментов, электрогитары; белые домотканые одежды чилийцев и пёстрые фабричные костюмы американцев; темы лютых антагонистов Звезды (Жизни) и Смерти.

Образ мыслей бунтарей и народных мстителей часто сопоставляется с практикой революции. Однако бунтарство, играя известную прогрессивную роль в периоды до появления марксизма, т. е. научной теории общества, впоследствии становится тормозом общественного развития. Массы и отдельные люди впадают в деструктивное поведение, ставят «практику» перед теорией, поэтому терпят одно поражение за другим.

Обратимся теперь к рок-опере «Стадион», которая посвящена трагической истории Чили в 20 веке: в сентябре 1973 года военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом осуществила фашистский переворот, в результате которого было свергнуто левое правительство «Народного единства» Сальвадора Альенде. Как говорилось выше, были замучены-казнены тысячи сторонников прежней власти. Стадион в Сантьяго был превращён в большую тюрьму-концлагерь, куда сводили всех подозрительных. Одним из заключённых стал коммунист-певец Виктор Хара, которого арестовали в Университете Сантьяго 12 сентября 1973 года. Он был жестоко убит — ему раздробили кисти рук и расстреляли…

Это произведение создавалось 11 лет и было закончено в 1985 году.

Когда я ещё был советским школьником, мама подарила мне двойной альбом рок-оперы «Стадион». Я ставил на проигрыватель пластинки и проигрывал наиболее сильные и любимые части этой рок-оперы. Слёзы выступали на моих глазах, мои руки сжимались в кулаки от ненависти к озверевшим буржуйским холуям, т.е. к фашистам, и недоумение мучило меня: почему, где и когда чилийские коммунисты совершили ошибку, которая привела их к таким трагическим событиям-поражениям?! Только теперь, через много-много лет, я начал понимать причины поражения не только чилийских, но и остальных латиноамериканских левых. Своими размышлениями по этой теме я обязательно поделюсь позже, а сейчас снова вернёмся к рок-опере «Стадион».

Не могу не выложить список действующих лиц и исполнителей — мой вдумчивый и внимательный читатель меня поймёт.

Певец — Александр Градский

Люсия, жена Певца — Алла Пугачёва

Женщина — Елена Камбурова

Священник — Андрей Макаревич

Капитан — Владимир Мозенков

Лейтенант — Александр Лосев

Сержант — Иосиф Кобзон

Торговец лимонадом, Маленький человек — Александр Маршал (Миньков)

«Ехидный» — Александр Кутиков

«Трус» — Андрей Миронов

«Хам» — Михаил Боярский

«Прогрессивный» — Тарас Калиниченко

«Левак» — Владимир Кузьмин

Торговец рыбой — Александр Катаев

Булочник — Евгений Шершнев

Цветочницы — Ирина и Елена Базыкины

Газетчики — Юрий Шахназаров, Леонид Ярмольник, Всеволод Абдулов, Александр Казаков.


Мой любимый читатель меня простит, если я просто выложу текст сюжета, который был напечатан на обложке двойного альбома — это уже тоже история.

«ЛИБРЕТТО

Действие I.

Картина 1

Утро. Город просыпается. Голос Женщины — голос народа… Этому голосу вторят Священник и грузчики, торговцы и сапожник, цветочницы, все, кто встаёт в этот ранний час, час спокойствия и радости. А вот и Певец — любимец людей: какое же утро без песни и танца! Зажигательная самба, горячая самба, острая, как народные поговорки, жгучая, словно солнечные лучи. Жена Певца недовольна им — вечно занят Певец: то собрание, то театральные дела, но… Самба, самба! Внезапно в танцевальный ритм врываются тревожные выкрики газетчиков. Каждый из них представляет политическую партию — отсюда и рекламный характер их выкриков: надо ведь перекричать другого!!! Тщетны призывы Певца… Митинг на площади, задуманный как поддерживающий Революцию, превращается в словесную перепалку представителей разных партий, мнений, суждений, толков, слухов… Тщетны призывы Певца… “Прогрессивный” бросает красивые лозунги, “Ехидный” издевается над ними, “Трус” устал от жары и плохо понимает происходящее, “Хаму” всё равно кому и в качестве кого служить, Лидер левых за крайние меры — тогда “Хам” призывает к неповиновенью. Тщетны призывы Певца, он уже предчувствует трагедию, но не в силах её предотвратить. Вот он, зловещий стук солдатских сапог!

Картина 2

Военные окружают толпу. Теперь они диктуют правила “дискуссии”. На все возражения Священника, на все выкрики Лидера левых и “Прогрессивного” у них один ответ — сила, оружие, смерть… Хватать подозрительных. Кто — этот? «Нет! Я не виновен ни в чём, — кричит “Маленький человек”, — Вот Певец! Вот главный виновник!” Предательство — вот оно, рядом… Военные хватают Певца и других “подозрительных” и уводят их в тюрьму на Стадионе. На площади появляются обыватели — во главе их “Маленький человек” и “Ехидный”. Они радуются всему происходящему, считая, что туго набитый кошелёк всегда был гарантией от неприятностей. Толпа поддерживает их, шампанское, тосты… Как не вяжется с этим песня Женщины… Она потеряла в этот час всех своих близких. Но какое дело до этого обывателям. Веселись и пой! Веселись и пой! В камере все, кто был схвачен на митинге. Священник философствует, “Прогрессивный” всё так же наивен: “Давайте начнём с нуля!”, “Трус” боится, “Хам” хамит и тоже боится. Даже Певец боится, хотя и скрывает это… Входят военные, с ними “Маленький человек”. Он предаёт всех и каждого, кого знает. Капитан “распределяет” арестованных: кого на трибуны, кого в подвал. Певец остаётся один. “Помнишь, мама, наши горы…”

Действие II.

Картина 3

Военные входят в камеру Певца. Нет, это ещё не казнь, не физическая смерть. Это попытка убить дух Певца, сломить его, и для этого все средства хороши. Можно попытаться убедить словами, можно на примере издевательства над “Маленьким человеком” показать всю возможную глубину нравственного падения. Тот ведь на всё готов, чтобы сохранить свою маленькую жизнь. Можно наконец и сказать прямо, чем кончится для Певца отказ “сотрудничать”. На всё это Певец отвечает: “Нет!” “До завтра”, — говорит Капитан… На площади Люсия, жена Певца, и Женщина. Грустна песня Люсии, Женщина пытается утешить её, но и сама поддаётся настроению печали. Где Певец, что с ним? Вот и военные. Не замечая женщин, они ведут спор о правильности их дороги. Ведь все любили песни Певца… Лейтенант колеблется, он не может принять верное решение; солдаты, сжигающие книги, — вот что преследует его совесть… Капитан упрекает Лейтенанта в мягкотелости: только силой можно добиться всего. После того как Лейтенант остаётся один, Люсия бросается к нему, обвиняя его в смерти людей. Лейтенант испуган: “Нет, я не убивал…” “Где мой Певец?” — “Певец на стадионе.» — “Я должна его видеть!” Лейтенант сообщает Люсии, что из окна камеры Певца виден угол улицы напротив, и если встать на этом углу, то Певец увидит Люсию. Ночь. Певец в раздумьях о своей судьбе. Да, ему страшно умирать, но он не может изменить своему народу, себе самому. Он спокоен в свой последний час. Но кто это? На углу улицы Люсия! Люсия! Они не могут говорить, но слышат друг друга…

Картина 4

И вновь в камере Певца военные. Это конец. Гневно бросает Певец им ответ на угрозы, предрекает им гибель и народное проклятье. Капитан и Сержант избивают Певца прикладами автоматов… Певец умирает… На площади женщины ждут известий о своих близких. Горестен их плач. Люсия обвиняет собравшихся в долготерпении, в бездеятельности и покорности. Внезапно появляется “Маленький человек”, торгует лимонадом… Появляется Лейтенант, он приносит весть о смерти Певца и о предательстве “Маленького человека”. Тот обвиняет Лейтенанта во лжи, на это Лейтенант отвечает песней Певца и Люсии, которая известна только им. Люсия понимает, что Лейтенант говорит правду. Женщины окружают предателя, но появившийся патруль выручает его. “Маленький человек” предаёт Лейтенанта, разгласившего тайну. Военные уводят Лейтенанта, следом исчезает и “Маленький человек”. Люсия, Женщина и Священник, которого вынуждены были освободить, начинают проповедь поминовения и надежды, призывают к борьбе. Из репродуктора звучит последняя песня Певца, песня о вере и Родине, о Птице Свободы. “Будет вновь свободен наш край!” — подхватывают песню люди.

„МЕЛОДИЯ“, 1985. Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1983 — 1985 гг.».


А теперь разбор полётов. Для начала считаю, полезно вспомнить некоторые страницы из истории соседки Чили — Боливии.

1879 — 1883: Вторая Тихоокеанская война с Чили, закончившаяся поражением и утратой выхода к Тихому океану и контроля над месторождениями селитры в пустыне Атакама.

1966 — 1967 год: Эрнесто Че Гевара с группой партизан пытается организовать повстанческое движение с целью свергнуть правящий режим. В октябре 1967 года при активной помощи ЦРУ США правительственная армия уничтожает отряд Че Гевары.

1970 год: 7 октября в результате военного переворота к власти приходят левонастроенные офицеры во главе с генералом Хуаном Хосе Торресом. В отличие от большинства военных руководителей того времени, он придерживался левых политических взглядов, что во многом было обусловлено его происхождением. Его внешняя политика характеризовалась сближением с Чили Сальвадора Альенде и большим прогрессом в переговорах по выходу к Тихому океану. Более неожиданной для Торреса была оппозиция левого крыла ассамблеи (в основном, троцкистской РРП) и её лидера — вернувшегося из-за вынужденной эмиграции профсоюзного деятеля и бывшего вице-президента, троцкиста Хуана Лечина, предпринявшего попытку создать на её базе альтернативное правительство с опорой на профсоюзы и местные народные собрания. В итоге администрация Торреса балансировала между усилением ультралевых и растущим напряжением правых политических кругов, поддерживавшихся американской администрацией Ричарда Никсона.

Эх, команданте Эрнесто Че Гевара… Зря ты покинул социалистическую Кубу с поста министра экономики — ты же успешно справлялся с этой ответственной работой! Ладно, товарищ Че, ты совершил свою первую ошибку, что стал развивать на практике, полагаю, троцкистскую концепцию разжигания революционного пожара через партизанское повстанчество. Вторая твоя ошибка, товарищ Че, была в том, что ты не в ту степь направил свою революционную тачанку — надо было её направлять не в джунгли Боливии, а в нагорье Чили! Боливийские коммунисты тебе указывали на авантюрность твоего плана, что после уже проведённой земельной реформы в стране у партизан-повстанцев не будет поддержки среди местных крестьян. Что и подтвердилось потом — мелкобуржуазные крестьяне тебя и сдали буржуйским правительственным войскам с ЦРУ! Как бы благоприятные для партизанства географические особенности Боливии сыграли с тобой злую шутку, но ты не учёл социальный фактор: для мелкобуржуазных крестьян Боливии вы были не героями-освободителями, а бандитами! Да, географическое положение Чили существенно затрудняло развёртывание партизанского сопротивления буржуазным правительственным войскам. Чили — это узкая и длинная полоска земли между Андами и Тихим океаном. Таких лесных массивов, как в Колумбии, Боливии, Бразилии, в Чили не было. На открытом пространстве высокогорий партизаны долго действовать не могли — их бы настигли удары правительственных ВВС, а потом подоспели бы и сухопутные подразделения для разгрома уцелевших повстанцев. Но в Чили формировался рабочий класс, а товарищ Че своим авторитетом мог бы укрепить коммунистическую партию Чили, сформировать коммунистические партизанские отряды — основание будущей революционной народной армии будущей диктатуры рабочего класса Чили. И партизанская война в таких условиях должна идти не по варианту лесных партизан Белоруссии, а по варианту городских партизан Донбасса, т.е. на начальном этапе партизанской войны воевать не огромными партизанскими отрядами, а сетью небольших мобильных партизанских диверсионных групп. И лишь потом, когда накоплен боевой опыт, боевая техника и достаточный арсенал вооружения, отдельные партизанские группы могут слиться в повстанческую армию для открытых боёв с правительственными войсками на равных!

Ещё будучи студентом-медиком, Сальвадор Альенде познакомился с марксизмом: «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, работы В. И. Ленина «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия капитализма». Но марксистом он так и не стал, а остался до конца своей жизни социалистом, т.е. сторонником социального реформирования капиталистической системы в пользу трудящихся.

Досадно, что у многих людей короткая историческая память и они из-за этого продолжают наступать на одни и те же грабли. Тот же гражданин Платошкин с его т.н. «новым социализмом». Ведь если он умудрится всё же дорваться до власти в нынешней капиталистической РФ, то он в лучшем случае повторит судьбу социалиста Альенды и так и не ставшей социалистической Чили, или якобы «коммуниста» Михаила Воронина и так и не ставшей социалистической Молдавии.

Чилийские коммунисты два (!) раза прозевали историческую возможность сделать Чили ещё одним оплотом коммунизма:

1) во времена правления социалиста Сальвадора Альенде;

2) после обескураживающего жестокого террора военной хунты против коммунистов и социалистов в 70-х годах, в 80-ых годах произошёл перелом — теперь уже полицейские и военные боялись чилийских партизан! Огромную шефскую помощь (идеологическую, моральную, материально-техническую, полноценную организационно-военную подготовку на Кубе, ГДР, НРБ) чилийским коммунистам и социалистам оказывала социалистическая Куба — чтобы продолжить вооружённую борьбу против фашистского режима. Создаваемые с братской помощью партизанские отряды чилийских коммунистов набирались боевого опыта в Никарагуа — чилийские коммунисты очень здорово помогли сандинистам.

Парадоксальная и забавная ситуация: чилийские социалисты оказались даже решительнее чилийских коммунистов! И на лидера чилийских социалистов Сальвадора Альенде чилийские коммунисты имели больше влияния и даже тормозили многие его социальные реформы! И в Чили так и не произошла социалистическая революция — она так и застряла в полумерах социального реформирования во многих сферах-институтах: в национализированной, но не доведённой до обобществления экономике, в образовании, в армии… Чилийские коммунисты так и не смогли подмять под себя все левые организации-движения и создать диктатуру рабочего класса, они так и застряли в буржуазном парламентаризме.

Но эта левацкая каша анархизма-троцкизма-маоизма-теологии освобождения-«строительства социализма ненасильственным путём» характерна не только для чилийских, но и для всех латиноамериканских коммунистов. Полагаю, что этому способствовали следующие причины:

1) оппортунист Троцкий, будучи в Мексике, успел посеять семена оппортунизма в Латинской Америке;

2) влияние ревизиониста Эрла Браудера, который предложил в 1944 году идею мирного сосуществования капитализма и коммунизма, а также предлагал распустить коммунистическую партию США, которая, по его мнению, становилась излишней, и создать беспартийную просветительскую организацию «Коммунистическая политическая ассоциация». В 1958 году написал книгу «Маркс и Америка», в которой отстаивал тезис, что якобы марксизм неприменим к условиям США;

3) конечно, СССР оказывал помощь латиноамериканским коммунистам, но КПСС уже перестала быть той большевистской партией коммунистов Ленина и Сталина, которая в своё время оказала огромную братскую помощь КНР, КНДР.

Да, эти две советские рок-оперы являются ёмкими шедеврами, в которых запечатлена трагическая история борьбы чилийского народа за светлое будущее. Но могут ли они считаться своего рода руководством к действию в борьбе за торжество коммунизма, даже с учётом допущенных ошибок?

В деле формирования революционного потенциала рабочего класса главную и ведущую роль играет исключительно глубокое овладение марксистской теорией. Только основываясь на диаматическом понимании истории и конкретных произведений искусства, можно говорить о том, что воспетый героизм проигравших революционеров и убитых народных мстителей прошлого способен сыграть положительную роль. Поэтому прежде всего необходимо учиться у большевиков, учиться побеждать.

К. Неверов
29/06/2021

Комментировать

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s