№ 07/59, VII.2021
Главный недостаток всех буржуазных публицистов и «экспертов», анализирующих бегство США из Афганистана и приход к власти талибов, заключается в полном игнорировании такого фактора, как афганский народ. Они игнорируют марксистский тезис о том, что историю в конечном счёте творит народ, поэтому впадают в филистерские рассуждения о геополитике.
На самом деле, всё достаточно банально. В XX веке было два мощных импульса мирового коммунистического движения — две грандиозные победы. Победа Великой Октябрьской революции и победа в Великой Отечественной войне советского народа. Эти два события по своему политическому, экономическому и идеологическому значению приблизили все прогрессивные и здоровые силы человечества к осознанию необходимости борьбы за коммунизм как единственно научному пути освобождения прежде всего от ига американского и европейского империализма. Поэтому во всех колониальных и полуколониальных странах резко возросла роль коммунистов или прокоммунистических сил.
Разумеется, такая победная поступь коммунистов в деле завоевания симпатий народов сильно беспокоила крупнейших западных олигархов и их правительства, поэтому они начали подбирать инструменты противодействия.
В развитых капиталистических странах наиболее действенным оказалось насаждение концепции «при капиталистах — демократия, а при коммунистах — тоталитаризм» во всём богатстве её красок с «нарушением прав человека», «отсутствием свободы слова», «массовыми репрессиями» и так далее. Это позволило канализировать народное движение по пути оппортунизма и парламентаризма. Западного обывателя убедили, что никакой коммунизм ему не нужен, достаточно голосовать за социал-демократические партии на выборах и увлекаться самоуправлением, заниматься «малыми делами». Насадили такой буржуазно-бюргерский социализм.
В отсталых колониальных и полуколониальных странах наиболее действенным оказалось другое — насаждение религиозного мракобесия и национализма. Поэтому народное движение мусульманских народов, в том числе пуштунов, империалисты постепенно канализировали в рамки борьбы за исламский социализм. Американские и европейские империалисты создавали и поддерживали исламистские организации во всех мусульманских регионах мира, чтобы увести освободительное движение арабов, тюрок и иранцев от коммунизма в тупиковое русло джихада. И, к сожалению, во многом это сделать удалось.
Таким образом, наличие у мусульманских народов стремления к свободе, независимости, благополучию вполне объективно. Но то, каким путём это стремление себя реализует, — субъективно, то есть зависимо прежде всего от политической расстановки сил, организованности тех или иных партий и движений, их влияния на массы. Признав в результате печального для себя опыта революций XIX и первой половины XX веков невозможность влиять на объективную сторону политики, империалисты бросили все силы и средства, чтобы завоевать её субъективный фактор. А коммунисты из-за собственной слабости на местах и чудовищной диверсии КПСС, сначала по расколу мирового коммунистического движения и троцкистской перепрошивке марксизма, а затем и по развалу СССР, с треском проиграли исламистам битву за умы поколений.
Сражения в классовой борьбе в конечном счёте выигрывает тот, чьи интеллектуальные силы превышают таковые силы противника. В данном случае аналитики специальных антикоммунистических подразделений типа ЦРУ и прочих оказались умнее, чем состав ЦК КПСС и ЦК местных коммунистических партий. Они сумели найти «ключик» к сердцам мусульманских народов, разыграв самую мракобесную карту.
А после уничтожения СССР и соцлагеря в целях поддержания своей гегемонии в буржуазном мире американские империалисты объявили «войну международному терроризму», то есть придумали новую форму колониального покорения мусульманских стран под видом борьбы с бандитами, которых сами воспитали и наплодили.
Трагедия афганского народа состоит в том, что его освободительное движение бурлит в русле исламизма. Несмотря на архиположительный опыт просоветского режима ДРА, пуштуны поверили, что не марксизм позволит им построить благополучный Афганистан, а средневековый шариат. Конечно, афганское общество не поголовно исламизировано, просто народ к Талибану относится более лояльно, чем к марионеточному правительству, поставленному американскими штыками.
Говорить о поражении США в Афганистане можно только в военном и тактическом плане. Да, американским олигархам не удалось досуха выкачать из афганской земли её природные богатства. Но стратегическая цель империалистов по уводу афганского народа от коммунизма в пучину средневекового утопизма всё ещё с успехом реализуется.
Возникает вопрос: что лучше из ужасного — марионеточный режим Гани или власть Талибана?
Разумеется, с точки зрения развития коммунистического движения в Афганистане проамериканский режим более благоприятен. Во-первых, он, как и всякий коллаборационистский режим, слабый. Во-вторых, как режим слабый и прозападный он вынужден соблюдать буржуазно-демократические свободы, а значит, создаёт легальные условия для работы коммунистов.
Однако же выдворение американского империализма из Афганистана может рассматриваться как акт прогресса, но с точки зрения мировой расстановки сил в борьбе США с Китаем, в процессе утраты США мировой гегемонии.
Но действительно важно другое — без формирования сильной коммунистической партии в каждой стране, в каждом регионе, все эти оценки и расклады остаются на уровне досужих рассуждений.
Афганские маоисты — единственная известная у нас прокоммунистическая сила в Афганистане — в своём заявлении по сути приветствуют выдворение США, рассчитывая, что ЕС, Китай и РФ смогут своим давлением на Талибан смягчить его политический режим до каких-нибудь цивилизованных буржуазно-демократических форм. Верится слабо, по крайне мере в то, что талибы позволят распространять марксизм легально. Но самое главная проблема в том, что нынешние маоисты — это на словах радикальное, левацкое течение, но на практике большие путаники. Маоисты как догматики держатся за отдельные, причём наименее глубокие и научные взгляды и лозунги Мао Цзэдуна, часто встраиваясь в хвост стихийному крестьянскому движению в своих странах. С маоистами афганский народ точно не сварит революционной каши коммунизма.
Есть также призрачная надежда, что талибы, продавшись экономически Китаю, потеряют власть естественным путём своего вырождения. Такие организации, как Талибан, Аль-Каеда, ИГИЛ, ХАМАС, по своей идеологии — утописты, они не имеют чёткой экономической программы, поэтому всегда вынуждены искать финансирования и покровительства. Талибан уже заявил, что ждёт китайских денег и даёт все гарантии, ведь Китай заинтересован в торговом пути через Афганистан и прямом выходе к Аравийскому полуострову в военном плане. Но КПК пока не торопится залезать в Афганистан, ожидая, вероятно, политической ясности.
Вообще говоря, если бы в Афганистане была сильная компартия, то сложившаяся ситуация — это прекрасный шанс на взятие власти в стране.
А. Редин
13/07/2021
Приятно, что в газете «Прорывист», фактически, за месяц до событий были сделаны верные прогнозы и проанализированы возможные варианты дальнейшего развития событий.
Метко и как всегда верно расставлены приоритеты, точно извлечены важнейшие уроки для комдвижения из сложившейся ситуации и филигранно спрогнозирован её закономерный исход. Успехов в дальнейшем развитии газеты!