О сущности мелкобуржуазного сознания

№ 5/69, V.2022


Немного истории

Мелкособственническое сознание получило массовое распространение в виде мелкобуржуазного более двухсот лет назад вместе со становлением капиталистического способа производства. Тогда, вместе с расцветом ремесленного производства и распространением идеалов мелкокрестьянского хозяйства, зародилась вера в хороший и справедливый капитализм. Это стало первой стадией развития мелкобуржуазного сознания у масс.

Тогда капиталисты ещё были революционным классом, воевали с феодалами, совершали буржуазные революции. А для того чтобы привлекать к себе эксплуатируемых, необходимо было ставить разумные и кажущиеся разумными лозунги и обещания: «Свобода, равенство, братство» служили французской революции, упование на «естественные права человека» и «свобода слова» стали лозунгами других буржуазных революций.

Однако со времён монополизации капитала, когда рынок перестал быть свободным, капиталистическое общество и особенно капиталисты стали загнивать. Самые жадные и хитрые составили группы монополистов, которые были в состоянии развязывать мировые войны для передела капиталов и «сфер влияния», чем они и занимались, пропагандируя в массы патриотизм, фашизм или либерализм. Мелкобуржуазные обыватели воевали под фашистскими или либерально-демократическими лозунгами, дисциплинированно готовили бомбы друг для друга, в то время как все они, и «демократические», и «обладающие лучшей национальностью» массы, являлись одинаково эксплуатируемыми. Мало кто знает, что научно теоретическая конференция военно-экономических экспертов и владельцев крупнейших монополий Германии по вопросам подготовки ко второй мировой войне состоялась… в июне 1917 года, т. е. более чем за год до поражения Германии в первой мировой войне.

И сегодня данный процесс продолжается, а мелкобуржуазное сознание продолжает эволюционировать, загнивать. Все «концепции устойчивого развития» только ускоряют данный процесс. Буржуазия не изобрела ничего нового. Остались те же патриотизм, национализм и либерализм. Все эти идеологии способствуют развитию мелкобуржуазного сознания. Предлагаю, товарищи, рассмотреть сущность мелкобуржуазного сознания, понять его влияние на дело коммунистического строительства и разработать антипод.

Методология

Для того чтобы познать сущность мелкобуржуазного сознания, надо понять категорию «сущность» вообще. Большинство людей под сущностью понимают нечто главное в исследуемом предмете. А так как у предмета множество сторон, без которых он не существует, у каждого исследователя могут возникать сугубо индивидуальные представления о главном. Такой подход неверен, т. к. научная истина одна.

Например, если исследовать серную кислоту по элементам её химического состава, то ничего вредного мы в ней не увидим: и сера, и водород, и кислород полезны человеку в определенных количествах. Однако связь этих противоположных элементов таблицы Менделеева для человека вредна. Поэтому гораздо более правильное толкование сущности предмета выглядит следующим образом:

Сущность явления — это содержание связей противоположностей, составляющих предмет (процесс), определяющее тенденции его развития и отношения к другим предметам (процессам).

Следует также разобрать сущность сознания вообще, чем оно определяется, с чем и как взаимодействует. Этот пункт обязательно должен быть в диаматическом исследовании определенной формы общественного сознания.

Во-первых, если мы стоим на материалистических позициях, мы должны признать, что материя первична по отношению к сознанию. Материальный мир породил сознание, а не наоборот. Сознание — это свойство высокоорганизованной материи, а не наоборот (мир — это не свойство некоего сознания). Сознание — это отражение объективной реальности, а головной мозг — это орган мышления.

Во-вторых, если мы стоим на диалектических позициях, мы должны признать, что синонимом развития общества является переход от одного способа производства к другому, более совершенному. Обратите внимание, что не географические условия, не вопросы народонаселения, не инстинкты, а именно развитие производительных сил и производственных отношений, что и составляет способ производства, является прогрессом общества. Почему так? Да потому, что для того чтобы обществу существовать, необходимо не только биологически воспроизвестись, но и произвести материальные и духовные блага для этого. Следовательно, отношения, которые складываются при производстве, первичны по отношению ко всем другим общественным отношениям. Смене производственных отношений предшествует рывок в развитии производительных сил, то есть самих людей, их способности к определенному виду труда и средств производства. Из этого выходит, что способ производства в основном определяет общественное сознание каждой исторической эпохи. Однако это не значит, что когда капитализм установился в качестве господствующего строя на всей Земле, старые формы сознания в один миг исчезли. Они закрепились в религии, литературе, философии, политических доктринах, традициях, устоях, привычках и т. д. и продолжили существование, адаптируясь к новым условиям, невольно и вольно обслуживая интересы и задачи новых классов. Отмирание старых форм сознания происходит мучительно долго, это исторически крайне инертный процесс.

Так или иначе, явления надстройки закрепляют базис формаций, не дают измениться производственным отношениям, либо могут изменить их, как это сделали большевики, придя к власти. Поэтому, кстати, Ленин говорил, что политика (надстройка) не может не иметь первенства над экономикой (базисом). Однако чаще всего политики стояли на службе у господствующего класса, пропагандируя особые формы общественного сознания, выгодные этим классам, как, например, мелкобуржуазное сознание, которое пропагандирует буржуазия сегодня. О нём и пойдёт речь далее.

Следует учитывать, что капиталистический базис не только вырабатывает органичное для него мелкобуржуазное сознание, но и поддерживает осколки старых сознаний, разного рода религий и идеалистических теорий. Ведь почти все религии первоначально возникали отдельно от государства, служили тем или иным социальным движениям, но потом господствующие классы все равно направляли их себе на пользу. Кстати, чем ближе к научной истине были те или иные теории, тем сложнее было господствующим классам поставить их на службу. Марксизм — это единственная теория, положения которой невозможно направить на пользу эксплуатирующих классов, т. к. эти положения являются научными истинами, следовательно, служат задачам развития всего общества, человечества.

Иначе говоря, капитализму свойственно не только мелкобуржуазное сознание, он культивирует и порождает также разные реакции на него и даже против него (в последнем случае потому, что при капитализме есть антагонистические классы). Все эти реакции на капиталистический базис (кроме марксизма) не являются в полной мере научными теориями (хотя некоторые довольно близко подошли к научной истине), а потому эксплуататорские классы направляют в разной степени антинаучные концепции в свою пользу.

Часто и много говорят про мелкобуржуазное сознание, но что такое буржуазное или крупнобуржуазное сознание? Дело в том, что капиталистическому базису органически присущ крайний индивидуализм, ведь экономика построена на частной капиталистической собственности, на системе, при которой масса пролетариата работает на горстку капиталистов, каждый из которой — обособленный хозяин. Поэтому сознание отдельного капиталиста может считаться просто буржуазным, что означает простую вещь: он стремится к росту своего личному капитала. Никаких других мотивов, ценностей, нравственных ориентиров такое сознание не содержит, это простое, как бухгалтерская книга, мышление. Когда же речь идёт об идеологии преимущества капитализма, о рассмотрении устройства всего общества, такое мировоззрение исходит из логики мелкого хозяина, который за счёт рыночных отношений, «честной конкуренции» и демократии достигает благополучия. Стало быть, такому сознанию больше подходит название «мелкобуржуазное».

Сущность мелкобуржуазного сознания

Перейдем к изучению непосредственно сущности мелкобуржуазного сознания. Рассмотрим его признаки и эволюцию в человеке.

Во-первых, эволюция мелкобуржуазного сознания у человека в капиталистической среде происходит примерно следующим образом: люди неизбежно вступают в капиталистические производственные отношения, вынуждены как проститутки продавать рабочую силу частей своего тела (в случае с физическом трудом — это руки, а в случае с умственным трудом — мозг) капиталистам и при этом потребляют пропаганду «счастливой» жизни олигархов. Завидуют их праздности и роскоши. Некоторые покорно ищут себе хозяина, а некоторые мечтают выбраться из такого положения, став капиталистами, однако далее мелкобуржуев не пробиваются, т. к. все рынки уже заняты монополистами, а зачастую оказываются в ещё более бедственном положении, чем наёмные пролетарии, вместе с кредитами и не приносящим прибыль бизнесом. Как правило, после таких ударов головой о капиталистическую действительность мелкобуржуазное сознание разбивается и может быть заменено религиозным в худшем случае.

Во-вторых, следует сказать, что раз мелкобуржуазное сознание пусть очень криво, но отражает объективную реальность, оно порождает и потребности, соответствующие этой искажённой картине мира. В зависимости от фатальности мелкобуржуазного сознания такие потребности могут проявляться в меньшей или большей степени: стремление только к личному благополучию, бессмысленному накоплению нулей на счетах, эгоизм, всякого рода извращения, в т. ч. и сексуальные, отсутствие потребности в развитии собственной личности. Таким образом, при совсем уж фатальной форме мелкобуржуазного сознания человек становится все ближе к животному, у которого сознание отсутствует вообще.

Т. к. все люди окунаются в капиталистическую действительность, мелкобуржуазное сознание может иметь как работник физического труда, которого интересует только выпивка, так и эстетствующий интеллигент, которого интересуют только деньги и «изящество быта». Все они мещане, жертвы капиталистической действительности.

Однако возникает вопрос: откуда в СССР взялись мещане, т. е. люди с мелкобуржуазным сознанием? Ведь это именно они позволили реставрировать капитализм. Этому способствовала политика партии после 1953 года, когда невежды, типа Хрущёва или Горбачева, потихоньку вводили в советскую централизованную экономику рыночные элементы, а все беды потом сваливали именно на планирование, а не на рынок или собственное невежество. Они же опошляли теорию и искусство, копируя западные образцы, принципы и приёмы.

При Сталине, несмотря на экономику с минимумом рыночных отношений, экономика развивалась куда быстрее, чем в любой другой стране за подобный промежуток времени за всю историю человечества. Тем более после того, как в 1983 году Андропов фактически разрешил покупку рабочей силы, мелкобуржуазное сознание стало нарастать очень быстро, т. к. люди вступали в рыночные отношения и видели мнимую пользу от денег.

Не отставали и советские фильмы. Вначале гайдаевские фильмы с мещанским подтекстом, затем перестроечные фильмы с более конкретной антисоветчиной («Лох — победитель воды», «Гений»). Эти фильмы разобрал товарищ Константин Неверов в ещё одной статье о мелкобуржуазном сознании.

Таким образом, сущность мелкобуржуазного сознания состоит в поддержке капитализма, в котором человек может возвыситься над другими за счёт денег, быта, должности. Кстати, карьеризм, возникший задолго до капитализма, тем не менее в условиях капитализма стал разновидностью мелкобуржуазного сознания. Противоположности, содержание связи которых определяет данное явление, — это человек и общество. Без индивидуализма не бывает мелкобуржуазного сознания.

Необходимо рассмотреть влияние мелкобуржуазного сознания на дело строительства коммунизма.

Мелкобуржуазное сознание порождает антагонизмы между людьми, в то время как коммунисты бьются за устранение всех антагонизмов между людьми.

Следует отметить, что противоположность — это не то же самое, что антагонизм. Антагонизм — это противоположность в крайней степени, исключающая другую противоположность. Так, женщины и мужчины, взрослые и дети, капиталист и пролетарий — это противоположности, но не антагонизмы. А два капиталиста или капиталисты и сознательные борцы за коммунизм — антагонисты, потому что они друг друга исключают.

Когда на первой фазе коммунизма в сознании людей господствует эгоизм, они рассматривают друг друга как соперников. Следовательно, во-вторых, мелкобуржуазное сознание противоречит абсолютному экономическому закону коммунизма, который определяется как полноценное развитие каждого члена общества и гарантия развития всего общества. В-третьих, мелкобуржуазное сознание порождает потребности, не удовлетворямые физически и объективно вредные, а потому коммунистический способ производства вообще не подходит для мещан. На чём и играют оппортунисты и пропагандисты капитализма.

Поэтому нужен очень образованный и компетентный авангард рабочего класса — партия. А компетентность может обеспечить только метод научного централизма. Над такой партией и трудится коллектив газеты «Прорывист».

М. Новин
8/05/2022 (вторая редакция 17/05/2022)

О сущности мелкобуржуазного сознания: Один комментарий

  1. Дякую товаришу М. Новина за чудову статтю щодо дрібнобуржуазної свідомості.

    На превелике щастя, я все це теж відмінно бачу і розумію. Ціную, що так детально розжували для інших читачів!

    (Не знесудьте, пошти немає постійної).

Комментировать