№ 8/72.VIII.2022
Визит Пелоси на Тайвань оказал добрую услугу китайцам. Теперь китайские товарищи могут смело залезать в рунет, соцсети типа Telegram и читать, что о них реально думают их российские партнеры. Когда Россия начала СВО, Китай, несмотря на дипломатически сдержанные формулировки, показал народную поддержку российской армии на Украине в уничтожении местных фашистов. Думаю, все помнят картины китайских художников, посвященные СВО, к примеру высадке десанта в Гостомеле. Поддержка России традиционно высока в Китае, который помнит помощь СССР в образовании Китайской Народной Республики.
Но вот произошел визит на Тайвань, ожидания которого подогревали СМИ последние несколько дней, и что же мы увидели? Эмоции полностью поглотили разум, фантазии стали дороже реальности. Причем речь идет не о комментариях рядовых пользователей, а о медиатусовке, которая кипит круглосуточно и выражает свое мнение онлайн, а значит, влияет на мнение рядовых граждан.
Причем если с отдельными заявлениями МИДа и некоторых членов Федерального Собрания можно даже согласиться, то стоит зайти на Telegram-канал «Соловьев» и прочесть, что думают о Китае и лично о товарище Си медиаперсоны, комментирующие ежедневную повестку и формирующие то самое общественное мнение буржуазного государства. Впрочем, не только там. Можно зайти к Карнаухову. Там та же атмосфера — Китай оказался бумажным тигром, ущерб нанесен неизмеримый, ждем внутренней нестабильности. Короче, кремлевской пропагандой уже организовываются заочные политические похороны Си. И эта реакция гораздо более показательна именно тем, что кардинально отличается от официальной позиции Кремля. А ведь совсем недавно разгонялась другая «зрада» после того, как некоторые китайские компании испугались западных санкций. Но никого не смущает, что Сбербанк восемь лет не работал в Крыму.
Китайцы — не люди слова, это торговцы, а не воины; США показательно унизили Китай и указали Пекину на его реальное место в мировой политике; Произошедшее – несмываемый позор Си, теперь он не переизберется на третий срок; Сейчас у России появился реальный шанс стать лидером альтернативного миропорядка, — все это не цитаты, но фразы, представляющие мнения отдельных лиц, выразившихся на данную тему. И это далеко не все. Мнений о том, что Китай поступил правильно, не купившись на провокацию, в разы меньше. Какой вывод можно сделать из данных комментариев? Что произошло крушение виртуального образа Китая, который существовал исключительно в сознании всех тех лиц, которые после посадки американского борта в Тайбэе начали охаивать Пекин как неудачника. Добавлю, что также произошло и крушение некоторых моих надежд, поскольку я рассчитывал, что в России имеется более сильная поддержка Китая. Оказалось, что в большей степени это медиаэффект, на который я отчасти сам купился. Но считаю полезным и не зазорным признать свою ошибку.
После начала СВО на Украине в прессе то и дело приходилось читать, мол, вот-вот Китай начнет свою СВО, причем с явной отсылкой к событиям в наших краях. Вплоть до того, что вот-вот Китай свой Крым (Тайвань) сейчас тоже вернет. Короче говоря, мерили Китай по себе. Когда же соприкоснулись с реальностью, то оказался виновен, конечно же, Китай и лично Си, а не фантазеры, живущие в альтернативной реальности. Ведь сейчас у нас все — эксперты по Украине, завтра — по Сербии, послезавтра — по Китаю и т. д. Реально же понимающих людей мало. Это и есть медиаэффект, когда не реальные знания, а объем прочитанного, вне зависимости от его качества и истинности, создает иллюзию знания и понимания ситуации.
На самом деле, речь идет о вещах гораздо более глубоких, чем чье-то мнение. Нет никакого реального единства в противостоянии западной неоколониальной империи на уровне отнюдь не дипломатических формулировок, а народов. А о каком единстве можно говорить, если мы, россияне, в своем большинстве смотрим на Китай западными глазами и собственными стереотипами, подчас с нескрываемым шовинизмом и высокомерием? Безусловно, с момента начала политики реформ и открытости в Китае процветает мещанство, которое ориентируется на западный образ жизни и рассматривает пласт своей культуры, связанный с Советским Союзом и Россией, как часть прошлого и снисходительно относится к этому как к ностальгии стариков. Но даже несмотря на это, поддержка России среди китайцев носит массовый характер. Именно поэтому у меня возникает вопрос: а каким таким образом будет происходить реальное уничтожение западного империализма, если уже можно видеть, что нет связки между народами? Ведь как только кому-то показалось, что Китай «дал заднюю», то далее все это разносится по сети и картина реальности формируется не на основе научного понимания, а на основе мнений отдельных персон, живущих в виртуальной реальности.
О каком международном единстве народов в борьбе с западным империализмом может идти речь, когда первый же серьезный инцидент показал, что других мы меряем исключительно по себе, а если действия ситуативных партнеров РФ не соответствуют нашему представлению, то их поддержка ставится под сомнение?
Для сравнения посмотрите на западную поддержку киевского режима. Американская и европейская буржуазия настолько выдрессировала свой электорат, что поддержка Киева оказывается буквально «на автомате», хотя многие даже не знают, что собой представляет Украина. Разумеется, что она понемногу ослабевает, поскольку европейцы и американцы понимают, что голодать и холодать из-за Зеленского и его гламурной жены они не собираются. Но в целом общественное мнение по-прежнему на стороне Киева, поскольку местная машина пропаганды категорически не допускает альтернативных мнений, несмотря на соприкосновение с реальностью. А как, к примеру, будут обстоять дела с поддержкой Китая в России, если, не дай бог, произойдет что-то плохое? Будет ли поддержка? Будут ли Китай по-прежнему считать своим партнером, отношения с которым выше союзов? Будут ли россияне засыпать и просыпаться с мыслью, а что там с Китаем и что мы можем сделать? Дело ведь не только и не столько в Китае, сколько в любой стране, отношения с которой у РФ определяются как дружеские. Ведь одно дело – дипломатические формулировки МИДа и совсем другое – что думает народ. Вот что важно.
Именно на таких примерах можно посмотреть, что одного антизападнизма мало для того, чтобы успешно действовать против Запада. Необходимо реальное единение народов разных стран, готовых поддержать друг друга в трудную минуту всем необходимым, поскольку без этого невозможно достичь победы. Нужна одна идеология и одно понимание целей борьбы. Но поскольку это капитализм и коммунистической КНР приходится иметь дело с капиталистическими странами, то вполне разумным представляется желание КПК полагаться только на собственные силы. Поскольку капитализм — это всегда бардак и перманентная нестабильность, которую постоянно нужно держать в уме при решении политических задач. Поэтому только при последовательном следовании марксизму-ленинизму (к чему Си призывает постоянно) между союзниками могут возникать реальные братские отношения, поскольку только при таком условии есть уверенность в том, что тебя не «кинут» или не сочтут более ненадежным партнером. А все потому, что цель одна на всех — коммунизм, а не следование «интересам», которые сегодня одни, а завтра другие.
К. Киевский
05/08/2022
Спасибо, хорошая статья!