Шушенский пленник

№ 11/75.XI.2022


Начавшаяся в конце XIX в. борьба российских марксистов за общество без угнетателей и угнетённых ещё не могла поколебать власти помещиков и капиталистов. Без партии и организованной поддержки передовой части населения идти на штурм самодержавия — впустую растрачивать немногие имеющиеся силы. Поэтому петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» под руководством Ульянова работает над созданием будущего революционного авангарда, что на фоне подъёма пролетарского движения удваивает внимание царской охранки.

«Замечено… усиление брожения среди рабочих на некоторых фабриках и заводах г. С.-Петербурга, выразившееся в неоднократных стачках и забастовках. Обстановка последних позволяла заключить, что они происходят не без влияния извне со стороны лиц, занимающихся в столице преступной пропагандой среди рабочих. Вследствие сего были приняты меры особого наблюдения и розыски, выяснившие действительное существование в Петербурге особого кружка «социал-демократов», состоящего как из лиц интеллигентных, преимущественно учащейся молодежи, так и распропагандированных ими рабочих» (из доклада министра внутренних дел И.Л. Горемыкина).

Жандармы зорко следят за членами «Союза», и в ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. полиция берёт под стражу 57 петербургских марксистов, в том числе и Владимира Ильича. К своей «первой ходке» будущий вождь мирового пролетариата отнёсся философски. Он знал: выбранная им стезя рано или поздно приведёт в «казённый дом».

«Мы идём тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки. Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнём. Мы соединились по свободно принятому решению, именно для того, чтобы бороться с врагами и не оступаться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения» (В.И. Ленин).

Судьбу «политических» в Российской империи решал лично государь. После 14 месяцев одиночки в Доме предварительного заключения на Шпалерной Владимиру Ильичу назначают ссылку в Восточную Сибирь сроком на три года. В сравнении с тюремной камерой это открывает перед Ульяновым куда большую свободу действий. В полной мере воспользоваться ею помог неистребимый оптимизм, колоссальная работоспособность, поддержка семьи и товарищей. В частности, властями было удовлетворено ходатайство матери о поездке сына к месту ссылки за свой счёт.

«…Питерские знакомые очень настаивали на необходимости этого, чтобы сберечь его недюжинные силы. А.М. Калмыкова предлагала даже средства для этого. Мать отказалась от помощи, передав через меня А.М. Калмыковой, что пусть те деньги пойдут для более нуждающегося, например, Кржижановского, а она сможет отправить Владимира Ильича на свои средства» (А.И. Ульянова-Елизарова).

Путь Владимира в ссылку на поезде до Красноярска, на пароходе до Минусинска и на телеге до Шушенского пролегал через всю страну и занял четыре месяца.

«…„Великая Сибирская дорога“ (великая не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казённых денег, по безмерной эксплуатации строивших её рабочих) открывала Сибирь…» (В.И. Ленин).

Тюрьма и ссылка помогают Ульянову и товарищам по «Союзу» переосмыслить свою деятельность, прочувствовать на собственном опыте, что борьба за коммунизм — это не мимолётный, выплесковый героизм, а ежедневная и опасная работа. Что профессиональные революционеры, если они хотят достичь своих целей, обязаны выйти победителями из интеллектуальной дуэли с правящим классом, превзойти его, в первую очередь организационно. Твёрдое понимание того, что надо делать, позволяло Владимиру проявлять незаурядную хватку руководителя и организатора пролетарского движения даже под полицейским надзором.

«…Начиная уже от Тулы, я на каждой остановке вижу молодого человека небольшого роста, довольно худощавого, с маленькой клинообразной бородкой, очень живого и подвижного, который всё ссорится с железнодорожным начальством, указывая на ужасное переполнение поезда, и требует прицепки ещё одного вагона. Действительно, поезд был перегружен. Но, конечно, по обычаю того времени на протесты и заявления пассажиров железнодорожное начальство не обращало никакого внимания.

Так мы прибыли в Самару, где тогда поезд стоял час. Здесь, на перроне, разыгралась более бурная сцена, собравшая толпу пассажиров. Тот же невысокий пассажир горячо доказывал стоявшим перед ним начальнику станции, начальнику движения, жандарму и составителю поездов необходимость прицепить ещё один вагон, чтобы несколько разгрузить тесноту. Спор был очень горячий. Окружавшая их толпа пассажиров поддержала справедливое требование. Наконец, начальство о чём-то пошепталось между собой, и начальник станции, обращаясь к составителю поездов, изрёк:

— Ну его к чёрту! Прицепите вагон.

Все успокоились, а я, хорошо зная порядки наших железных дорог, подумал: Должно быть, незаурядный человек этот пассажир, если мог добиться того, чтобы начальство уступило и согласилось прицепить ещё вагон» (В.М. Крутовский).

Социал-демократ, член врачебного отделения при губернаторе Восточной Сибири, доктор В.М. Крутовский предложил Ульянову подать прошение о болезни и об освидетельствовании состояния его здоровья. Губернатор распорядился прошение удовлетворить, и с помощью Крутовского у Ленина «обнаружили» туберкулёз. Это означало, что при выборе места ссылки шансы Ильича отбывать наказание в южной части губернии серьёзно повышались.

«Назначением своим (если слух оправдается, — а я не думаю, чтобы он был ошибочный) я очень доволен, ибо Минусинск и его округ — лучшие в этой местности и по превосходному климату и по дешевизне жизни» (В.И. Ленин).

Село Шушенское Енисейской губернии — эталонное место ссылки. Удалённая от Большого Сибирского тракта и строившегося Транссиба, Шуша исправно оказывала приют спецпереселенцам Российской империи. В разное время на краю Минусинской котловины обретали своё пристанище декабристы, петрашевцы, народовольцы, участники польских восстаний, а теперь и марксисты.

«Село большое, в несколько улиц, довольно грязных, пыльных — всё как быть следует. Стоит в степи — садов и вообще растительности нет. Окружено село… навозом, который здесь на поля не вывозят, а бросают прямо за селом, так что для того, чтобы выйти из села, надо всегда почти пройти через некоторое количество навоза» (В.И. Ленин).

Освоившись на новом месте, Ульянов продолжает борьбу. Несмотря на большую свободу действий в сравнении с одиночной камерой, «идиотизм деревенской жизни» и вынужденная удалённость от «театра революционных действий» накладывают определённый отпечаток на его настроение. Держаться помогает уверенность в правоте своего дела, общение с товарищами и… ожидание Надежды.

«Мне разрешили поехать в Шушенское под условием повенчаться. По тогдашним законам, сопровождать мужей в ссылку могли лишь жёны. Когда я жила в Шушенском, месяца через два пришла официальная бумажка с предложением повенчаться или ехать в Уфу. Мы посмеялись и повенчались. Были мы мужем и женой и хотели жить и работать вместе» (Н.К. Крупская).

12 августа 1896 г. по делу «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» арестовывают Крупскую. Перед отправлением в Сибирь Владимир встречается с её матерью, а Надежде передаёт письмо «химией», в котором признаётся в любви. После полугодичного заключения Надежда Константиновна приговаривается к трёхлетней ссылке в Уфимскую губернию и тут же ходатайствует об отправке в Шушенское. Получив разрешение сменить место ссылки, будущая супруга вождя вместе с матерью отправляется в Сибирь, привезя жениху телегу книг и керосиновую лампу с зелёным абажуром.

«Я привезла с собой в Сибирь Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Владимир Ильич положил их около своей кровати, рядом с Гегелем, и перечитывал их по вечерам вновь и вновь. Больше всего он любил Пушкина. Но не только форму ценил он. Например, он любил роман Чернышевского „Что делать?“… Я была удивлена, как внимательно читал он этот роман и какие тончайшие штрихи, которые есть в этом романе, он отметил. Впрочем, он любил весь облик Чернышевского, и в его сибирском альбоме были две карточки этого писателя, одна надписанная рукой Ильича — год рождения и смерти. В альбоме Ильича были еще карточки Эмиля Золя, а из русских — Герцена и Писарева. Писарева Владимир Ильич в свое время много читал и любил. Помнится, в Сибири был у нас также „Фауст“ Гете на немецком языке и томик стихов Гейне» (Н.К. Крупская).

Царское правительство выделяет на содержание одного «политического» «в отдалённых местах Сибири» восемь рублей в месяц (сегодня это примерно чуть более 5000 рублей), что позволяет снимать жильё и оплачивать питание. Но этой суммы не хватает на крайне необходимую в условиях сибирской зимы верхнюю одежду: простой зипун из верблюжьей шерсти стоит семь рублей, тулуп из овчины (Владимир Ильич покупает такой в Красноярске) — около 20 рублей.

«Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое „жалованье“ — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормёжку, стирку и чинку белья — и то считалось, что дорого платит. Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока не съест; как съест — покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на целую неделю. Но молока и шанег было вдоволь…» (Н.К. Крупская).

С приездом Крупских жизнь ссыльного Ульянова обретает семейный уют и большую упорядоченность. В решении бытовых вопросов чету революционеров сильно выручает Елизавета Васильевна Крупская. Всюду сопровождая дочь, и в ссылку, и в эмиграцию, она засучив рукава организует «революционный тыл»: готовит, стирает, убирает.

«Вообще теперешняя наша жизнь напоминает „форменную“ дачную жизнь, только хозяйства своего нет. Ну да, кормят нас хорошо, молоком поят вволю, и все мы тут процветаем. Я всё ещё не привыкла к теперешнему здоровому виду Володи. В Питере-то я его привыкла видеть всегда в довольно прихварывающем состоянии» (Н.К. Крупская).

Обязательство жениться, как и все прочие договорённости, Ульянов выполняет неукоснительно. С детства расхождение слова и дела он воспринимает как низость и слабость, считая неспособность держать слово причиной ослабления воли и разложения личности. Поэтому он исключает любую возможность неисполнения обещанного, делая подобное для себя неприемлемым. Это вырабатывает привычку внимательно относиться к словам, ибо всё сказанное им должно быть сделано.

«Честность в политике есть результат силы, лицемерие — результат слабости» (В.И. Ленин).

Таинство брака освящают 10 июля 1898 г. в Петропавловском сельском храме. Жених в потёртом костюме коричневого цвета, невеста в светлой блузе и тёмной юбке, пара ссыльных приятелей Ленина, несколько крестьян и будущая тёща — вот и все очевидцы венчания двух атеистов. Проблему с обручальными кольцами решает ссыльный финн, любитель-ювелир — Оскар Энберг. Он дарит молодым свадебные украшения из медных пятаков, сделанные собственноручно.

«А вечером мы с Ильичем как-то никак не могли заснуть, мечтали о мощных рабочих демонстрациях, в которых мы когда-нибудь примем участие…» (Н.К. Крупская).

Главным развлечением Ленина в Шушенском было чтение. Радио в те времена ещё не было, газеты приходили с многодневным запозданием и долгие зимние вечера Ильич коротал с книгой. На литературу он расходовал большую часть имеющихся средств.

«В.И. ухитрялся систематизировать и чтение этих старых газет: он распределял их таким образом, что каждый день прочитывал только номера, соответствующие темпу запоздания, но именно приходящиеся только на определённый день. Выходило, что он каждый день получает газету, только с большим запаздыванием процесса получения» (Г.М. Кржижановский).

Отличаясь ненасытной научной любознательностью, Ульянов резонно полагает, что литература способствует духовному росту личности, исполняя роль «учебника жизни», пособия по постижению людских характеров и судеб, помогая правильно спланировать свой жизненный путь, решать по правде житейские и общественные проблемы. Роль книг в его жизни стремительно возрастает — вдали от библиотек жажда чтения кажется неутолимой.

«Мысль о том, чтобы устроить посылку сюда книг из какой-нибудь столичной библиотеки, занимает меня всё больше и всё чаще; я начинаю думать иногда, что без этого не удастся вести здесь литературной работы: настолько необходим для неё импульс извне, какового здесь не имеется абсолютно» (В.И. Ленин).

Оценивая книги по идейному содержанию и обобщая всё прочитанное о предшествующей революционной борьбе, Ленин «находит в книгах самого себя», получает возможность чувствовать себя современником минувшей эпохи, выпукло дополнять злободневные факты становления капиталистических отношений в России.

«Владимир Ильич во время нашего приезда снимал у крестьянина Петрова отдельную избу… Насколько я помню, почти половину избы занимали огромные полки с книгами. Толстые, тонкие, переплетенные и непереплетенные книги выглядывали с полок, занимая всю стену от низу до потолка и как бы говоря, что здесь они почетные гости у хозяина, живущего умственными интересами» (А.С. Шаповалов).

Чтение научной литературы для Ленина — интеллектуальная работа, приносящая удовольствие. Для полного усвоения он конспектирует всё прочитанное, в том числе и «труды» оппортунистов, что позволяет ему разделываться с враждебной публицистикой максимально убедительно. В условиях ссылки крайне непросто доставать не только новинки, но и другую литературу. Впрочем, образуя вокруг себя «силовое поле» страстного книголюба, Ульянов не мог не увлекать своим энтузиазмом родных и близких.

«Насчёт книг Владимир Ильич успокоился: он получил привезённые мною, по его заказу, книги из-за границы, он получил много и русских книг, в том числе взятых Дмитрием Ильичом в научных московских библиотеках.., так что нам на год удалось удовлетворить даже его жажду в книгах» (А.И. Ульянова-Елизарова).

Дороговизна книг с учётом их пересылки и огромного количества необходимой литературы казалась решительным препятствием для полноценной работы. Ленин справляется и с этим затруднением, в том числе взявшись за перевод книги С. и Б. Вебб «Теория и практика английского тред-юнионизма». Прочие литературные гонорары, денежная помощь друзей и родственников также идут на закупку необходимых сочинений.

«Если не очень стесняться в средствах для выписки книг, то можно, я думаю, и в глуши работать, — я сужу, по крайней мере, по себе, сравнивая свою жизнь в Самаре лет 7 тому назад, когда я читал почти исключительно чужие книги, и теперь, когда я начал заводить привычку выписывать книги» (В.И. Ленин).

Ссыльным запрещается поступать на государственную или общественную службу, заниматься педагогической деятельностью и юридической практикой. Они лишены прав на передвижение за пределами поселения, полиция вскрывает их переписку и в любое время может нагрянуть с обыском. Всё это вынуждает ссыльных, не имеющих помощи с «большой земли», особенно если они отбывают наказание с жёнами и детьми, искать себе любую работу.

«Глеб и Базиль (Кржижановский и Старков), имеют теперь работу, без неё они не могли бы жить…» (В.И. Ленин).

Атмосфера жизни в ссылке во многом зависит не от тяжести преступления, а от социального статуса и имущественного положения правонарушителя. Высшие и низшие сословия содержатся в разных условиях, и потомственный дворянин Ульянов пользуется более выгодным положением не в личных целях, а ради главного — того, что в дальнейшем приносит большевикам победу над всеми врагами.

«…Во время моей летней поездки за границу я познакомилась с членами группы „Освобождение труда“, отвезла им привет от Владимира Ильича. Они с большим интересом расспрашивали о нём и просили передать ему, что никто в России не пишет так хорошо для рабочих, как он. Я сообщила это ему, конечно, в конспиративном — молоком с водою или химией написанном — письме в книге, в номере журнала или в каталоге, как писала ему и из-за границы. По поводу этого отзыва Владимир Ильич написал мне таким же способом, что одобрительный отзыв „стариков“, то есть Плеханова и Аксельрода, о его писаниях для рабочих — для него ценнее всего, что он мог бы себе представить» (А.И. Ульянова-Елизарова).

Отдаленность от цивилизации, отстранённость от политики, стеснённость в средствах, недоброжелательность администрации и настороженность местного населения нередко приводят ссыльных к нервному истощению, конфликтам, пьянству, суициду. Однако Ульянов, трезво оценивая свои силы и возможности, имея моральную и материальную поддержку родственников, не отчаивается, не уходит в себя, не погружается в навязанный ему образ жертвы, а продолжает бороться, отметая уныние и увлекая за собой товарищей.

«Своей распорядительностью, умением рационально распределить часы, энергией Ульянов привлекал все общие симпатии и служил для нас, ссыльных, отличным примером. Он сделал очень много, чтобы помочь нам перенести тяжесть ссылки. Ведь ссылка была клеткой, куда попадал революционер. Ссылка отрывала революционера от товарищей, от рабочих, от непосредственной революционной работы в массах. И нужна была глубокая вера в правоту своего дела, огромная воля для того, чтобы не пасть духом. Его непреклонная воля буквально нас заражала» (О.А. Энгберг).

Интеллектуальная и духовная инициатива Ленина направлена на устранение среди ссыльных марксистов негативных оценок себя и своего будущего. Ориентируя товарищей на продолжение революционной деятельности, на перебарывание мрачного состояния духа, на избавление от упаднических настроений, Ильич не отвергает проблем, не девальвирует отрицательных чувств людей, а мягко подводит к тому, что только борьба изменит ситуацию к лучшему, показывая личным примером, что нужно делать и как практическая работа позволяет справиться с приступами хандры и лени.

«Исключительная интенсивность и плодотворность труда Ленина в ссылке, напряжение и систематичность, с которыми он работал, были для всех нас увлекающим примером. Глядя на него и мы подтягивались и стремились постоянно пополнять свой умственный багаж» (О.Б. Лепешинская).

Широкий кругозор и четырёхлетний опыт юридической практики, способность осветить всякий вопрос и дать полезный совет создали Ульянову среди местных жителей репутацию толкового и нужного человека. Составляя для крестьян прошения, заявления и жалобы, Ленин не только разъяснял, что необходимо предпринять и чего этим можно добиться, но и расспрашивал каждого пришедшего к нему об условиях его жизни. Глубокое изучение народных настроений, исследование психологии масс пригодилось ему в дальнейшей революционной деятельности.

«…Когда я был в Сибири в ссылке, мне приходилось быть адвокатом. Был адвокатом подпольным, потому что я был административно-ссыльным и это запрещалось, но так как других не было, то ко мне народ шел и рассказывал о некоторых делах» (В.И. Ленин).

Пользуясь известностью подпольного юриста, помогающего крестьянам, рабочим золотых приисков, ссыльным, Ульянов добивается эффективного взаимодействия с другими людьми, что является необходимым условием успеха на политическом поприще, способствует росту его авторитета среди местного населения.

«Смелый был Владимир Ильич. Однажды я такой случай наблюдал. В праздник какой-то это было. Напились мужики и, как обычно, драку затеяли. Стенка на стенку с кулаками. Кое-кто уже валяется, кое у кого и лицо в крови. В такой драке к мужичку не подступись — убьёт. А Владимир Ильич по улице шёл, мимо дерущихся пройти надо было. Вот он и подошёл прямо к мужикам, говорит им, что нехорошо драться, чего вы делите, за что друг друга бьёте? И мужики как-то невольно послушались его, разошлись, драку прекратили. А ведь другого, да ещё политического, просто убили бы. Вот такой Ильич был!» (Ф.П. Родин).

Став в Сибири организующим центром, вокруг которого сплачиваются революционные кадры, Ленин придаёт большое значение поддержанию связи с другими ссыльными социал-демократами. Искренне интересуясь их положением, тревогами и проблемами, Ильич обращает внимание товарищей на то, что впереди трудные бои, яростные схватки с противниками прогресса и основательно готовиться к грядущей борьбе, несмотря ни на что, нужно уже сейчас.

«Примерно два раза в неделю мы получали от него письма, благодаря которым были в курсе его собственных работ и тех сведений, которые он получал в результате обширной переписки. Эта переписка возникла не только потому, что письма Владимира Ильича всегда были по существу, всегда давали в сжатой и лаконичной форме глубоко обдуманные ответы по самой сути затрагиваемых тем, но также и вследствие необычайной аккуратности и самодисциплины Владимира Ильича в этом отношении: он мог послать резкий, полемический ответ на полученное письмо, но замолчать или тем более „захалатить“ ответ на те запросы, которые к нему поступали, он считал совершенно недопустимым… Эти письма могли бы послужить ценным материалом для характеристики той мощной подготовительной работы, в которую погрузился Владимир Ильич во время своей ссылки» (Г.М. Кржижановский).

Влияние Ленина на соратников нарастает не только в силу его верных теоретических положений, но и потому, что его политическая активность наглядно приводит к положительным результатам. Несмотря на преследования, аресты, заключения и ссылки, марксистское движение в России растёт и крепнет, вбирая в себя новых борцов за лучшую, справедливую жизнь.

«…Попав в ссылку в глухое сибирское село, за четыре с лишним тысячи верст от культурных центров, он (Владимир Ильич) продолжает революционную работу. Не только его легальные произведения были направлены к продвижению идей марксизма, к борьбе с народниками и „легальными марксистами“, он пишет в ссылке и нелегальные произведения: брошюру „Задачи русских социал-демократов“, статьи для партийного органа „Рабочая Газета“, редактором которой он избирается заочно на I съезде партии. Так велик в то время был уже его авторитет в партии» (М.И. Ульянова).

Товарищи видят, что, руководя ими, Ленин не только не остаётся в стороне от непосредственной деятельности, а задаёт ей тон, взваливает на свои плечи всю тяжесть основной работы, несёт ответственность за реализацию принятых решений, за действия всех возглавляемых им соратников.

«Он учил нас… строить великое здание всепобеждающего коммунизма и в далеких безбрежных пустынях Сибири, где он собирал разбитые кадры борцов коммунизма, чтобы вновь построиться в ряды, распределить роли между собой, наметить план повторной сотой атаки врага» (Ф.В. Ленгник).

Конструктивная деятельность по достижению значимых общественных целей, убеждённость в правоте марксизма и своей компетенции в нём, организаторские способности, энергичность — та совокупность необходимых качеств главы коллектива профессионалов, которые у Ленина были в наличии. Такому руководителю хочется доверять, выполнять его решения, даже если человек воспринимает их не умом, но сердцем.

«Недостаточно сказать о Ленине, что он был человек-магнит. Конечно, он был обаятелен, пробуждал к себе чувство восторженной признательности, горячей любви, притягивал, подобно тому как магнит притягивает железо. Ленин был направляющей человеческие умы силой… Напряженный темп работы этого необыкновенного человека, который на наших глазах не пропускал ни одного дня, чтобы так или иначе, но несколько не продвинуться вперед в смысле расширения своего умственного багажа, действовал на нас необычайно подбадривающим и подтягивающим образом. Каждому в его присутствии хотелось быть лучше, чем он есть, и вместе с тем так тянуло быть ближе именно к этому яркому и жизнерадостному человеку» (Г.М. Кржижановский).

Умение убеждать, когда собеседник понимает, о чём речь, осознаёт намерения говорящего и, выполняя необходимые действия, внутренне с ними согласен, — само собой перерастает в обязанность Ленина управлять общением, принимать решения, заниматься сплочением коллектива, задавая цели и ценности общей деятельности. Одновременно это повышает степень его востребованности для товарищей, что в свою очередь влечёт за собой дальнейшую активность.

«Соприкосновение с Владимиром Ильичем было благотворно для каждого из нас — и для меня в частности — в том отношении, что его творческий ум непрерывно работал и будил мысль в других, всегда освежая наши политические интересы. Как когда-то в Петербурге, он и в ссылке, где я виделся с ним сравнительно редко, не отказывал мне в своих методологических указаниях, рекомендуя книги и одалживая свои для прочтения…» (М.А. Сильвин).

Шушенские будни Ильича, наполненные напряжённым умственным трудом, демонстрируют высокие стандарты самообразования, позже посильно принятые остальными. Поднимая свою планку, Ленин призывает других делать то же — вкладывать больше усилий и времени в развитие своего научного мировоззрения.

«…Мало сказать, что он делился с нами своими интеллектуальными богатствами: он обычно страстно желал, чтобы мы сами стали полными обладателями этих интеллектуальных благ, ему хотелось бы, чтобы мы столь же страстно, с таким же горением пламенной мысли воспринимали тот или иной теоретический вклад в наше мировоззрение, с каким обычно и он искал новое в прочитываемой или изучаемой им книжке» (П.Н. Лепешинский).

Ленинский авторитет, как следствие его компетенции, и то уважение, которое испытывают к нему соратники, стоят Ильичу немалых усилий, хотя со стороны могло казаться, что становление вождя в сибирской глуши идёт как по маслу. Что организация ядра будущей партии, где каждый к самому себе предъявляет максимальные требования, а их выполнение превращается в их внутреннюю потребность, — естественный и закономерный процесс, не требующий самообразования, дисциплины и контроля со стороны принципиального и терпеливого руководителя.

«Во время своего шушенского пленения Ильич никогда не превращался в ослабевшего духом нытика. И здесь для его творческой эмоциональной натуры не было недостатка в объектах для деятельной реакции со стороны его ума и нервов. Начиная с шушенского микрокосма (с его крестьянскими интересами глухого сибирского захолустья) и кончая эпопеей борьбы труда с капитализмом, за которой Владимир Ильич внимательно следил из своего сибирского далёка, — всё его занимало и вызывало на какие-нибудь действенные акты» (П.Н. Лепешинский).

Ещё в тюрьме принявшись за анализ экономического развития России, Ленин остро нуждается в специальной литературе, статистических и иных материалах. И по дороге из Петербурга в Красноярск (в то время конечную станцию Транссиба), остановившись с разрешения полиции на три дня в Москве у матери, он ежедневно ходит в Румянцевскую библиотеку делать выписки из книг. Тем же он занят и в Красноярске, ожидая назначения к месту ссылки. Библиотека главного города Енисейской губернии оказывается намного беднее московской, и через знакомых Ленин добивается разрешения посещать роскошное книгохранилище красноярского купца Юдина.

«Юдин был польщён, что молодой русский учёный использует его библиотеку для своего сочинения о развитии экономики России, охотно разрешил ему это пользование» (П.А. Красиков).

«Развитие капитализма в России» задумывается как продолжение «Капитала» К. Маркса, написанное на «языке русских фактов». Данной работой, выпущенной под псевдонимом Владимир Ильин, Ленин доказывает, что переход от натурального хозяйства к массовому промышленному производству с неизбежностью ведёт к разделению крестьян на зажиточных и малоимущих, а значит, к разложению крестьянской общины под давлением развивающихся капиталистических отношений:

«Благодаря выдержанности своей основной точки зрения автор разбирается во всех самых сложных явлениях жизни и умеет дать им правильное освещение, так что перед читателем из массы отдельных фактов встает связанная в целое картина процесса экономического развития… Книга Ильина по глубине и последовательности его анализа, несомненно, является крупным вкладом в нашу экономическую литературу» (Б.В. Авилов, журнал «Образование», октябрь 1899 г.).

Доказывая идею гегемонии пролетариата в грядущей революции, идею необходимости союза рабочего класса и крестьянства, Владимир Ильич разбирает несостоятельность народнических представлений о духовном согласии общинников, об их равенстве, о единстве их интересов и помыслов. В Красноярске у Ленина происходит встреча с несколькими старыми народовольцами-каторжанами. Беседа, а точнее прения, занимает весь вечер. Полемический турнир с представителями старого революционного поколения России показывает, что народничество из революционного движения интеллигенции вырождается в либеральную, реакционную силу, убеждающую общественность, будто капитализм способен цивилизовать страну без разорения крестьян, без эксплуатации рабочих, без угнетения всех трудящихся.

«Как-то раз, разговаривая с Лениным на эту тему в Сибири, мы говорили о Некрасове, о том, что интеллигент — тогда только сила, когда он „утлый свой челнок привяжет к корме большого корабля“, то есть когда он свяжет свою судьбу с судьбой рабочего класса» (Н.К. Крупская).

Значимость оконченного в ссылке «Развития капитализма» заключается в том, что книга ориентирует на адекватное восприятие действительности и одновременно предлагает вооружаться перспективным знанием о тенденциях развития общества, пониманием грядущих событий исторического процесса, раскрытием его сущностного характера.

«Тот анализ общественно-хозяйственного строя и, следовательно, классового строения России, который дан в настоящем сочинении на основании экономического исследования и критического разбора статистических сведений, подтверждается теперь открытым политическим выступлением всех классов в ходе революции» (В.И. Ленин в предисловии ко второму изданию «Развитие капитализма в России», июль 1907 г.).

Отмечая прогрессивную роль российского капитализма в повышении производительности труда и его обобществлении, Ульянов анализирует конкретные процессы обобществления труда капиталом, что до этого не делал ни один марксист. Раскрывая суть неизбывных противоречий системы рыночных отношений, эксплуатации, частной собственности, Ленин делает верный вывод, что этот экономический режим носит преходящий характер.

«Успех моих некоторых последних изданий просто поразителен, — я говорю о книге Ильина „Развитие капитализма в России“. Я издала ее весной и, несмотря на наступление лета и отлив молодежи из столиц перед пасхой, эта книжка расходится с невероятной быстротой… Успех Ильина объясняется, помимо блестящих литературных и научных данных, еще, главным образом, тем, что он трактует об образовании внутреннего рынка в связи с аграрным вопросом в России и разложением крестьянства… Нельзя читать эту книгу без самого захватывающего интереса» (М.И. Водовозова).

Самая крупная экономическая работа Ленина опровергает утопические мечты народников, что Россия в своём развитии обойдётся без капитализма, иллюзии «легальных марксистов», видевших лишь прогрессивную сторону утверждающихся капиталистических отношений, и подтверждает репутацию Ильича как блестящего теоретика, создавшего основу для дальнейшего развития стратегии и тактики социал-демократов.

«…Установлено, что для того, чтобы написать свою книжку „Развитие капитализма в России“, ему пришлось пользоваться 583 книгами… Прочтя эти книги, он не только смог написать такую большую и важную книгу, как „Развитие капитализма“, но в то же время прекрасно изучил тогдашнюю жизнь рабочих и крестьян» (Н.К. Крупская).

Выводы ленинского анализа развития капитализма в России подводят к актуальному вопросу о будущей стратегии партии нового типа — централизованной боевой организации профессиональных революционеров, чьей главной задачей является соединение разума — классового политического сознания — с вековым стремлением масс к справедливому общественному устройству.

«Очень памятна мне одна из последних моих прогулок с Владимиром Ильичем по берегу широкого Енисея. Была морозная лунная ночь, и перед нами искрился бесконечный саван сибирских снегов. Владимир Ильич вдохновенно рассказывал мне о своих планах… Организация печатного партийного органа, перенесение его издания за границу и создание партии при помощи этого центрального органа, представляющего, таким образом, своеобразные леса для постройки всего здания революционной организации пролетариата, — вот что было в центре его аргументации» (Г. М. Кржижановский).

О громадной работе Ульянова в непростых условиях ссылки говорит тот факт, что, несмотря на оторванность от активной революционной деятельности, Ленин не теряется в шушенских дебрях, а как бы выдвигает медвежий угол Восточной Сибири на передний край теоретической формы классовой борьбы, сражаясь словом и делом за умы и сердца всех осознавших смысл жизни в содействии прогрессу, в поступательном и неуклонном движении от эксплуататорской предыстории к подлинной истории человечества — коммунизму.

«В 1899 году, в ссылке, когда он (Владимир Ильич) получил подробные сведения о I съезде (партии), он начал обдумывать вопрос о подготовке II съезда. Он видел, какая большая подготовка должна быть проведена, чтобы II съезд заложил подлинный фундамент единой мощной партии.

…В Шуше все время он (Владимир Ильич) думал о деле… как объединить все разрозненные начинания, как создать партию, как сделать ее подлинным руководителем рабочих масс… О работе думал он больше всего. О программе партии думал он, о тактике, которой надо держаться… Жизнь в ссылке была подготовкой к революционной работе» (Н.К. Крупская).

Чем ни занят Ильич, он понимает, что революционная работа — это прежде всего работа с людьми, умение «подойти к человеку», понять его, сагитировать, научить, что и как надо делать. Остро ощущая положение народа, изучая действительную, типичную жизнь человека труда, Ленин со знанием дела подходит к людям, желая увидеть картину мира их глазами, настроиться с ними на одну эмоциональную, а затем интеллектуальную волну.

«Вместе с тем, его самоуверенность не подавляла, а придавала энергию и стремление к более полному проявлению себя, его остроумные шутки вливали жизнерадостность — эту лучшую смазку для всякой работы» (А.И. Ульянова-Елизарова).

Находясь в курсе развития пролетарского движения и получив в Шушенском манифест «credo», Ленин разворачивает резкую критику всех отрицающих необходимость самостоятельной рабочей партии, всех предлагающих ограничиться экономической «борьбой» с помещиками и капиталистами. Для обсуждения составленного им «Протеста российских социал-демократов» летом 1899 г. Ульянов организует совещание ссыльных социал-демократов в селе Ермаковском. Собравшиеся единодушно принимают ленинские положения против апологетов «экономизма», увещевавших будущий авангард пролетариата сделаться придатком буржуазных партий.

«Расспросив сначала, что я читал по рабочему вопросу, политической экономии и другим предметам, Владимир Ильич предложил мне ответить на вопрос:

— Что важнее для рабочих сейчас: экономические требования или политические? Зная по опыту, какими знаниями в то время обладали рабочие, я ответил:

— При настоящих условиях большой безграмотности среди рабочих, взятие политической власти не даст того, что нужно, и вот почему: нет ни опытных администраторов из рабочих, ни инженеров, ни ученых, ни людей, способных охватить с общественной стороны какое-либо явление жизни и т. п., и, таким образом, все те жертвы, которые будут неизбежны при борьбе за политическую власть, окажутся напрасными.

Немного помолчав, Владимир Ильич опять задал вопрос:

— А как вы и что разумеете под экономическими требованиями?

— Требования экономические, — ответил я, — есть этап неизбежный при развитии капитализма. Сами фабрики и заводы, где скопляются массы рабочих, являются школой коллективного труда, но этому труду недостает знания, необходимого для овладения производством, а отсюда и необходимы требования технических школ, специальные училища и т. п. для рабочих. Точно так же необходимы охрана здоровья рабочих, их семейств, 8-часовой рабочий день, больницы, бани и хорошие помещения для жилья, чтобы дать молодому поколению здоровье и знание для дальнейшей борьбы за улучшение своего экономического положения.

— Все это так… но меня интересует вопрос: как можно это сделать, если сейчас власть у лиц, сознательно не желающих дать именно то, о чем вы говорите. Ведь поступая так, давая рабочим знания и исполняя их желания, власть сама себя подорвет, а на это она не пойдет.

— Объясните мне, — продолжал он, — как можно сделать, чтобы путем экономических требований стать господами положения?

На этот вопрос я не сумел ответить. Тогда Владимир Ильич шутя сказал:

— Вы сейчас в Сибири в ссылке, почему? Да просто потому, что власть-то ведь у них и вы чуть покусились на их барыши, как сейчас же вас сюда. Знайте, пока у рабочих власть не будет в руках, до тех пор ничего у них не будет, ни школ, ни жилья и прочего.

— Отдельные рабочие могут изменить свои тяжелые условия жизни на лучшие, но как класс рабочие не будут лучше жить. Этому учит история классовой борьбы, — закончил он» (из воспоминаний А.И. Смирнова).

Кроме монографии «Развитие капитализма в России» (к моменту окончания работы автору не исполнилось и 30 лет), Ленин написал в ссылке более 30 статей, рецензий (примерно 600 стр.), среди которых особое место занимает брошюра «Задачи русских социал-демократов». В ней он обосновал необходимость создания партии как авангарда пролетариата, подчёркивая руководящую роль подготовленных марксистов в неминуемой революции.

«Крепкой социалистической партии не может быть, если нет революционной теории, которая объединяет всех социалистов, из которой они почерпают все свои убеждения, которую они применяют к своим приемам борьбы и способам деятельности…» (В. И. Ленин).

Любая деятельность, а тем более такая напряжённая, как у Ленина, была бы невозможна без восстановления. Но главным у Ильича было дело, поэтому он работал не для того, чтобы потом отдохнуть, а активно отдыхал, чтобы работать ещё продуктивнее. Отдых в сибирском селе представлял собой небогатую палитру вариантов. На первом месте стоит охота, и Ленин систематически выбирается на природу — побродить по окрестностям с ружьём, ещё раз в тиши поразмыслить над прочитанным или написанным.

«Работая интенсивно и плодотворно, Ильич умел дать и законный отдых своему напряженно работающему мозгу, умел внести разнообразие в монотонную ссыльную жизнь. Отдых для Ильича заключался не в безделье, а в том, чтобы дать работу мускулам своих ног, расшевелить каждый участок сосудистой системы, заставить сердце биться здоровым, отчетливым темпом, привести легкие в более деятельное состояние, приятно взбудоражить нервы и вообще физиологически, всем своим существом почувствовать радость жизни. В отдыхе Ильич был так же подвижен и деятелен, как и в процессе самой напряженной работы» (О.Б. Лепешинская).

В нескольких километрах от села посреди соснового бора возвышается Журавлиная горка, куда в хорошую погоду Ульянов совершает прогулки. Летом он ходит купаться на Енисей, а зимой кататься на коньках — Крупская привезла их из Петербурга.

«Теперь у нас явилось новое развлечение — каток, который отвлекает сильно от охоты… На коньках я катаюсь с превеликим усердием. Глеб показал мне в Минусе разные штуки (он хорошо катается), и я учусь им так ретиво, что однажды зашиб руку и не мог дня два писать… А моцион этот куда лучше зимней охоты, когда вязнешь, бывало, выше колен в снегу, портишь ружье и… дичь-то видишь редко!» (В.И. Ленин).

Распорядок дня Ульянова держится на том, что он делает не то, что хочется, а то, что надо. Навык регулярной работы как выражение воли и целеустремлённости подчёркивает, что взявшись за грандиозный проект по переустройству общественных отношений, вкладывая в него все силы, выдерживая серьёзные нагрузки, Ленин действует системно, не отвлекаясь на то, что не приносит пользы в решении конкретной, текущей задачи.

«Володя время от времени поглядывает на философию с нежностью и мечтает о том времени, когда он в неё погрузится…» (Н.К. Крупская).

Переключаясь между исследовательским режимом работы и отдыхом, Ленин использует смену вида деятельности, сочетая умственный труд с физическим.

«Владимир Ильич копал грядки в огороде, поливал цветы и всегда со всеми шутил. В садике они устроили беседку из хмеля, в ней Владимир Ильич читал газеты и журналы. Этот уголок всем в селе нравился, такой чистоты и красоты у нас не видели ещё, кругом только навоз был, да чертополох рос» (А.С. Серёдкина).

Погружение в сложные теоретические и организационные вопросы развития революционного движения в России, наряду с отсутствием возможности делегировать свои обширные функции, накладывали на Ульянова широкий круг обязанностей. Чрезвычайная продуктивность, сосредоточение на актуальной проблеме и умение переключаться между видами деятельности своей оборотной стороной предполагают потерю времени на «втягивание обратно», психическую перегрузку, физическую усталость и проблемы со здоровьем.

«Надо навестить Старика, так как он не на шутку болен… Отчасти от переутомления. Он, сверх того, страдает, и в очень сильной степени, бессонницей. Словом, от здорового вида… не осталось и следа» (В.В. Старков).

В последние месяцы ссылки перенапряжение Ульянова, не находившее разрядки, свидетельствовало о том, что Шушенский «сверхуниверситет» окончен, что подготовка к новому этапу борьбы завершена. Овладение мастерством профессионального революционера — непрерывное движение к новым высотам через новые усилия, требует нового «похода», очередных испытаний. Без этого горение Ильича сменяется выгоранием, когда «шушенский плен», окончательно прояснив цели, планы и приоритеты предстоящей борьбы, не позволяет шагнуть дальше, лишая революционную жизнь смысла.

«…Чувствуется, что чисто кабинетные работы все менее удовлетворяют Ильича. Новые, злободневные книги и статьи — в России и за границей, новые направления — ревизионизм и кантианство, — одним словом, проявление жизни в умонастроениях и в политике, просачиваясь, понятно неполно и с запозданиями, в его глушь, нервируют его и заставляют усиленнее стремиться к центрам» (Ульянова-Елизарова).

Опасения «как бы не прибавили срока» рассеиваются после Нового года, когда становится известно, что ссыльный Ульянов освобождается от полицейского надзора в указанное время — 29 января 1900 г. Нервирующая неопределённость сменяется радостными хлопотами подготовки к отъезду. Будущий организатор Октября увозит с собой из Шушенского ящик с книгами весом в 250 кг и предвкушение «настоящей» работы в более широком масштабе, работы, сплотившей российский пролетариат под руководством большевистской партии и приведшей его к победе.

«…Из ссылки Владимир Ильич поехал не только революционером, имевшим опыт и определенно выкристаллизовавшуюся индивидуальность, которая была уже авторитетом в подполье; не только человеком, выпустившим научный труд, но и укрепившим, в результате трехлетней жизни в самой деревенской гуще, свое знание крестьянства – этого основного слоя населения России» (А.И. Ульянова-Елизарова).

Д. Назаренко
4/11/2022


Для детального знакомства с биографией В.И. Ленина предлагаем книгу «Жизнеописание красного вождя». Она отличается от других изданий тем, что описывает не только судьбоносные поступки вождя мирового пролетариата, но даёт их психологический разбор, выясняя причины, побудившие Ленина принять то или иное решение.

❗Скачать книгу в электронном варианте.
❗Приобрести бумажный экземпляр (твёрдая обложка, 240 стр.) — пишите на эл. почту.
📕Есть самовывоз из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владикавказа и Ростова-на-Дону.

Шушенский пленник: 2 комментария

  1. Великолепная работа, как и вся книга «Жизнеописание красного вождя». Лучшее, наиболее содержательное, из написанного о жизни Ленина за последние 50 лет.

Комментировать