О справедливости и мятеже вагнеров

№ 7/83.VII.2023


Как мы знаем, так называемый мятеж Пригожина готовился загодя и сопровождался не только критикой руководства Минобороны без цензуры и требованием боеприпасов, но также и социальным посылом, правда, не оформленным в какую-либо политическую программу, но умещающимся в одном понятии — справедливость.

За это время Пригожин наговорил немало, на основе чего можно составить политический портрет его образа. Как он сам отмечал в одном из интервью, «частная собственность священна». Следовательно, видеть в нем какого-то борца за счастье народное — абсурдно. Олигархи и бизнесмены не только в России, но и в других крупных капстранах давно научились промышлять на чаяниях пролетариата и зарабатывать «политические очки», эксплуатируя критику пороков капитализма на благо этого самого капитализма.

РФ — это буржуазная страна, а значит, на нее распространяются все те же законы капитализма, но выражаются они здесь с определённой спецификой. Запад десятилетиями пытался дестабилизировать режим, используя недовольство снизу, но не преуспел. В то же время Пригожин продемонстрировал критику власти сверху. Но была ли она самостоятельной?

До событий 24 июня буржуазные политтехнологи Пригожина писали:

«Владимир Путин лично дал Пригожину карт-бланш на разрушение закостенелой системы, поскольку изменить и подправить сломанную машину уже не получится. Именно поэтому президент не раз поддерживал ЧВК „Вагнер“, вручал награды, а также поздравил бойцов со взятием Бахмута. Это можно назвать знаковым событием, поскольку глава государства лично сделал акцент на том, кто именно отстоял город… Как только ЧВК „Вагнер“ вышла из тени, Путин при первой возможности вручил Пригожину Героя России в секретном указе за успешное проведение специальных операций. 22 мая 2023 года состоялась встреча Путина с Пригожиным, на которой президент согласовал Пригожину усиление критики элит. Реакция не заставила себя долго ждать: уже на следующий день вышло большое интервью Пригожина с Константином Долговым».

То есть, если это достоверная информация, критика «элит» и апелляция к тому, чтобы все было по справедливости от Пригожина, — это не более чем такой же заказ сверху, как и военные услуги. Но сам факт того, что Пригожин во время мятежа демонстративно отказался подчиниться Путину, показал, что он сам стал самостоятельным участником событий. Нам, конечно, вся картина не видна, но те или иные обстоятельства событий, произошедших 24 июня, не меняют для нас ситуацию в целом, а те вопросы, которые были подняты, не теряют актуальности.

То, что Пригожин так яростно бичевал так называемую рублевскую элиту, было явно согласовано с самим Путиным. Нужен был человек, который будет, так сказать, «покусывать» российскую буржуазию, приучая к новым условиям жизни из соображений общеклассовой дисциплины. Вот это и есть демократия с российской спецификой.

Вопрос о справедливости

Отношение к мятежу 24 июня Путин выразил в речи, выпущенной в эфир в 9 часов утра. В целом, текст оной был выдержан вокруг центрального тезиса «эволюция, а не революция», который можно проследить и в других его многочисленных заявлениях. По сути, это квинтэссенция мысли любой политической группировки буржуазии, контролирующей государственную власть в стране.

Безусловно, Путину хотелось бы, чтобы история шла без сучка и задоринки, т. е. чтобы российские капиталисты перестали между собой грызться и стали «работать в интересах народа». Сам-то он давно стал для российских олигархов кем-то вроде крестного отца. Ведь при нем их количество возросло многократно, а потому он по-отечески советует им держать капиталы исключительно в стране. В качестве главной гарантии их неприкосновенности. Чтобы западные коллеги не экспроприировали.

Разумеется, справедливость строя, при котором есть одни, владеющие десятками миллиардов долларов и рублей, живущие в собственных имениях и дворцах, и другие, вынужденные ежедневно продавать свой труд, в государственной пропаганде сомнению не подвергается. Да и никто из политологов и политтехнологов не скрывает этого. Таков порядок вещей. Следовательно, для «элиты» у Кремля одна мораль, а для народа — другая. Но День национального единства — один для всех. От слесаря Петрова до олигарха Усманова.

Речь Путина была выстроена на «морали для народа» и показала, насколько его уводят от реальности в мир фантазий и иллюзий о «вечном мире»… Не только внеклассовом, но и внутриклассовом. Но ведь если предприниматели не будут конкурировать и воевать друг с другом на рынке или на поле боя, то это будет уже не капитализм… Потому в кризисные моменты топ-менеджеры от политики советуют пролетариату прежде всего думать не о себе, а о России, о Германии, о Соединенных Штатах, о Франции, о «старушке» Британии и т. д. И это всегда срабатывает в силу, так сказать, классовой «симфонии». И будет срабатывать в будущем. Ровно до тех пор, пока пролетариат будет собой являть не более чем разношерстную абстрактную безвольную текучую массу.

Если говорить об аналогиях. Путин опять занялся любимым делом — напомнил о 1917 годе:

«Именно такой удар был нанесен по России в 1917 году, когда страна вела Первую мировую войну. Но победу у нее украли. Интриги, склоки, политиканство за спиной армии и народа обернулись величайшим потрясением, разрушением армии и распадом государства, утратой громадных территорий. В итоге — трагедией гражданской войны».

Здесь в четырех предложениях намешано столько всего, что просто диву даешься. Причем намешано обо всем и ни о чем. Посыл тем не менее понятен. Но процессы в 1917 году и в июне 2023 настолько различны, насколько и далеки друг от друга по времени. Путин специально без уточнений апеллировал то ли к февралю, то ли к октябрю, просто ради запугивания публики.

Пригожин совершенно иначе описывал ситуацию в обществе. Именно поэтому и сыскал популярность. Но дело не только в этом. А и в том, что Пригожин стал разоблачать отношение «элиты» к СВО. Можно вспомнить момент, когда на вопрос журналиста Константина Долгова о том, вызвал ли факт того, что сын Пескова служит в «Вагнере», осуждение в среде «золотой молодежи», Пригожин ответил, что «этот шаг вызвал презрение среди среды родителей золотой молодежи».

«Потому что когда я прихожу к кому-то из своих знакомых… то они с ужасом говорят: “Зачем ты это метешь? Зачем про детей метешь? Не трогай детей”. У них же у всех психоз… Ты что, Лаврова дочь в Америке живет, там еще чья-то еще где-то. Да су*а, вам как не стыдно. Вы возьмите своих отроков за яйца… и на место поставьте… А у Шойгу что творится? У Шойгу зять ходит, „булками“ трясет, имеется в виду ягодицами, а дочка открывает форты кронштадтские. Не мы придумывали спецоперацию, но мы взяли под козырек. И если деревня попала в блудняк, если мы пошли пиз*иться с соседями, надо пиз*иться до конца. А получается, что мужики бьются, а кто-то прется от жизни. Еще важно то, что не только у элиты есть дети. И когда у элиты дети мажут себя кремами и показывают это в Инстаграммах, Ютубах и т. д., а у обычных людей дети приходят в цинке, разорванные на куски, и когда мать плачет над своим сыном… И это раздвоение, все чем может закончиться. Это, как в 1917 году, революцией. Когда сначала солдаты встанут, а после этого их близкие встанут. И напрасно думать, что их сотни. Их сейчас десятки тысяч… Наверняка будут сотни тысяч. Мы от этого никуда не денемся. И все закончится тем, что будет в одно мгновение Варфоломеева ночь… Люди вилы возьмут и на вилы их подымут… И поэтому я рекомендую элите Российской Федерации — соберите, су*а, своих отроков, отправьте их на войну. И когда вы пойдете на похороны, когда вы их начнете хоронить, то люди скажут: теперь все справедливо».

Кстати, несильно отличается от того, что происходит на Украине. Когда дети «элиты» вывезены в безопасные места за границу, а остальные украинцы взяты в заложники бандой безумного клоуна из «Квартала». К примеру, внучка секретаря СНБО Алексея Данилова разъезжает по Европам и Америкам и снимает музыкальные клипы о том, что жить нужно в кайф, которые затем крутятся на больших экранах ТРЦ в самом центре Киева.

Отсюда и вопрос: так справедливость в том, чтобы дети российской «элиты» гибли на поле боя вместе с детьми народа? И более ни в чем? А люди точно так считают? Что они и их дети должны умирать за капитализм, который плодит животный образ жизни одних и смерть за эту сладкую, беззаботную и сытую жизнь других?

Это не говоря о самом пикантном моменте в фигуре Пригожина — что его собственная дочь точно такая же.

Так что же такое справедливость и кто ее определяет? И почему идею справедливости озвучивает миллиардер?

«Ключевой нюанс кроется в названии, которое мятежники дали своей акции. Точнее, в содержащемся в нём слове „справедливость“. Оно выражает важнейшую в российском обществе базовую ценность. Столетиями общество было готово отказаться от части свобод в обмен на гарантии справедливости. Носителем последней в разные эпохи могли быть император, КПСС или президент. Но главное, что он был один. Справедливость должна быть одна — будучи разделённой и переданной в разные руки (особенно если эти руки находятся в конфликте), она теряет свой смысл», – пишет «Октагон».

Все это, мягко говоря, не так. И император, и генсек КПСС, и президент РФ осуществляли власть не во имя абстрактной справедливости, а в интересах конкретных классов. В России, как и нигде в мире, никогда не было некой внеклассовой власти. Это в принципе невозможно. Что такое «справедливость» по-пригожински, мы уже услышали. Но никакой «справедливости вообще» никогда не существовало. Так же как и «свободы вообще», «демократии вообще» и т. д. Эти слова используются представителями разных классов или социальных слоев, но вкладывают они в него собственные понятия о том, как все должно быть.

И «почему-то» никто из тех, кто пытался отрефлексировать 24 июня, так и не задался вопросом, а почему Пригожин собрался реализовывать свою «справедливость» в условиях буржуазного государства, охраняющего капиталы олигархов всей огневой мощью его армии? И каждый, кто честно задастся этим вопросом, вынужден будет прийти лишь к одному выводу: что все те пороки, которые Пригожин так бичевал, на самом деле являются не проявлением качеств неких отдельных частных собственников, а порождаются самим строем.

Что, в Российской империи, любителей которой сейчас развелось столь много, было как-то иначе? Может, кто-то вспомнит висевшую до революции у Петроградского зоологического сада надпись «Собакам и нижним чинам вход воспрещается»? Это, кстати, не только к словам Пригожина, но и Путина про потерянную страну в 1917 году. Зато сейчас в Кремле все подпишутся под известным высказыванием Дудя «капитализм, счастье, зае…». Не забудут и пролить слезу по невинно и ни за что преследуемым врагам народа при советской власти, пытавшихся реставрировать капитализм и загнать свободного человека под ярмо предпринимателя. Но теперь оказывается, что капитализм — про справедливость… И какая же она, можно наблюдать ежедневно в новостных лентах. Суть же в том, что пока пролетариат в РФ будет по-прежнему лишь отражением буржуазии, воспроизводя ее идеологические установки, то и решение проблем он будет искать в том или ином лице, которое решит навести порядок в стране на свой лад, подвязавшись на теме популизма.

Пока сознание у российского пролетариата будет оставаться по большей части именно таким, каким его прививает буржуазия, то думать он будет точно так же, как и они. Ведь Пригожин, призывая российскую «элиту» отдавать своих детей на фронт, тем самым предлагает нечто вроде классовой сделки по обману пролетариата, который должен успокоиться от того, что вместе с его сыном служит и сын какого-нибудь олигарха или крупного чиновника. Вопросы собственности-то Пригожин разрешает, как олигарх.

Странно ожидать от представителя крупного бизнеса, чтобы он видел ситуацию как-либо иначе. А потому Пригожин пугает «элиту» февралем 1917 года, а Путин пугает тем же 1917 годом сам народ. Но и тот и другой не понимают объективных причин революции. Точнее, обеих революций. И что события тех времен не имеют отношения к происходящему сейчас. Причем даже если сейчас россияне начнут откручивать головы олигархам, а чиновников подымать на вилы, то строй от этого не изменится. Он останется прежним, как и все проблемы, им порождаемые.

Поэтому государственная пропаганда и вещает, что у российского пролетариата нет иного выбора, как объединяться в текущей ситуации вокруг фигуры президента. Но насколько высоко это доверие и насколько оно соответствует тому уровню, который транслирует телевизор?

Любой уровень поддержки можно накрутить. Поэтому проводятся альтернативные опросы среди населения и даже пишутся статьи о том, что же происходит в действительности. Но что они говорят? Подобные опросы опять же сообщают лишь очевидное: что есть определенная масса населения, которой не нравятся происходящие процессы и считающая, что их необходимо исправить. И восприняв «мятеж» Пригожина за чистую монету, эти люди увидели в выступлении вагнеров такую возможность. Только и всего. Если же говорить об опросах разных агентств, то они показывают настолько разные результаты, что сказать что-либо конкретное на их основании сложно.

По итогу же пролетариат в этой истории себя никак не проявил. Поскольку она вообще не про народ и не про пролетариат. В результате господствующая группировка в лице Путина и через каналы государственной пропаганды промыла пролетариям мозги еще раз на тему того, как нехорошо бунтовать против власти. В стороне не остались и организация «Гундяев и партнеры», больше известная как РПЦ, и отдельные попы, не упустившие повод поучить народ, что поднимать оружие против власти грешно.

Вывод

Главный вывод заключается в том, что российская буржуазия не так уж и монолитна, а отдельные её представители даже в состоянии боевых действий ставят личные амбиции выше дисциплины класса. Для режима РФ опасны не столько Запад и НАТО, сколько сами российские буржуа. Это даёт известные преимущества для пролетариата и коммунистической работы в нём.

Конечно, госпропаганда будет и далее рассказывать о «народном единстве» и величии придуманного РПЦ «русского мира». При этом о каком единстве может идти речь, когда нет единства даже во власти.

Второе — это солдатский вопрос. Солдаты сами, своими глазами видят всю фальшь господствующих социальных отношений внутри армии. А армия — это отражение общества. И главная опора государства. И проблемы в армии — это лишь один из множества проклятых вопросов бытия капиталистической России, разрываемой внутренними противоречиями, которые старательно загоняются «под ковер».

Вот и сейчас Пригожин выстроил свою риторику на защите простого солдата от произвола жирующих военных чинов из Минобороны. А как же так вышло, что военнослужащим второй армии мира по различным рейтингам приходится закупать амуницию, беспилотники и много чего еще за счет народных сборов? Вы, наверное, уже видели рекламу МО РФ по привлечению на контрактную службу. Но в Telegram люди, знакомые с темой, не упустили возможности с едким сарказмом отметить, насколько реклама и реальность отличаются.

Перед простым солдатом стоит все тот же проклятый вопрос, который намеренно запутывается госпропагандой, — вопрос Родины и государства. Этот же вопрос обходится десятой дорогой и при обсуждении событий 1917 года, к чему каждый раз ведет Путин. Какой же у нас ответ? Два класса — два взгляда. Открывайте и читайте «Государство и революция» Владимира Ильича Ленина. Там все разжевано. Что же касается Родины, то это не те самые условные березки, да поля бескрайние, которые любят и олигарх, и работающий на него менеджер из какой-нибудь финансовой компании в Питере, и тот же солдат. Это общественно-экономический строй, воплощающий в себе все то, ради чего человек хочет жить. Ценности его класса. В Великую Отечественную шли и умирали не за некую «Россию», а за конкретный строй на нашей общей для всех наций земле — коммунизм.

В текущих условиях каждый солдат пытается решать данный вопрос по-своему, понимая, что, если он сейчас не выполнит свой долг, страна будет разрушена. И мы не имеем какого-либо морального права указывать им, как поступать. Конечно, они защищают и погибают за буржуазное государство, но их миссия сейчас отчасти прогрессивна — противодействовать американскому фашизму, в том числе в глобальной конфигурации миропорядка.

Как писал в 1905 году Ленин, солдатская казарма, которая в те годы была «тюрьмой в тюрьме», превратилась из очага реакции в очаг революции. Солдаты в России всегда играли важную роль в судьбоносных событиях. И сейчас мы видим, как буржуазия решает армейский вопрос по-своему.

Третье. То самое «единство», о котором с таким умилением и слезами на глазах рассказывает госпропаганда, не более чем красивая картинка. Более того, по мнению националистов из Кремля и экспертов на ТВ, никакой субъектности народ не имеет и иметь не должен. Его задача — служить расходным материалом для бизнеса и войны. А ход мысли должен укладываться в уже готовые формулировки госпатриотизма. На самом же деле когда пролетариат формируется в класс, то рано или поздно министры, президенты и олигархи теряют над ним власть, он сам становится властью.

Четвертое. Несмотря на имеющиеся проблемы, объективно важно сохранение политической системы в России в таком состоянии, чтобы марксизм мог при этом максимально свободно развиваться. Ввиду этого для нас не принципиально, какая именно фигура будет у власти — Путин, Пригожин, Нарышкин, Медведев, Мишустин либо кто-то еще.

В настоящее время рост марксистских кадров весьма невысок и идет довольно медленно. Но это нормально на данном этапе. Ожидать большего — впадать в тупое левачество с его гонкой за количеством в ущерб качеству. Но чем дальше будет развиваться организация — как теоретически, так и практически, — тем больше сторонников она будет приобретать во всех классах и слоях общества. Придет время, будут среди нас и кадры из армии. Разного же рода леваки, так или иначе признавшиеся в любви к киевскому режиму и желающие, как говорится, «шатать режим», не понимают этого и по факту становятся врагами многонационального народа России. Такими же, как и многочисленная мразь в лице либералов и нацистов, сбежавших за границу после начала СВО.

К. Киевский
26/07/2023

Комментировать