Отзыв на брошюру А. Редина «Причины реставрации капитализма в СССР»

№ 2/90.II.2024


Коллектив авторов «Прорыва» и «Прорывиста» почти в каждой своей публикации напоминает о наиболее важном при изучении марксизма-ленинизма, а именно — об овладении научной методологией. Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин достигли высот как в разработке общественной теории, так и в практике преобразования общества потому, что они в полной мере овладели диаматикой.

Мышление человека непрерывно развивается на протяжении всей истории. Диалектический материализм возник на основе и как критическая переработка материалистической философии, достижений естествознания и диалектики Гегеля.

Диалектический материализм является и научной методологией, потому что приводит законы мышления в соответствие с законами движения материи, а потому он не может не давать положительных результатов в самых различных отраслях знаний.

Брошюра А. Редина «Причины реставрации капитализма в СССР», основанная на статье В. А. Подгузова «Методология исследования причин реставрации капитализма в СССР», — полноценное исследование, которое, благодаря использованию правильной методологии, достигает своей цели, т. е. вскрывает причину того, почему в 1991 году смогла утвердиться диктатура буржуазии.

Брошюра начинается с раскрытия категории причины. Господствующий в современной науке позитивистский подход рассматривает действительный мир как свалку случайностей, а связи между явлениями — существующими только в сознании субъекта, объясняя их неким по природе присущим мозгу желанием логически связать воспринимаемые хаотические ощущения. Диаматика же предполагает исследование мира таким, какой он есть, и, соответственно, признает наличие устойчивых связей в самой действительности.

А. Редин в работе разбирает категорию причины с точки зрения диалектических законов развития. Причину от следствия отделяет скачок перехода первого во второе, происходящий в результате победы одной противоположности над другой в ходе их борьбы. Иными словами, категория причины самым тесным образом связана с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей:

«В философии марксизма категория „причина“ принята для обозначения не просто конкретного исторического факта, предшествующего событию (в лучшем случае это называется предпосылкой или поводом), а, прежде всего, фактора, достигшего определенной степени зрелости и находящегося в единстве со своей противоположностью, а потому в состоянии борьбы с ней, отрицая её, что и придает следствию строго определенный, конкретный характер и относительно устойчивый вид. Проще говоря, борьба и только борьба может быть причиной того или иного следствия. Ничто в мироздании не возникает без борьбы, понимаемой диаматически. В свою очередь, борьба возникает там и тогда, где и когда имеет место тождество и единство противоположностей» (В. А. Подгузов «Методология исследования причин реставрации капитализма в СССР»).

Развитие общества осуществляется по объективным законам, которые не могут быть отменены, но могут быть проигнорированы. И любые «мнения» по вопросам причин какого-либо явления, опирающиеся на выдергивание единичных фактов, могут существовать только в силу философского и/или общего невежества. Если же по конкретному вопросу истина уже познана, то и у каждого следствия причина устанавливается вполне конкретно, а не «назначается» субъектом по своему желанию.

Далее в брошюре рассматривается вопрос об отношении объективного и субъективного. Законы эксплуататорских формаций до сих пор действуют преимущественно автоматически именно потому, что люди вступают в общественные отношения без понимания их сути. Почти все мерзости нашего бытия — результат того, что руководители с согласия руководимых опираются не на знание, а на эгоистические интересы, т. е. разнообразные формы удовлетворения животных атавизмов. При этом сама личность живет и формируется не в вакууме, а под влиянием общества, поэтому многие добрые и коллективистские начала (не только приобретаемые в процессе обучения, но и являющиеся проявлением врождённых качеств), разбиваются о жестокую действительность, если вовремя не подкрепляются знанием марксизма.

При строительстве коммунизма роль субъективного неизбежно растет, а значение противоположности объективного и субъективного падает. Необходимым условием наступления зрелого коммунизма является научность мировоззрения всех членов общества и отсутствие объективных условий для поощрения эгоистических начал в личности человека или удержания людей в состоянии невежества.

В брошюре в ходе разбора основных версий причин реставрации, выдвигаемых различными авторами, рассматривается вопрос о власти, а также дается краткая история развития планирования в СССР.

Ошибочные версии вроде выделения бюрократии в отдельный класс, возвышения партии над классом возникают вследствие непонимания роли коммунистической партии в революции. Незнание или игнорирование того, что источником власти является частная собственность, а инструментом обеспечения власти — в конечном счете насилие, не позволяет оппортунистам понять, что власть в ленинско-сталинском СССР, постепенно уничтожающая частную собственность, заменяющая принуждение убеждением, не являлась уже в полном смысле слова властью, а, напротив, была инструментом уничтожения власти как общественного явления: при условии непрерывности строительства коммунизма господство человека над человеком неизбежно должно было исчезать.

Также в брошюре доказывается несостоятельность версии о влиянии сталинской конституции на причины сворачивания с дороги строительства коммунизма. Неверными являются идеалистические представления о том, что правовые документы сами по своей природе способны иметь какую-то реальную силу. Юридические законы служат формальным закреплением того общественного положения, которое уже существует в действительности, выражением воли господствующего класса.

При коммунизме такого института, как право, существовать не будет, так как люди будут осознанно подчиняться объективной необходимости, а не формально-юридическим формулировкам, закрепляемым силой принуждения:

«Объективный ЗАКОН отличается от ПРАВИЛА тем, что закон отражает связь, выступающую только в качестве объективной НЕОБХОДИМОСТИ, в то время как правило может быть принято голосованием или договором» (В. А. Подгузов «Абсолютный и основной экономические законы коммунизма»).

Таким образом, право существует только потому, что существуют противоположные общественные классы.

«…Наблюдается характерная закономерность: чем дальше человечество уходит от времён, когда открытие ОБЪЕКТИВНЫХ законов было нормой научной жизни, тем интенсивнее приходится работать “законодателям” над придумыванием ЮРИДИЧЕСКИХ законов…» (та же статья).

При анализе истории развития планирования показано, что выдавать экономические реформы за причины крушения политической власти рабочего класса — нелепость. Например, материальное стимулирование труда — это лишь вынужденный инструмент в руках диктатуры рабочего класса. Необходимость его применения была связана с отсталостью части трудящихся, недостаточным количеством подготовленных управленческих кадров и несовершенством системы планирования. Коммунисты в долгосрочной перспективе предполагали отрицание товарно-денежных отношений прежде всего за счет поднятия уровня сознания большинства населения до научного, ибо в технологическом аспекте объективных препятствий для полного осуществления в будущем принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» нет.

Невозможно мгновенно избавиться от пережитков состояния классового деления, в котором общество находилось несколько тысяч лет. Сознательных представителей рабочего класса — меньшинство, а потому присутствует временная необходимость как-либо воздействовать на остальную часть. Важную роль играет просвещение, убеждение, но оно действует не мгновенно, шаг за шагом преодолевая годами формировавшиеся заблуждения. Поэтому известное значение на первой фазе коммунизма имеет воздействие на примитивные чувства и интересы в форме, например, материального поощрения труда или т. н. социалистического соревнования. Однако важно не терять общего направления движения и основой политики делать убеждение, постепенно сокращая действие рыночных рычагов и уменьшая области действия закона стоимости.

Те же, кто проводил в жизнь экономические реформы, не понимали политики Ленина и Сталина. Они не осознавали, чем руководствовался Ленин при введении НЭПа. К моменту окончания Гражданской войны промышленность была разрушена, сельское хозяйство находилось в упадочном состоянии. Для начала социалистического строительства нужно было обеспечить активный товарооборот между городом и деревней, ввести большую свободу предприятий. Т. е. партия сознательно «включила» капиталистические механизмы, не позволяя им выйти за пределы строгого контроля со стороны нового государства. В ходе роста производительных сил, в ходе усиления коммунистического в обществе заимствованные у капитализма рычаги использовались все меньше и меньше.

«В хозрасчёте партия видела рычаг превращения плана из плана канцелярского в план реальный» (Редин).

К моменту проведения хрущёвских реформ страна уже прошла индустриализацию и коллективизацию, т. е. изменилась основа производительных сил. В том числе в обществе все больше появлялось ростков коммунистического сознания, что принципиально не могли принять во внимание рыночные реформаторы. Поэтому, если бы в КПСС были люди, хорошо разбирающиеся в марксистской теории, они продолжили бы сталинскую политику постепенного изживания остатков капиталистических механизмов и инструментов. Но в результате невежества членов партии вышло наоборот: вместо того чтобы совершенствовать планирование, все пустили на самотек.

Точно так же партия фактически сняла с себя ответственность за развитие теории, за идеологическую и культурную работу. Партия из авангарда рабочего класса, из его наиболее сознательных представителей превратилась в множество невежественных, голосующих за безграмотные решения друг друга карьеристов. Роль партии при строительстве коммунизма была определяющей, поэтому тот рабочий класс, который был воспитан большевиками, качественно изменился к началу 90-х настолько, что без серьезного сопротивления был обращен в пролетарскую массу.

Работа, проделанная автором брошюры, безусловно, очень важная. Без понимания причины реставрации капитализма в СССР бессмысленно и наивно надеяться на новые победы коммунизма. Потому что оставаться в неведении означает быть рабом обстоятельств:

«Свобода — это осознанная необходимость».

Партия получит доверие своего класса тогда, когда докажет ему свою компетентность и добросовестность, когда рабочие увидят в ней ум, честь и совесть эпохи, а не крикунов-активистов, заражённых левачеством и волюнтаризмом.

Чтобы принимать верные решения, нужно овладевать теорией и прежде всего — методологией правильного мышления. Начала стихийной диалектики присутствуют в сознании каждого человека. Но чтобы дорасти до уровня исследователя, эти диалектические начала нужно сознательно развивать. Энгельс писал:

«…Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии».

Если ошибки КПСС не будут учтены новыми коммунистами, то они, оказавшись в аналогичной ситуации, потерпят такое же, а возможно и более сокрушительное, поражение. Именно для предотвращения подобной ситуации в будущем и была написана замечательная брошюра Редина, чтение и изучение которой обязательно для любого современного марксиста.

М. Северова
25/02/2024

Комментировать