№ 7/13, IX.2017
Марксизм требует, чтобы его адепты были самыми идейными людьми в мире. Марксизм — это наука, которая распространяет своё преобразующее действие не только на общественные отношения как отвлечённый объект, но и непосредственно на личность самого марксиста как субъекта научной деятельности и субъекта претворения научных выводов в жизнь. Поэтому большевизм — это не только особая политическая теория, уходящая всецело корнями в марксистскую науку, но и соответствующая культура, психология поведения, особый крой личности.
Наука есть система объективных истин, высшие сорта которых отражают объективные законы природы и общества. Идейная мощь марксистской науки должна подкрепляться прочной, централизованной организацией и последовательно революционной стратегией. Качество организации всецело определяется идейно-теоретическим качеством кадров, научной и политической выучкой марксистов.
Идейное достояние коммунизма — самое ценное, что у нас есть.
Для того чтобы пропагандировать коммунизм, необходимо руководствоваться следующими сущностными чертами пропаганды.
Во-первых, это высокая идейность. Каждый вопрос обязан быть рассмотрен исключительно с точки зрения науки, что в политическом смысле всегда означает — с применением классового подхода. Необходимо озарять светом марксизма каждое значительное явление общественной жизни. Что означает идейно вооружать нашего сторонника, читателя, давать такую идейную пищу, которая развивает сознание, повышает уровень идейно-политической подготовки.
Высокая идейность пропаганды есть прямое следствие всей полноты ответственности автора перед читателем, марксиста перед сочувствующим, симпатизирующим.
Высокой идейности претит в первую очередь повторение зазубренных книжных истин, декларативных положений, формалистика. Недопустимо поверхностное рассмотрение теоретических вопросов, особенно общего охвата.
Основой повышения идейности является повторение теоретических положений своими словами, без прибегания к цитатам и готовым формулировкам. Для самостоятельного предметного изложения придётся хорошенько подумать, вникнуть и быть ответственным, чтобы не ошибиться. Всякая действительно качественная работа требует от автора размышления, продумывания каждой подаваемой мысли во взаимосвязи со всей марксисткой теорией и всеми наблюдаемыми явлениями, достоверно имеющимися фактами.
Высокой идейности кроме того претит ремесленничество, когда автор не излагает от себя, а пересказывает марксизм синонимами, цитатами, прыгая от одного «установленного положения» к другому без всякого действительного движения мысли. Такого рода автоматизм, как правило, является следствием плохой проработки автором темы.
Высокая идейность к тому же предполагает такую манеру изложения, которая возбуждает ум читателя, которая состоит, между прочим, в том, чтобы дать читателю самому себе установить условия, при которых высказанная мысль является действительной. Таким образом устанавливается связь читателя не только с излагаемым материалом, но и с живой действительностью, которая данным материалом должна быть осмыслена.
Идейность предполагает, что материал должен убеждать читателя в научной неодолимости диаматики, особенно приложенной к обществу, к истории.
В данный конкретно-исторический момент идейная насыщенность пропаганды по своему содержанию должна выражаться в следующем.
Первейшая задача состоит в том, чтобы в каждом вопросе и на каждом примере показывать, что марксизм — это не очередная теория или идеология, но строгая наука в полном смысле слова, не менее точная, чем геометрия или химия. В исследовании и обследовании каждого общественного явления пропагандист обязан проводить партийность — искать и тиражировать объективную истину, клеймить и развенчивать заблуждения, насаждаемые эксплуататорским классом с целью затуманивания общественного сознания.
Следующая задача состоит в том, чтобы в максимально доступной и ясной форме как можно чаще показывать и доказывать, что в основании марксизма и марксистской точки зрения находится диалектический материализм, или сокращённо — диаматика. Диаматика выступает методом познания объективной действительности. Необходимо развивать вкус читателя к философским вопросам, к научной методологии. Нельзя опасаться вспугнуть сторонников и сочувствующих излишней «абстрактностью» изысканий. Во главу угла должна быть поставлена борьба за повышение научности материала и как следствие научности сознания читателя. А без постоянного обращения к вопросам методологии, без раскрытия категорий бытия, сегодня это невозможно.
Следующая задача состоит в том, чтобы давать живые определения, раскрывать понятия в достаточной полноте, не только повторяя общие положения марксизма, но и значительно углубляя понимание расширенным изложением. Дать диаматическое определение любому явлению — значит подвести одно понятие под другое, более широкое, чтобы выявить родо-видовую принадлежность определяемого предмета; выявить сущность предмета, то есть определить противоположности, отношения которых породили исследуемый предмет; охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредования. Кроме того, диаматика требует брать предметы в их развитии, самодвижении, изменении. В результате вся человеческая практика должна войти в полное определение понятия, и как критерий истины и как практический определитель связи явления с объективными потребностями общества.
Следующая задача состоит в том, чтобы не только и не столько изобличать и разоблачать буржуазную идеологию, но обязательно давать конкретные конструктивные научные альтернативы господствующему мнению. Практический смысл пропаганды заключается в том, чтобы научными знаниями вытеснять заблуждения из сознания читателя.
Во-вторых, это творческое отношение к теории марксизма. На эту тему сломано немало копий, так как все извращатели марксизма-ленинизма всегда прикрываются «творческих подходом». В сущности творческий подход означает две взаимосвязанные вещи: глубочайшее знание теории и всестороннее исследование действительности. Что означает глубочайшее знание теории? Это значит — знать не только выводы, но и всё движение теоретической мысли к ним. Что означает всестороннее исследование действительности? Это значит — рассматривать вещи без изъятия, тщательно и всесторонне исследовать выбранный предмет.
Таким образом, соединение двух этих условий и является творческим подходом, то есть подходом, позволяющим открывать или хотя бы увидеть новое.
В-третьих, это непримиримость идейно-теоретической позиции. Вследствие того, что объективная истина может быть только одна, а заблуждений по каждому вопросу — бесконечное множество, пропаганда должна проявлять воинственность и величайшее упорство в отстаивании научной чистоты марксизма. Нет и быть не может борьбы идей без эмоционального окраса, без гнева к оппортунизму, без высмеивания тупости и чванства. Наша пропаганда должна быть ко всему прочему наступательной не только содержательно, но и по своей тональности, должна быть воинствующей по своему звучанию. Но, чтобы иметь возможность нападать и при этом не выставить себя посмешищем, необходимо хорошо владеть оружием диаматической критики. Сутью наступательности является не наличие крикливых фраз или язвительных заявлений, а разгром заблуждений или извращений в лёгкой, можно сказать, играющей манере.
Непримиримости идейно-теоретической позиции претит пассивно-оборонительный стиль изложения.
В-четвёртых, соединение теории и практики.
Сначала следует заметить, что теорией называют предельно высокий уровень отражения окружающей действительности. Основой отражения объективной действительности является возможность мозга человека верно и устойчиво фиксировать информацию о конкретных явлениях и оперировать ей, не спутывая одно с другим. Все явления есть следствие тождества противоположностей, то есть факторов или причин, породивших их, поэтому устойчивая фиксация в сознании является достаточным условием того, что со временем факторы или причины могут быть вскрыты. Вся информация в сознании укладывается в соответствии с основными категориями мышления: качество, количество, единичное, частное, общее, случайное, закономерное, форма, содержание, сущность. Логика же, то есть процесс мышления, позволяет образовывать из информации либо истинное знание, то есть знание соответствующее объективной реальности, либо заблуждения, противоречащие ей. Очевидно, что истинность знаний проверяется всей общественно-исторической практикой человека. Стихийный и пассивный процесс мышления можно считать обыденным уровнем сознания, который способен дать только самые примитивные результаты: веру, инстинкты, корыстные интересы. Люди, у которых мысль спит, находятся в крайней зависимости от обстоятельств, как природных, так и социальных.
Наша же задача — придать мышлению целенаправленный характер, который поднимает сознание до научного уровня мышления. Стало быть, теория — это система общих умозаключений о сущностных причинах, порождающих явление, а система открытых объективных законов — уже наука.
Практика же — это не факт действительности и не всякое действие, а только то действие, которое «укладывается» в объективные требования прогресса, то есть действие, которое служит подтверждением конкретной объективной истины. Поэтому важнейшая теоретическая задача — осветить путь и постоянно определять ориентировку действий, чтобы они становились общественной практикой в подлинном научном смысле. Принципиально важно понимать, что в практике заключается единство научного уровня общественного сознания и всей целокупности общественных отношений.
Таким образом, теория неотделима от практики, и наоборот. По крайней мере, если говорить о коммунизме. Строго говоря, теория есть неотъемлемая часть коммунистической практики, потому что путь прогресса лежит через организацию рабочего класса, взятие им власти и разворачивание строительства бесклассового общества. А это неосуществимо без марксизма и диаматической методологии мышления.
Человечество стоит на рубеже, переступив через который, доля стихийного в обществе будет неуклонно снижаться, а доля науки — неуклонно расти. Приходит конец слепому шагу и наступает подлинная история. Осталось привести производственные отношения в соответствие с производительными силами… Соединить силу пролетарского движения с силой знания, то есть создать Партию авангардного типа, которая завоюет соответствующий авторитет и выполнит своё предназначение — быть штабом, умом, честью и совестью своего класса.
В-пятых, то, что придаёт пропаганде неотразимость — её правдивость. Органической чертой коммунистов является полное совпадение слов и дел, презрение к любой дипломатии в отношении своего класса. В словах и делах Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина всегда полное совпадение, нет никакой двойной бухгалтерии, что, между прочим, не в меньшей степени, чем научность и верность политики, гарантировало непререкаемый авторитет и веру рабочего класса в своих вождей.
В пропаганде коммунизма не допускаются ухищрения, психологические приёмы и приёмчики, которые иногда выдаются за особую искусность. Главная особенность форм нашей пропаганды заключается в научности, прямоте, ясности и целеустремлённости.
Таковы пять черт пропаганды, которыми руководствуется наша газета.
РЕДАКЦИЯ
02/09/2017
Но в пропаганде ещё важна доступность. Ваши материалы очень интересны (хотя я себя не отношу к человеку с комунистичечкими идеями, есть ряд моментов которые отталкивают, но социализму симпотизирую) и познавательны, но для широких масс боюсь будут сложноваты. Многие люди ещё весьма слабо знакомы с идеями Марксизма и для них всё описанное на этом сайте тёмный лес.
Спасибо за отзыв!
Нет людей, которых бы на пути идейно-политического становления что-то не отталкивало. Вопрос лишь в добросовестности. Заблуждения — вещи очень цепкие, в том числе и психологически, и чтобы их выкорчевать из сознания порой необходима не только непосредственная работа по самообразованию, но и известная смелость. Смелость отказаться от своей прежней позиции, признать что был неправ.
Что касается широких масс, то это не означает писать для «среднего рабочего» или «среднего человека». Мы пишем без заумья, поэтому совершенно доступно для широких масс. Упрощать содержание — нельзя, скатываться в лозунги — нельзя. В настоящий момент перед нами стоит задача воспитать авангард, поэтому пропаганда лозунгов излишня — её некому проводить в пролетарской среде. Нужно понимать условия, в которых мы находимся, и не изображать из себя ежедневную массовую рабочую газету. Такая литература сегодня не востребована ни логикой развития коммунистического движения, ни самими массами.
Поэтому, если вы считаете, что у вас получится раскрыть какую-либо тему не менее научно, чем у нас, но чётче, яснее, красочнее, то мы с великим удовольствием приглашаем вас к сотрудничеству.
Писатель Балаев вашу статью типа высмеял, да сам себя на посмешище выставил. Марксизм, говорит, не наука ))) Вот в чем претензия. Напыщенный тип! https://p-balaev.livejournal.com/655907.html
Балаев — интересный писатель, но в марксизмом владеет на уровне птушных конспектов. Однако при этом амбиции выдающиеся и помпа. Отсюда и результат.
В мире можно найти миллион балаевых, которые с какой угодно позиций нападали на Марксизм, будут и в будущем, но они ведь не предложили ничего взамен, кроме своих маленьких статеек или высказываний, так что ответ на это вопрос простой — изучать сочинения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Энвера Ходжа, изучать Марксизм.
Балаев, — никакой не интересный писатель (Слишком много чести для него, быть интересным писателем). Он просто дурак. И невежда. Классический оппортунист. «Легальный марксист». Гонора и напыщенности, слишком много у него. Это тот случай, когда человек у себя в фантазиях вообразил себя архиумным человеком, а на самом деле невежда без дна. Ленин В. И. для таких людей подбирал более точные характеристики. Одна из которых, «интеллигентская сволочь»… Хотя, какой он «интеллигент»… Только и могут обливать грязью других. А Марксизмом, он не владеет даже на уровне ПТУшных конспектов… И то, было бы дело. Словом, тип, не заслуживающий в свой адрес, никакого особого внимания… Пусть каркает. Не он первый. И не последний. До него тоже каркали. Во время Ленина и Сталина. Кончили весьма позорно… Таков их конец.