№ 10/38, X.2019
Возмущённые очередным повышением и так неподъемных цен на метро, жители столицы Чили стихийно заделались «зайцами». В ответ на это обнаглевшая власть закрыла две наиболее используемые линии метро Сантьяго. Естественно, что народный гнев выплеснулся на улицы в виде протестов сотен тысяч людей. Эскалация насилия произошла по вине властей практически моментально. Несколько дней натурной бойни между полицией, армией и протестующими привели к введению чрезвычайного положения, чудовищному погрому метро (более 20 станций сожжены, уничтожены десятки единиц подвижного состава), магазинов, автомобилей, офисов корпораций.
В чилийской бойне можно усмотреть тяжёлое наследие пиночетовщины. Во-первых, полиция и армия ведут себя в лучших традициях хунты. Во-вторых, за годы фашистской диктатуры чилийцы переняли вкус европейских и американских обывателей к погрому.
Если людям годами вдалбливать, что революции — это бессмысленные кровавые бунты, то какого следует ждать от них поведения при крайней степени недовольства? Буржуазная интеллигенция столетия подряд трудится над тем, чтобы неизбежную активность масс направлять в русло забастовок, площадного протеста и… погромов. Забастовки, митинги протеста и погромы превращены буржуазией в разновидность гапоновщины. Чилийским капиталистам ничего не угрожает, даже если падёт неолиберальное правительство миллиардера Пиньеры, ведь при этом активность масс окажется выплеснутой и можно будет ещё десятилетие спокойно эксплуатировать и грабить страну до следующего подобного эмоционального взрыва.
Погром и в целом бессмысленное насилие в народном движении как стратегическая задумка буржуазии особенно хорошо прижились именно на почве западной культуры. Как увести пролетариат от действительно конструктивных действий, направленных на свержение власти капитала? Максимально тиражировать образ мышления погромщика, мстителя. Здесь и арсенал художественных героев от Бейна из «Бэтмена» до Седого из «Завода», и назойливое обличение всех революций, коммунистического опыта СССР, КНР, КНДР, и внедрение в сознание лозунга «отнять и поделить». В итоге индивидуалистически настроенный обыватель ничего не знает, кроме как выплёскивать недовольство через бессмысленное насилие.
Такой образ мысли, между прочим, неплохо согласуется и с принципами демократии — пришёл, отдал свой голос и сидишь ждёшь перемен. Ничего делать не надо, никакой ответственности, никакой революционной работы — ничего. Не устроил результат? Выходи и громи всё подряд, ведь все политики — лжецы и подонки.
Самое главное в погромах, забастовках и протестах — то, что они становятся своего рода заслоном для распространения марксизма и даже самой мысли о необходимости преобразования именно производственных отношений. Левые безосновательно считают, что громящий витрины взбесившийся обыватель ближе к коммунизму, чем не участвующий в погромах, но читающий Маркса рабочий, инженер или студент.
Ни протестующие, ни многие левые не понимают, что сила рабочего класса выражается не в количестве избитых полицейских, перевёрнутых и сожжённых автомобилей, а в реальной возможности взять, удержать и осуществлять государственную власть.
С другой стороны, стихийное недовольство народа необходимо использовать и направлять. Как использовать? Прежде всего, использовать для укрепления собственной организации и организации рабочего класса. Иными словами, необходимо переманивать, переубеждать наиболее умных и мыслящих людей на нашу позицию борьбы за коммунизм. Ясно, что в среде погромщиков таких людей, как правило, нет. Как направлять? Прежде всего, разъяснять тупиковость самих по себе протестов, необходимость борьбы за коммунизм. Но не абстрактно, а предметно — что делать? как делать? в какие сроки?
Но очевидно, что пока в стане нет авторитетной партии, состоящей из грамотных и преданных делу марксистов, перспектива не то что взять власть, но даже организовать пролетарские массы в революционный класс по сути равна нулю. Строительство такой партии прямо сопряжено с завоеванием авторитета в народе. Чем принципиальнее, последовательнее и научнее позиция, чем доказательнее и убедительнее пропаганда, тем выше уровень доверия к организации, тем она сама крепче и многочисленнее.
Сейчас чилийцы громят Сантьяго, правительство в шаге от краха, но что могут предложить чилийские коммунисты? Они лишь выражают поддержку протесту и выступают против репрессий со стороны силовиков. Иными словами, они не у дел, так же, как и в Кито, на Донбассе, да и у нас, например в ходе «мусорных протестов». Но чилийские коммунисты в данном случае даже не ведут полагающейся разъяснительной работы о марксистской точки зрения на капитализм, организацию рабочего класса, необходимость борьбы за коммунизм. Более того, в крупном материале по теме основная вина за страдания народа возлагается на правительство и нет ни слова о буржуазии. Т.е. всё банально просто — в коммунистической партии Чили в руководстве сидят не марксисты, а люди «левых взглядов», естественно поражённые хвостизмом. Поэтому даже если они заимеют влияние в пролетарской среде, никакой революции не будет, будет очередной левый латиноамериканский пшик.
То же самое наблюдается и у «жёлтых жилетов»:
«Европейский и североамериканский обыватель имеет давнюю традицию громить витрины и жечь автомобили. Так уж он воспитался на колониальной истории своей страны, долгое время разделяя, между прочим, расистские и националистические подходы господствующего класса. Ведь уроки истории обыватель усваивал из рук буржуазии. А что такое Парижская коммуна, русские революции, в том числе Коммунистическая революция 1917 г., европейские, азиатские и американские революции XX в. с точки зрения буржуазии? Это бессмысленные бунты и погромы, совершенно деструктивные, антиисторические явления. Всякая альтернатива рыночному капиталистическому устройству общества для буржуазии — это „отобрать и поделить“, это „тоталитаризм“, основанный на низвержении лучших людей — олигархии.
Скоро „социальному государству“ стукнет под семьдесят лет, а марксистские теоретики всё ещё недостаточно ясно понимают, что погромы, забастовки и даже митинги протеста превращены буржуазией в разновидность гапоновщины. Направление неизбежной активности масс, возмущения и гнева в русло погрома, забастовок и площадного протеста, над чем трудится буржуазная интеллигенция и разные сорта мелкобуржуазных политиков, есть, главным образом, увод пролетариата от действительно конструктивных действий, которые могут привести к свержению власти капитала. Выходите, дорогие разгневанные пролетарии, на улицы, громите офисы банков и автомобили, устраивайте забастовки хоть до посинения, скидывайте президентов и премьеров, протестуйте что есть мочи, но главное — не задумывайтесь над переустройством производственных отношений. Ни в коем случае не вооружайтесь марксизмом-ленинизмом, который осветит ваш путь к организации в рабочий класс, сплочению масс для реализации программы взятия государственной власти. Такова политика современной буржуазии.
„Жёлтые жилеты“ максимум скинут Макрона, но придёт Меланшон или ещё хуже Ле Пен, что только укрепит господство капитала. Для владельцев BNP Paribas, Total, GDF Suez, Societe Generale, AXA, France Telecom, Sanofi-Aventis, Credit Agricole, EDF Group, Vivendi, Vinci, Renault это, может быть, малоприятные, но всё же детали их политического бизнеса. И даже если „жёлтые жилеты“ обеспечат президентский пост своему новоявленному выдвиженцу, даже если предположить, что он окажется преданным и верным духу протеста и интересам народных масс, то у буржуазии на крючке останутся члены парламента, прокуроры, судьи, полицейские, журналисты крупнейших СМИ, которые купируют все революционные начинания. И даже если предположить практически невозможное, что у лидера „жёлтых жилетов“ хватит сил и воли подчинить себе весь буржуазный государственный аппарат и буржуазные СМИ, то какую практическую модель общественного устройства он будет реализовывать? Так или иначе — это будет утопичная модель, т. к. она не основана на положениях общественной науки, т. е. марксизма. А значит, эта политика наверняка потерпит крах и не угрожает господству олигархии. Чтобы „построить“ капитализм, не нужно ничего, кроме интереса капиталиста и государственного насилия, чтобы построить коммунизм, который даст массам и достаток и счастье, необходимо преобразовать общественные отношения на основе научных знаний.
Короче говоря, без руководящей роли грамотных марксистов в профсоюзном и протестном движении стратегически олигархии ничего не угрожает, поэтому, понимая естественную неизбежность пролетарской активности, она допускает и потворствует переводу их на рельсы забастовок, погрома и бунтарства, т. е. политической безмозглости».
Как бы обидно это ни прозвучало, но погром в Чили по-другому не назовёшь — политическая безмозглость пролетариата. Однако винить в «отсутствии мозгов» нужно не сами массы, а тех, кто выступает в роли авангарда и призывает к погромной активности без всякого конструктива. Или хитро подстраивается под эту деструктивную стихию.
Пока не сформируется коммунистическая по содержанию партия, имеющая научно выверенную конструктивную программу организации революционного класса для взятия власти и построения коммунизма, массы так и будут активничать в безопасных для капитализма формах протеста, профсоюзной возни, погрома и т.п. Стало быть, и в Чили и у нас в России дело стоит за активизацией действительно революционной работы по марксистскому самообразованию, развитию теории и разворачиванию коммунистической пропаганды для формирования партии на основе научного централизма.
П. Губельман
22/10/2019
Спасиб за статью. Всегда, неосознано, испытывал неприязнь к такого рода событиям. В том числе и к желтым жилетам. Теперь понимаю почему. Проще всего пойти громить и выступать против всего, а что затем неважно. Без конкретной цели любой протест — тупой бунт.
если забастовки, митинги и демонстрации, по вашему плохо. то где люди научаться совместным действиям? где люди выработают принципы согласно которым будут строить государство? где люди получат опыт управления? вы предлагаете человеку не умеющему плавать сразу сдавать норму на кмс, а то и мастера сразу. так не бывает. история становления ссср тому пример.
Прежде всего, по нашему следует отказаться от понятий «плохо» и «хорошо». Ответы на ваши вопросы содержаться в публикациях нашей газеты, можете начать с ключевых материалов на странице об издании.
Так-то оно так, но такого рода «хаотичные» революции приводили таки восставших к победе. Например, Февральская революция в России 1917-го. Да, там верховодила буржуазия, но Советы возникли уже на второй день после победы революции.
Февральская революция 1917 совершена руками рабочих и крестьян, победили ли рабочие и крестьяне в результате данной революции?
Между моментом возникновения Советов и моментом установления диктатуры рабочего класса (т. е. основополагающим этапом победы) находится гигантская пропасть, которую можно преодолеть только сознательной, целенаправленной, партийной, коммунистической работой по НАПОЛНЕНИЮ Советов соответствующим кадровым содержанием и воспитанию масс.
В ходе стихийного возмущения могут возникнуть органы власти, может быть свергнуто правительство, изгнаны захватчики — всё, что угодно, кроме одного — НЕ МОЖЕТ РАБОЧИЙ КЛАСС САМОТЁКОМ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕХОД ОБЩЕСТВА ИЗ КАПИТАЛИЗМА В КОММУНИЗМ. А это и есть победа, разве нет?
Победой на данном, начальном, этапе можно посчитать уже и возникновение Советов. Даже если все Советы будут мелкобуржуазны их власть дает широкую демократию и политическую свободу, и пролетарской партии будет гораздо проще прийти к власти (говоря о Советах, я не имею в виду чисто русские Советы, в Чили это могут быть какие-то свои, но похожие на Советы организации со своей спецификой).
Дмитрий, конечно, можно считать победой Советы и демократию В УСЛОВИЯХ ЦАРИЗМА И ФЕОДАЛИЗМА. В Чили — буржуазно-демократическая республика и капитализм, следовательно, мелкобуржуазные Советы ничем не отличаются от текущей власти. Досадно, что вы не понимаете ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы между условиями начала XX века в ЦАРСКОЙ России и ситуацией в РФ, Чили и других странах в веке XXI.
Чушь. В школе это правильно именуют софистикой. А именно — присовокупление к одному событию другого события, никак к нему не относящегося. «Погромы, забастовки, демонстрации» — какое такое отношение имеют погромы (по УК — хулиганские деяния) к забастовкам, а? Законной мере воздействия на владельцев средств производства? Случайно не то, что автор любые действия рабочего класса считает уголовными (как и владельцы)? Если бы автор не был конченым придурком, он бы упомянул хотя бы о том, что повышение цены в данном случае — это прямой путь к разрушению инфраструктуры, и прямо-таки напрашивается на забастовку. Да, предположим, в Чили «желтые профсоюзы», и они не хотят бастовать — ну так почитайте классиков! Того же Ленина, о работе с «желтыми профсоюзами».
Попрошу вас, во-первых, придержать свои негативные оценки, во-вторых, не разводить дискуссии. Обратите внимание на правила комментирования.
Если вы не согласны с теоретическим положением о том, что экономическое сопротивление пролетариата (в т.ч. забастовки) и протестный активизм (в т.ч. погромный) на современном этапе превращены буржуазией (в т.ч. за счёт активного внедрения оппортунизма) большинства стран в разновидность гапоновщины, то это ваше право. Проходите мимо и упорствуйте дальше в экономизме, активизме и погромах, «благо» ваших единомышленников навалом.