О погромах в США

№ 6/46, VI.2020


25 мая американский полицейский в очередной раз убил очередного американского негра. Правда, теперь на камеру и садистским удушающим приёмом. В результате американское общество снова вспыхнуло массовыми протестами и погромами. Всё идёт к повторению Балтимора, Фергюсона или даже скорее всего легендарного Лос-Анджелесского бунта.

Как уже отмечалось ранее, забастовки, митинги протеста и погромы давно не пугают буржуазию, так как превращены в разновидность гапоновщины. Более того, никакой накал бессмысленного насилия принципиально не способен нанести вреда ни господству капитала, ни системе власти буржуазии. Бунтовщики могут разгромить хоть все полицейские участки в США, разграбить все магазины и сжечь все дорогие авто, но господству американских кланов финансовых магнатов от этого ни холодно ни жарко.

О программе американской буржуазии проговорился острый на язык Трамп. Он сказал, что не позволит

«преступникам, придерживающимся радикально левых взглядов, на территории всей нашей страны и мира поджигать общины».

Главное для американского олигархата — чтобы народное движение не протекало конструктивно, не имело организованной направленности на свержение власти капитала.

Десятки учёных, журналистов, политиков разных мастей копаются в «подковёрщине» американских бунтов и погромов. «Там орудуют банды „соросят“!» — кричат одни. «Погромы спровоцировала чайная партия руками полицейских провокаторов!» — утверждают другие. Пожалуй, управлять этой чёрной стихией бунтарей пожелали бы многие политические силы, поэтому там, на площадях и в переулках, наверняка действуют и провокаторы, и «соросята», и бог знает кто ещё. Но суть-то процесса им неподконтрольна, состоит в другом.

Мировой капитализм проходит стадию глобального кризиса перепроизводства. Трещит по швам рыночная экономика. Олигархи во всех странах перекладывают бремя кризиса на трудящиеся и народные массы. Буржуазные правительства синхронно прикрывают мировой локаут карантином против пандемии. Американские олигархи, как самые породистые буржуи на Земле, сразу же выкинули на улицы миллионы трудящихся, в основном, разумеется, «цветных», т. е. негров, латиноамериканцев и азиатов. Уровень жизни населения в США стремительно падает, олигархи стремительно богатеют. Недовольство растёт, наступает горячая фаза активного протеста нищающих народных масс. Одни с оружием в руках требуют прекратить локаут, другие вспыхивают из-за расового убийства и полицейского произвола. Вот в чём суть даже при первом приближении.

Пролетарские массы во всех буржуазных странах понимают и чувствуют чудовищную степень эксплуатации. Горстки олигархов богатеют с космической скоростью, а большинство едва тянет лямку. Поэтому, будучи политически слепыми, заражёнными буржуазной пропагандой и культурой, массы людей стремятся хоть как-то компенсировать объём высасываемой капиталом стоимости… погромом и разграблением магазинов. Вымещают накопленную классовую ненависть совершенно деструктивным, безопасным для капитализма способом.

Парадокс нынешней ситуации в США состоит в том, что чем больше американские негры в текущей фазе кризиса уничтожат материальных ценностей, тем лучше для буржуазной экономики, «перегретой» перепроизводством. В этом смысле капитализм — саморегулируемая система: экономический баланс восстанавливается за счёт страданий, слёз, крови трёх основных отрядов американских простаков. Одни сидят и терпят локаут, другие громят американские города, а третьи лупят погромщиков что есть сил. И все они уверены, что на очередных выборах отдадут голоса за «правильное» животное (осла или слона), которое якобы улучшит их судьбу. Но незадача! Оба этих зверя уже давно приручены в стойле финансовых магнатов с Уолл-стрит, истинных владельцев Соединённых Штатов Америки.

Сотни учёных, журналистов, политиков разных мастей копаются в расовых проблемах США. Дескать, белые американцы — расисты, поэтому неграм в США живётся несладко, в т.ч. их убивают полицаи, что периодически и приводит к «расовым бунтам». «Как же изжить злой расизм?» — вот над каким вопросом ломают головы эти оплачиваемые буржуазией простофили.

В той же логике действуют лидеры протеста, поднимая знамя с фразой «Black Lives Matter». Жизнь чёрных имеет значение. Кажется, эту фразу сочинил белый интеллигент, смотрящий на негров сверху вниз. Если сравнить «программу» движения Black Lives Matter хотя бы даже с требованиями Партии чёрных пантер (+ комментарий к ним Х. Ньютона), то налицо очевидная интеллектуальная деградация негритянского движения, прежде всего его лидеров. Чего ждать от рядовых протестантов, если их лидеры набрали в рот воды и вместо политической программы предлагают общие слова.

Почему же суть дела не в расизме? Потому что расизм (в смысле бытовая ненависть к представителям других рас) — это следствие, а не причина реального плачевного экономического и политического положения негров в США. Американские негры являются потомками рабов, ввезённых как скот из порабощённой Африки. И отмена рабства в 1865 г. не изменила сути их положения, потому что при капитализме чем ты слабее, тем сильнее тебя притесняют и унижают. А кто может быть слабее вчерашних рабов с плантаций?

Ленин, в частности, писал:

«Юг Соединенных Штатов был рабовладельческим, пока гражданская война 1861 — 1865 гг. не смела рабства. До сих пор количество негров, не превышающее 0,7 — 2,2% в населении северных и западных районов, составляет на юге от 22,6 до 33,7% всего населения. Среднее для всех Соединенных Штатов — 10,7% негров в населении. О приниженном положении негров нечего и говорить: американская буржуазия в этом отношении ничем не лучше буржуазии других стран. „Освободив“ негров, она постаралась на почве „свободного“ и республикански-демократического капитализма восстановить все возможное, сделать все возможное и невозможное для самого бесстыдного и подлого угнетения негров. Для характеристики культурного уровня достаточно указать один маленький статистический факт. В то время как число неграмотных среди белого населения Соединенных Штатов составляло в 1900 году 6,2% населения (считая население 10 и более лет от роду), для негров этот % был 44,5%!! Более чем в 7 раз выше!! На севере и западе неграмотных 4-6% (1900 год), на юге 22,9 — 23,9%!! Нетрудно представить себе, какая совокупность фактов из области правовых и бытовых отношений соответствует этому позорнейшему факту из области народной грамотности.

На какой же экономической основе выросла и держится эта милая „надстройка“?

На основе типично русской, „истинно русской“ отработочной системы, именно: издольщины.

Число ферм, принадлежащих неграм, составляло в 1910 году 920883, т. е. 14,5% всего числа ферм. Из общего числа фермеров арендаторов было 37%, собственников — 62,1%, остальные 0,9% ферм были в заведовании управляющих. Но у белых % арендаторов составляет 39,2%, а у негров — 75,3%! Типичный белый фермер в Америке есть собственник своей земли, типичный фермер негр — арендатор. На западе % арендаторов равняется всего 14,0% — колонизуемый район, новые, свободные земли, эльдорадо (кратковременное и непрочное эльдорадо) мелкого „самостоятельного земледельца“. На севере % арендаторов составляет 26,5%, а на юге 49,6%! Половина южных фермеров — арендаторы.

Но этого мало. Перед нами вовсе не арендаторы в европейском, культурном, современно капиталистическом смысле. Перед нами преимущественно полуфеодальные или, — что то же в экономическом отношении, — полурабские издольщики. На „вольном“ западе среди арендаторов меньшинство издольщиков (25 тыс. из 53 тыс.). На старом, давно заселенном севере из 766 тыс. арендаторов — 483 тыс. издольщиков, т. е. 63%. На юге из 1537 тыс. арендаторов 1021 тыс. издольщики, т. е. 66%.

… Для характеристики юга необходимо добавить еще, что население бежит из него в другие капиталистические районы и в города, как бежит в России крестьянство из наиболее отсталых, наиболее сохранивших пережитки крепостничества центрально-земледельческих губерний, из-под власти Валяй — Марковых, в более капиталистические районы России, в столицы, в промышленные губернии и на юг. Район издольщины и в Америке и в России есть район наибольшего застоя, наибольшего принижения и угнетения трудящихся масс» («Новые данные о законах развития капитализма в земледелии»).

Сегодня американские «цветные» — это самое дно буржуазного общества. Самая дешёвая, бесправная рабочая сила и масса недообразованных люмпен-пролетариев, перебивающихся временными заработками и живущих на пособия.

«На долю американцев африканского, азиатского и латиноамериканского происхождения приходится только 36 проц. от общей численности рабочей силы США, но они составляют 58 процентов трудящихся в сельском хозяйстве, 70 процентов работников из числа прислуги и уборщиков, и 74 процента рабочих багажной службы, носильщиков багажа и швейцаров. Средняя зарплата на этих рабочих местах намного ниже среднего размера зарплаты во всех отраслях США.

… За истекшие 40 лет уровень безработицы среди афроамериканских рабочих все время вдвойне превышал уровень безработицы среди белых. За последнее десятилетие расширение рынка труда в США вовсе не устранило расовые различия систематического характера на рынке рабочей силы. Среди тех, кто работал полный рабочий день в течение всего 2018 года, афроамериканские мужчины зарабатывали 70,2 цента, белые женщины — 78,6 цента, а афроамериканские женщины — 61,9 цента на каждый доллар, заработанный белыми мужчинами… Средний уровень богатства и благосостояния белой семьи почти в 10 раз больше, чем в афроамериканской семье.

… Государственные школы в преимущественно белых школьных округах США ежегодно получают на 23 млрд долл. США больше, чем в школьных округах, где в основном обучаются небелые дети. В 2016 году в преимущественно белых школьных округах подушевое финансирование в среднем составило 13908 долл. США, а этот показатель в школьных округах, которые в основном обслуживают цветных людей, составил только 11682 долл. США. В то же время, количество учеников в преимущественно белых округах составляет в среднем только 1500 человек, а этот показатель в преимущественно небелых школьных округах превышает 10 тыс. человек, что примерно в шесть раз больше, чем в первых» (Доклад о нарушениях прав человека в США в 2019 году).

Чтобы понять причинно-следственную связь расизма и экономических интересов, следует задать себе вопрос: африканцев обращали в рабство из расистских побуждений или по велению экономических интересов? Сначала выработали расистские теории о низших и высших расах, а потом на их основе обращали в рабство или, наоборот, исходя из жажды наживы обращали в рабство, а потом подогнали под это дело теории? Ответ очевиден, отношения базиса определяют идеологию.

Стало быть, белые расисты ненавидят негров не из-за отличий в цвете кожи, некультурности, «чёрной преступности» и проч. Идеология этой ненависти сформирована на фундаменте экономических интересов, классового угнетения и продолжает подпитываться выгодой многих белых (даже пролетариев) от скотского положения негров, латиноамериканцев и азиатов, составляющих более трети от пролетарской массы. А цвет кожи и культурные различия — вещи совершенно поверхностные. Именно низкое социальное положение является реальной причиной расизма по отношению к неграм и ответного расизма негров к белым, как к прежде всего представителям буржуазии.

Стало быть, культурная отсталость и убогость негритянского населения США продиктована не мнимыми пороками их расы, а тем, что американский и европейский империализм сотни лет сознательно ограничивал большинство народов планеты в развитии, в т.ч. обращал африканцев в рабство. И в наше время, как видно, американская буржуазия и её правительство даже внутри собственной страны делают многое, чтобы оставить негров, латиноамериканцев и азиатов в болоте убогости: лишают доступа к образованию, душат административными преградами, низкими зарплатами, развращают пособиями, насаждают национализм и расизм.

Отвратительным порождением американской буржуазной культуры и извращённым продуктом борьбы негритянского населения за права стала «расовая толерантность». Насаждение глупых норм поведения и различных нелепых запретов является на самом деле оскорбительным для негров. Угнетаемым, фактически людям второго сорта, кинули кость срамного мира — вас, дескать, запрещено теперь называть неграми и вообще теперь вы «равные люди», можете жаловаться на расизм в жестах и словах. А агенты буржуазного влияния всячески раздувают истерию оскорблённых и обиженных, сводя таким образом проблематику негритянского населения США к глупостям типа «Black Lives Matter», уводя её от классовой борьбы в дебри расовой демагогии.

А «чёрный президент Америки», который не сделал ровным счётом ничего для негритянского населения — что это, если не проявление навязанного срамного мира? Даже Фидель Кастро надеялся на цвет кожи Обамы, который сделает его прогрессивным президентом. Просчитался кубинский Титан, вслед за миллионами американских негров.

Как бы ни маскировали буржуазные идеологи проблематику народа США под расовые или партийные дилеммы, раскол американского общества происходит по линии отношения классов. Пока недовольные негры, латиноамериканцы, азиаты и белые пролетарии, полупролетарии и люмпены этого не осознают, так и будут пешками в игре олигархии, которая их стравливает.

Пока негритянское движение США не осознает, что причиной их бедственного положения является не расизм сам по себе и даже не расистское правительство, а капитализм, который не позволяет им выбраться из болота нищеты и убогости, оно так и будет существовать в форме периодической погромной активности.

Расовая и национальная дискриминация, расовое и национальное угнетение есть неотъемлемые составляющие капитализма. Какие бы красивые законы ни были приняты, какая бы культурная программа пропаганды равенства ни реализовывалась, при капитализме всегда есть крупные слои наиболее придавленного и слабого населения, которые можно сегрегировать по этим признакам. А слабых капитал бьёт сильнее всего, пережёвывает и выплёвывает в первую очередь как самую дешёвую и самую бесправную рабочую силу.

В России, например, нет «расового вопроса», вроде бы и малые народы имеют свои национальные республики, не притесняются. Но при этом сегрегация, гнёт, унижение есть и процветают. Капиталисты завезли в страну несколько миллионов азербайджанцев, армян, казахов, киргизов, молдаван, таджиков, туркмен и узбеков, внушили массам, что все они «чурки», «нерусь», люди второго сорта. Хотя ведь ещё вчера они были нашими братьями по СССР, мы вместе составляли единый советский народ, который вместе героически воевал и созидал. Кроме того, все эти народы совершенно разные по своему этническому происхождению и культуре, но их сознательно валят в кучу именно по экономическому положению — они «гастарбайтеры», дешёвая рабочая сила. А значит, самый прибыльный человеческий материал для капитала. И капитал их бьёт, душит, пережёвывает и выплёвывает.

Расцвет культуры и жизни американских негров, латиносов и азиатов, их освобождение из-под чудовищного гнёта нищеты и убогости возможны только после ликвидации капитализма в США. Никакой сепаратизм, никакой гражданский протест, никакие бунты и погромы ничего не изменят. Только если в США возникнет крепкая марксистская партия, которая сможет сформировать всерасовый революционный класс, способный сплотить вокруг программы свержения власти капитала народные массы, можно будет говорить о реальной перспективе полного и окончательного решения всех межрасовых и межнациональных вопросов. Тем более и в нынешних протестах и погромах участвует немало «белых».

Американским неграм, латиносам и азиатам следует пропагандировать блестящий успех ленинско-сталинской политики создания могучей коммунистической державы, в основе которой была положена дружба народов. А материальным основанием дружбы народов может быть только общественная собственность на средства производства.

Тысячи и тысячи пропагандистов уже более сотни лет внедряют в общественное сознание невежество, в т.ч. культивируют образ погромщика, мстителя, взбесившегося бунтаря.

Назойливое обличение коммунистических революций, нескончаемые потоки лжи и грязи на марксизм и марксистов купируют в сознании масс доступ к научной постановке вопросов о власти, о сущности экономического строя и альтернативе капитализму.

«Бушуй негромайдан, жгите авто, громите витрины бутиков и полицию… но никаких «радикально левых взглядов»», — слышатся голоса «прогрессивной общественности». — Вы что, за сталинские репрессии, раскулачивание, голодомор? Вы что, за массовую гибель людей, как при Мао Дзэдуне? Вы что, за «династию Кимов»? Вы что, не знаете, каких жертв стоила «попытка реализовать коммунистическую утопию»?» И т. д. и т. п.

Буржуазная пропаганда сочинила тонну устрашающей лжи о коммунизме, чтобы пролетариат не изучал марксизм, победный путь большевиков, опыт строительства коммунизма в СССР и других странах.

Чтобы пролетарий не знал, что

«марксизм есть единственное и единое, открытое для развития научное мировоззрение, синтез истин о наиболее общих объективных законах развития, прежде всего общества, как материи особого рода, и именно этому подчинено знание всеобщих абсолютных объективных законов развития мироздания» (Словарь прорывца).

Чтобы не знал, что

«история СССР продемонстрировала, что начала коммунизма — прекраснейшие, благодатные, счастливые формы отношений между людьми, достигнуть которые чрезвычайно сложно, в том числе из-за реакционных привычек и невежества. При этом отношения эти очень высококультурные, тонкие, ажурные. Разрушить, извратить, переломать их оказалось под силу любому дураку при известных обстоятельствах деградации именно политической диктатуры рабочего класса.

Расчленение СССР, отмена монополии общественной собственности на средства производства, ликвидация власти рабочего класса, ликвидация колхозов и совхозов, сокращение социальной защищенности граждан, создание вокруг бывшего СССР пояса враждебных государств, растление молодёжи — такие обвинения выдвигались в отношении националистов, троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев в годы руководства Сталина. И все эти преступления были совершены вновь или доведены до завершения, спустя сорок лет, Горбачёвым, Ельциным, Шеварднадзе, Назарбаевым, другими высшими чинами КПСС и примкнувшими к ним „отцами русской демократии“, всевозможными старовойтовыми, собчаками и новодворскими» («Протестность и марксизм»).

Чтобы не знал, что

«коммунизм — это очередная естественная ступень развития общества, на которой, впервые в истории человечества, отношения между людьми строятся не на инстинктах и эгоистических интересах, как это происходило все предыдущие тысячелетия, а в соответствии с требованиями системы познанных объективных законов развития природы и общества, и потому характеризуются отсутствием предпосылок для возникновения антагонизмов между индивидуумами, а тем более для возникновения войн.

Коммунистическим называется общество, осознающее себя жизненно важным элементом среды обитания человека, столь же необходимым, как кислород, вода и т.п. Поэтому забота о пригодности общества для проживания в нем индивидов не будет противопоставляться заботе об окружающей среде, об условиях производства материальных благ. Впервые триада человек — общество — природные условия существования будет лишена антагонистических противоречий и объективная диалектика их взаимосвязей будет сознательно использована человеком.

В недалеком будущем всем станет ясно, что между массой и набором удовлетворенных потребностей, с одной стороны, и количеством высокоразвитых людей в обществе, с другой стороны, существует прямая и непосредственная связь. Чем меньше в обществе высокоразвитых людей, тем меньше удовлетворенных высокосодержательных потребностей, тем больше нерациональных потребностей и разрушительных способов их удовлетворения генерируется в обществе, тем чаще к власти приходят Муссолини и гитлеры, Горбачевы и ельцины.

Забота об обществе станет формой проявления личного эгоизма каждого человека, поскольку всеми без исключения будет осознано, что жить в постоянно совершенствующемся обществе не только комфортно, но и бесконечно интересно. Забота о каждом индивиде превратится в важнейшую функцию всего общества. Общество наконец станет действительно пригодным для счастливой жизни в нем всех без исключения людей.

При коммунизме человечество будет эгоистично стремиться к развитию всех индивидов, сознавая, что каждый отдельный человек является средоточием многих талантов и, только создав общественные условия для всесторонней и полной реализации каждой личности, человечество будет иметь в своем распоряжении материальные и духовные блага с предельно высокими потребительными свойствами, в неиссякаемом количестве, а общественные отношения высокоразвитых людей будут характеризоваться предельно благожелательным рационализмом» (Словарь прорывца).

Чтобы не догадывался, что

«буржуазная власть практически во всём мире научилась приспосабливаться к массовому недовольству пролетариата, научилась компенсировать неустранимые человеческие трагедии не только так называемой социальной политикой, но и развитой пенитенциарной системой, насаждением „мягкого“ национализма, „цивилизованного“ мракобесия религии, культивацией наркомании, рок- и поп-„искусства“, спортивных и секс-развлечений, мистики, плюрализма, проституции, педерастии и так далее.

<…> Протестность и революционность — это противоположности. Если подойти строго научно, то первое — это атрибут сопротивления, а второе — борьбы. Революционность и борьба соотносятся, как нацеленность на коммунизм и действия, объективно необходимые для дела коммунизма. Под борьбой же в марксистской теории понимается исключительно такое отношение между противоположностями, в частности, между классами, которое сопровождается действительным развитием, то есть отрицанием, одного из классов. Борьба рабочего класса может принимать только две формы — теоретическую и политическую. Экономическое сопротивление — это обусловленная классовым антагонизмом активность, лишь реагирование на эксплуатацию и угнетение.

Сопротивление и борьба различаются, как стихийность и сознательность, как невежество и научность. Источником протестности может быть любой тип ненаучного мировоззрения и известный эмоциональный настрой. Источником революционности является исключительно марксистское мировоззрение. И чем качественней владение диаматикой, тем точнее соответствие практики объективным требованиям коммунизма («Протестность и марксизм»).

Понимания именно этих истин недостаёт протестующим в США.

П. Губельман
01/06/2020 (вторая редакция от 03/06/2020)

О погромах в США: 3 комментария

  1. Отличная статья! Все верно: «Расцвет культуры и жизни американских негров, латиносов и азиатов, их освобождение из-под чудовищного гнёта нищеты и убогости возможны только после ликвидации капитализма в США.»

  2. //Только если в США возникнет крепкая марксистская партия, которая сможет сформировать всерасовый революционный класс, способный сплотить вокруг программы свержения власти капитала народные массы, …//

    Можем ли мы помочь этому возникновению? Думаю, да.

    Для этого нужно:
    1) перевод на английский всех материалов ПНЦ
    2) искать в самих США тех, кто сможет стать в будущем зародышем американской ПНЦ.

    Но то же самое касается и Италии и других стран мира.

    • В России бы сначала такую партию создать, взять и удержать власть. Остальное приложится.
      Не говоря уже о завоевании авторитета, чтобы с концепцией НЦ считались и в других странах.

Комментировать