Кратко о курдском движении

№ 6/12, VIII.2017


В настоящее время большинство левых в мире — сепаратисты. Наши же леваки, по своему недоумию и необразованности, романтизируют вооружённую борьбу и таким образом сопереживают разным партиям, движениям и группам, которые в своей идеологии ссылаются на марксизм, или ссылались раньше. Курды в этом плане достаточно яркий пример.

Ранее мы обращались к теме восторженного писка левых по поводу советизации Рожавы, сейчас же дадим краткий взгляд на курдское национальное движение в целом.

Политический смысл ситуации заключается в том, что РПК занимается исключительно борьбой за Курдистан, за суверенитет нации. РПК, как и все националисты мира, утверждает, что независимость наций самоценна. Каковы факты курдского движения?

Уважаемый и заслуженный марксист А.Оджалан давал верный анализ ситуации периода колониального угнетения, но в новых исторических условиях по факту осуществлял неверную политику. После его ареста РПК окончательно свалилась в национализм и фактически отказалась от программы коммунистического строительства. Сам Оджалан пишет из тюрьмы работы, которые никакого отношения к марксизму уже не имеют. Так, в «Дорожной карте» он сообщает, что курдам необходимо бороться за демократическую республику, которой он противопоставляет национальное государство — диктатуру тождественности нации и государства:

«Понятие „республика“, будучи связанным с демократией, означает самоуправление всех социальных слоев, в состав которых входит весь народ, на уровне своих представителей, без какой-либо связи с олигархической монополистской элитой. Что касается национального государства, то оно, как ясно видно на примере фашистской Италии, нацистской Германии и Японии, основывается на принципе тождественности государства и нации. Эта модель не приемлет прав и свобод присутствующих в нации различных групп, преследующих собственные, противоречивые и разнообразные интересы. Национальное государство по своей сущности является диктатурой. Формальные демократические прикрытия не могут изменить его сути».

Программа курдского движения, которую сегодня предлагает Оджалан и РПК, — в чистом виде буржуазная программа культурной автономии с полным отказом от классовой борьбы. Так Оджалан пишет о задачах курдов:

«В основу должен быть положен принцип общей Родины (демократической Родины). Иными словами, наиболее реалистичным является понятие Родины, в которой будут существовать не один язык, один этнос и одна религия, а Родины многоязычной, многонациональной, где граждане свободно исповедуют различные конфессии. Следовательно, такая Родина будет процветать, основываясь на единении и братстве… Идеальный государственный режим для республики — это не национальное, а демократическое государство. Одно и то же государство не может быть и национальным, и демократическим государством одновременно. Эти две формы противоречат друг другу. Демократическое государство — это государство, открытое для установления демократической системы и существующее в согласии с ней… Принцип идеологической независимости и свободы… Принцип нравственности и совести».

Короче говоря, Оджалан превратился в обычного буржуазного националистического демагога, рассуждающего о том, что курдам нужна автономия и борьба за реформирование турецкой восточной деспотии в буржуазно-демократическую республику.

В брошюре РПК 2014 года отмечается, что РПК возникла в условиях противостояния двух мировых систем и исключительно этим обусловлена идеологическая направленность созданной Оджаланом партии. Словно сетуя на запачканность своей истории, современные идеологи РПК пишут со ссылками на своего лидера:

«Разумеется, трудно было ожидать, что РПК не испытает идеологического влияния стран социалистического лагеря. Вот как писал об этом Абдулла Оджалан: „Человек как таковой склонен к догматизму. В мышлении и идее уже присутствуют и догма и вера — мы можем назвать это первейшей ценностью. Человеку сложно жить, не веря в какой-либо принцип, идеологию, религию. В этом отношении становление мировоззрения имеет сходство с рождением человека, причем особое значение имеет дальнейшее развитие».

И далее, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в приоритете национализма:

«РПК, как и практически все нацио­нально-освободительные движения двадцатого века, испытала влияние идеологии стран социалистического лагеря, что было характерно для двухполярного мира «Восток-Запад». В тот период курдский народ стремился к объединению разъятого на части Курдистана и созданию независимого национального государства. Однако распад СССР и изменения, произошедшие как в мире, так и в Ближневосточном регионе, поставили перед РПК задачу выработки новой стратегии, соответствующей реальной обстановке в Курдистане: курдскую проблему следовало решить демократическим путем».

И в полном отказе от марксизма:

«Организационным принципом, лежащим в основе РПК, является демократический централизм. Абдулла Оджалан, глубоко проанализировав причины распада СССР и социалистического лагеря, приступил к разработке новой теории, определяющей будущее курдского народа в XXI веке. Следует особо подчеркнуть, что необходимость стратегических изменений отмечалась на V съезде РПК в 90-х годах прошлого столетия. Решение курдской проблемы потребовало новой стратегии, основанной на диалоге и поисках компромисса сторон, что способствовало расширению контактов как с курдскими партиями, так и турецкими властями.

РПК удалось избежать влияния характерных для капитали­стической идеологии национализма, религиозных пережитков, неуважительного отношения к женщинам.

Трагические события, произошедшие на Балканах, межнациональные и межконфессиональные конфликты, этнические чистки и геноцид заставили общество иначе взглянуть на курдскую проблему. Политико-идеологические и историко-философские труды Абдуллы Оджалана, в частности, Защитная речь, конкретизировали новую стратегию решения национальных проблем Ближневосточного региона, основанную на внимании к демократии, экологии и угнетенным слоям общества. Теория демократической конфедерации, воплощающей модель решения курдского вопроса, с каждым днем приобретает все большую поддержку широких народных масс на Ближнем и Среднем Востоке. Коренное отличие теории демократической конфедерации — это использование демократической политики и народного самоуправления при незыблемости существующих границ между государствами».

Чтобы быть справедливыми к Оджалану и его борьбе с ревизионизмом, следует познакомиться с ним, когда он ещё был марксистом:

«СССР, который фашистский лагерь во главе с гитлеровской Германией хотел стереть с лица земли в период Второй мировой войны, понес в ней большие потери, но не только спас человечество от фашистской опасности, но и приложил большие усилия для создания системы народной демократии. Антифашистские движения и народные фронты, формировавшиеся в странах Восточной Европы по соседству с Советским Союзом, при активной поддержке Красной Армии разгромили фашистов на оккупированной территории и, создав государство народной демократии, перешли к строительству социализма. Национально-демократические революции в Китае, Корее и Вьетнаме, тоже являвшиеся результатом войны, завершились победой, и эти страны пошли по пути строительства социализма. Таким образом, СССР, который накануне войны стремились изолировать во всех сферах и подавить, в результате разрыва кольца изоляции создал социалистическую систему. Советский пролетариат, вышедший из войны победителем, восстановив разрушенную страну, сделал сильный рывок во всех сферах жизни и оказал существенную поддержку новым народно-демократическим странам. Социалистическая система, возглавляемая СССР, стала еще больше развивать материальную и техническую основу социалистической экономики, повышать и духовный, и жизненный уровень народов, ликвидируя пережитки старого общества. В результате революций на Кубе, во Вьетнаме, Анголе, Мозамбике, Гвинее, Южном Йемене и Афганиста­не социалистическая система еще больше расширилась и укрепилась, а зона влияния империализма сузилась, и ускорился его развал. Империализм безумствовал в условиях усиления влияния социализма и, прибегнув к разным методам, стремился воспрепятствовать этому процессу. Однако в целом эти усилия империализма не смогли помешать развитию социалистической системы.

Вместе с тем, к концу 1950-х годов в социалистических странах и в мировом коммунистическом движении возникли отрицательные явления. Ревизионистские взгляды, вызванные в соцстранах пережитками старого общества внутри стран и поддержкой империализма вне их, создали реакционную ситуацию, направленную против национально-освободительных движе­ний. Ошибки, допущенные в строительстве социализма в Чехословакии, Венгрии и Польше, с помощью империализма укрепили контрреволюцию, и социализм оказался в большой опасности. Однако с помощью Советского Союза она была решительно устранена. Кроме того, ошибки, совершенные в процессе перехода к социализму в Китае, привели в нем к усилению буржуазии и сделали опасной ситуацию. В этот период, в начале1960-х гг., и в мировом коммунистическом движении, и в рабочем движении тоже возникли определенные отрицательные явления. Идеологическое и политическое единство, установленное раньше между коммунистическим и рабочим движениями, подверглось испытанию. Оппортунизм и ревизионизм со своими правыми и „левыми“ взглядами начали наступление на марксизм-ленинизм. В частности, ревизионизм стал господствующим в коммунистическом и рабочем движениях стран метрополий и начал использоваться как демагогическое средство с тем, чтобы скрыть слабость империализма.

…Движение РПК возникло в условиях, когда ревизионизм наносил вред мировому коммунистическому движению и марксистско-ленинской идеологии, когда на Среднем Востоке началось распространение марксистско-ленинской идеологии и постепенно стал изнашиваться кемализм, стремившийся выдать себя за единую идеологию всех классов и слоев общества в Турции и имевший характер шовинистического буржуазного национализма, когда начали развиваться идеологические течения, соответствующие классовым интересам и социал-шовинизм турецкого левого движения установил господство над левым движением Курдистана, когда потерпел поражение реакционный примитивный национализм в Курдистане и начал развиваться под маской марксизма реформистский мелкобуржуазный национализм, Марксистско-ленинская идеология, которой руководствуется движение РПК, родилась в условиях, когда наблюдались отрицательные явления в идеологической структуре во всем мире, и в частности, в Турции и Курдистане, она получила весьма незначительную поддержку и помощь. И была вынуждена родиться в качестве движения, отдававшего предпочтение критике.

Итак, движение РПК возникло и развивалось в борьбе про­тив социал-шовинизма, на который оказывал влияние кемализм и который родился как результат развития национального капитализма в Турции и его идеологической основы. Вместе с тем, оно возникло в результате сильной критики и разоблачения политики турецкого колониализма в Курдистане, борьбы против реформистского мелкобуржуазного национализма, выступающего под маской марксизма, который находился в тесных связях с колониальным турецким государством и местными реакционными силами, в результате разоблачения их соглашательства с колонизаторами… Революционная теория возникла в результате острой и постоянной критики теории, служившей господствующим классам, которая загонялась в тупик повсюду организациями, выступавшими от имени революции. Эта действительность была подтверждена открыто на международных примерах, в результате которых марксизм осудил буржуазный реформизм, а ленинизм подверг серьезной критике оппортунизм Второго Интернационала.

Прежде всего революционеры, усвоившие теорию марксиз­ма-ленинизма, в ее свете обсудили состояние современного мира в связи с конкретной ситуацией в Курдистане. Они дали оценку мировой ситуации и обосновали свое понимание эпохи. Исследуя историю Курдистана в свете исторического материализма, определили его главные черты. Они показали конкретную обстановку сегодняшнего Курдистана, пребывание в нем турецкого колониализма и его особенности, проанализировали экономичес­кий и социальный строй в Курдистане, связи социальных сил, условия возникновения и развития пролетариата в качестве самого революционного класса общества, направление развития пролетарского движения Таким образом систематизированную ими курдистанскую революционную теорию представили массам в брошюре «Путь курдистанской революции». Взгляды, которые были рассмотрены в этой брошюре, стали самым конкретным и систематизированным выражением курдистанской действительности. Они разоблачали социал-шовинистические и мелкобуржуазные реформистские теории, и с большим воодушевлением были встречены пролетариатом и народными массами.

Революционеры стали осуществлять эти задачи в свете марксистско-ленинской теории „Чтобы придти к бесклассовому обществу, курдистанский пролетариат прежде всего должен поставить перед собой задачу осуществления национально демократической революции», — заявляя так, они выдвинули программу минимум: независимость, демократия и объединённый Курдистан. Определяя требования пролетариата и других народных слоев в достижении этой главной цели, они систематизировали их в проекте Программы РПК».

Как видим, Оджалан правильно оценивал борьбу за независимость курдов в условиях существования лагеря социализма — в качестве ступеньки к построению коммунизма в Курдистане. Однако, он неверно перенёс данную программу в условия крушения лагеря социализма, при этом ему закономерно пришлось отказаться от построения коммунизма и таким образом окончательно скатиться в болото оппортунизма, которое он сам же критиковал ранее. Против Оджалана образца XXI века можно выставить Оджалана образца XX века, и это будет противостояние антимарксиста и марксиста. Причём Оджалан-марксист, например, чётко понимал сущность хрущёвины:

«После второй мировой войны после смерти Сталина в Советском Союзе к власти пришли новые руководители. И возникли новые течения, лидеры которых начали говорить о начале возврата к капитализму, умышленно не замечая все достигнутые социализмом успехи, защищали возможность возврата к старому».

Интересными работами Оджалана пополнена наша библиотека.

Из всего сказанного выше следует, что отказ от марксизма привёл РПК в лагерь национализма. Всё подлинно революционное в рядах РПК задавили национализмом, партия служит чисто оппортунистическим целям. С начала 90-х годов РПК выступает в качестве орудия империализма, по сути поставляя пушечное мясо для разборок империалистов. Причём курдское движение полностью подчинено империалистическим целям. Гипотетическое курдское государство, полученное из рук США, не будет иметь никакой самостоятельности, таким образом просто узаконит право курдских капиталистов и полуфеодальных кланов угнетать курдских же рабочих и крестьян. Перспектива социальной революции в националистически озабоченном и контролируемом США Курдистане, который предполагается перманентно воюющим с ИГИЛ или его наследниками, конфликтующим с Турцией, Ираком и Сирией — не выше, чем при нынешних условиях.

Курды забыли главное: коммунисты ставят интересы Коммунистической революции выше любых национальных государств. Коммунисты учитывают национальные чувства и «право» нации на самоопределение исключительно как вынужденную ступеньку к первой фазе коммунизма. Коммунисты выступают вовсе не за отделение наций, коммунисты просто признают силу националистического невежества, поэтому выступают за равноправие наций, вплоть до отделения. Но коммунисты против всякой национальной обособленности, против отделения одной нации от другой как самоцели. Наоборот, коммунисты рассматривают право на отделение, как фактор сплочения наций, фактор добровольности союза и дружбы наций. Главным образом, наций социалистических! Основой для выработки марксисткой теории наций и национальной борьбы является единственно научный — классовый подход, который позабыл вождь курдского народа Оджалан.

Курды, вооружаемые США, ведут войну за то, чтобы заполучить «свой» капитализм и «своего» буржуазного президента. История XX века показала, что никакой антиимпериалистической буржуазии не существует, вся буржуазия слабых наций в той или иной степени компрадорская. Курдская буржуазия турецких курдов антитурецкая и проамериканская, курдская буржуазия иракских курдов антиамериканская и протурецкая. В этом дурдоме противоборства малых и больших империалистов страдает в основном курдский пролетариат и народные массы истерзанного народа. Гнать на бойню простых курдских рабочих и крестьян ради чисто формальной «независимости» — преступление курдской и американской буржуазии.

Многими левыми забывается, что борьба наций за независимость не всегда прогрессивна. Многими левыми метафизически не учитывается, что после крушения СССР расстановка сил изменилась и обстановка национальной борьбы кардинально поменялась. Созданием независимого Курдистана всего лишь закрепится власть курдской буржуазии над курдскими пролетариями. Она уже получила доступ к нефти, а с образованием государства она с подачи США получит ещё больше, прокладывая путь к своему влиянию жизнями курдских пролетариев и пролетарок. Если курдскому буржуа национальная борьба принесёт рост капиталов, то курдский пролетарий получил только право гибнуть в войне с исламистами, турками и сирийцами.

Впрочем, как известно, официальная позиция РПК состоит в том, чтобы бороться за буржуазно-демократические реформы в Турции, поэтому даже руководство РПК понимает, что обретение полноценного государства — это маловероятный сценарий. С другой стороны, ясно, что занятые в ходе гражданской войны в Сирии земли курды просто так не отдадут и их будет прикрывать США с целью ослабления Эрдогана и Асада. Поэтому РПК с другими партиями, в первую очередь с ДПК, предстоит длительный торг в условиях международного непризнания де-юре. А значит — подкупы политической верхушки, измены и манипуляции со стороны крупных держав. В итоге курдская буржуазия обогатится, а курдский пролетариат продолжит героически страдать, перемалываемый преступными решениями американских, европейских, турецких и даже российских правительственных кабинетов.

Курды — это многочисленный, свободолюбивый и гордый народ. В Турции проживает около 20 млн курдов и они, так или иначе, составляют мощную социальную силу. РПК и персонально Оджалан ведут свой народ по пути подчинения империализму ради получения культурной автономии как минимум и государственного суверенитета как максимум. Если бы РПК руководствовались марксизмом, то понимали бы, что все силы и средства курдского движения необходимо направить на борьбу за Коммунистическую революцию в союзе с турецким, иракским, сирийским пролетариатом. Борьба за суверенный Курдистан может быть лишь тактическим средством борьбы за коммунизм.

Некоторые скажут, что курды — действительная сила, наряду с Асадом, которая воюет с ИГИЛ, и война курдов с ИГИЛ справедливая. И в этом утвреждении будет доля правды. Но исламизм и исламистские организации — это продукт доктрины «Рейгана», снюхивания американцев с Талибаном. Теперь исламизм играет серьёзную роль, имеет некоторую массовую поддержку и как губка впитывает средства тех, кому выгодна нестабильность Ближнего и Среднего Востока.

Вожаки РПК гонят на гибель сынов и дочерей курдского народа по сути ради обогащения курдской буржуазии и за империалистические интересы США. Одно дело — бить исламистов для того чтобы достичь каких-то положительных результатов на пути к установлению диктатуры рабочего класса, а другое дело — загребать жар своими руками за «кабинетных геополитиков» в Вашингтоне. Поэтому, по крайней мере в первом приближении, видится, что становиться «ударным отрядом цивилизации» в борьбе против ИГИЛ — не в интересах курдского пролетариата.

Пока в курдском движении не начнут играть значительную роль марксистские кадры, пока курдские марксисты не одержат идейно-теоретические победы над национализмом, оппортунизмом и таким образом не завоюют авторитет в массах, РПК не вернётся на путь коммунизма. А значит, курдский пролетариат продолжит страдать за интересы курдской буржуазии и магнатов с Уолл-стрит.

А. Редин, О. Шипицына
24/08/2017

Кратко о курдском движении: 4 комментария

  1. Мне — и я думаю, всем остальным читателям — интересно было бы узнать, как редакция считает, что должны предпринять коммунисты на Ближнем Востоке, учитывая современную обстановку? Мне кажется, что необходимо, для начала, прекратить империалистическую войну, высасывающую ресурсы и кровь их Сирии, Ливии, Ирака, Ирана и проч., чтобы делать революцию не на руинах. Кстати, генштаб России заявил, что война в Сирии «фактически закончена», как оценивать эти слова? Как просто пропагандистское пускание пыли в глаза? Или российский империализм достиг своих целей в Сирии, или решил просто «заморозить» конфликт до лучших времен?

    • Дело в том, что мы не на Ближнем Востоке и даже не имеем достаточной объективной информации о ситуации, чтобы обсуждать какие-то тактические детали. Следовательно, по имеющимся документам и сведениям суть понять можно, но вот рассуждать о том, что должны предпринять коммунисты (да и какие коммунисты то?) — сложновато, мягко говоря. Более того, было бы фантазёрством говорить что-то сверх того, что сказано в статье. По крайней мере с опорой на известные нам источники.

      Кроме того, курдские коммунисты должны сами определится в строгом соответствии с научным подходом, конечно. Наши советы в практическом смысле пока ничего не стоят из-за отсутствия авторитета и практических побед. Поэтому такого рода статьи скорее вскрытие нашего местного оппортунизма при рассмотрении деятельности РПК.

      Победа над ИГИЛ близка. Раз, по мнению генштаба, в скором времени завершится война, значит либо Асад с оппозицией собирается договариваться, либо РФ подталкивает Асада к столу переговоров. Думается так.

    • Вы неверно поняли или сознательно искажаете слова Шойгу. В Сирии закончилась только Гражданская война — вооруженная борьба сирийской оппозиции против правительства Асада — благодаря достигнутым соглашениям. Война с Ан Нусрой, ИГИЛ и прочими радикалами будет продолжаться до их разгрома.

Комментировать