Магия бриллианта в обывательщине

№ 3/79.III.2023


Введение

Предметное исследование искажений сознания людей — барьеров, мешающих адекватно исследовать объективную реальность и вести прогрессивную деятельность, — можно начать с разных иллюзий: демократического голосования, национализма, мистицизма, личной беспомощности, хатаскрайничества и прочих и прочих, но в первую очередь мы займёмся иллюзией товарного фетишизма.

Почему именно ею? Потому что это явление, будучи порождением товарного общества, представляет собой иллюзию разрушительной силы, огромная мощь которой обусловлена, во-первых, повсеместной распространённостью, а во-вторых, тем, что она ежедневно подпитывает животные атавизмы и лепит из человека послушного раба капитализма — мещанина или вовсе эксплуататора. Так мы рассмотрим два высоченных барьера за один раз.

Напомним читателю, что конечной целью изучения искажений сознания является необходимость борьбы с ними, то есть поиск подхода к носителям иллюзий с тем, чтобы перековать их в настоящих марксистов. Так или иначе, при личном контакте или в интернете марксисту приходится сталкиваться с этой задачей. Пробившись в диалоге через ворох разных обывательских иллюзий, марксист неизменно обнаружит их основу: товарный фетишизм. Любой разговор про «репрессии», современную политику, коммунизм, капитализм неизменно заканчивается желанием обывателя «зарабатывать и жить на эти деньги спокойно». Карл Генрих Маркс блестяще описал товарное общество и товарный фетишизм в нём, а мы встанем на этот фундамент, чтобы понять: как действовать в вопросе перековки конкретного индивида.

Как мы видим, объяснение мещанину истин в марксистских категориях работает слабо, и иногда кажется, что барьер преодолеть невозможно. В этой статье автор пытается через изучение анатомии мещанства нащупать первые продуктивные шаги в этом направлении и выработать рекомендации.

В процессе исследования обнаружилось, что, несмотря на наличие твёрдой уверенности в «железности» своей логики, рассуждения носителя любой иллюзии всегда содержат бреши, через которые можно пробиться к рациональному сознанию. Так барьер поддаётся вскрытию, после чего уже можно направлять обывателя в сторону самообучения. Избавление от базовой иллюзии товарного фетишизма поможет мещанину увидеть и весь остальной ворох искажений, которые построены на её зыбком фундаменте.

Ограниченность статьи заключается в том, что товарный фетишизм рассмотрен отдельно от полной картины капиталистической формации, которая обильно предоставляет почву для иллюзий по любым обществоведческим вопросам. В дальнейшем необходимо дополнительно исследовать эту отдельную иллюзию во взаимосвязи с остальными в рамках полноценной диаматической картины мира.

Часть 1. Метод изучения иллюзий

1.1 Что такое иллюзия. Анатомия иллюзии. Избавление от иллюзорного морока. Иллюзии псевдорациональные и иррациональные. Пример

Развить деятельность для решения задачи, требующей взаимодействия с окружающим миром и его изменения, человек может только после мыслительных операций над идеальным объектом, возникшем в мозгу в результате отражения объективной действительности. Точность деятельности пропорциональна точности отражения. Если точности отражения невозможно добиться в силу нехватки знаний, то идеальный объект приобретает вымышленные, не существующие в реальном мире черты. Такой объект можно назвать иллюзией. Нужно принять во внимание, что неточность отражения может иметь разную степень, а значит, можно говорить о пропорции между истинным и иллюзорным в отражённом объекте. Как правило, носитель иллюзии не может обнаружить искажения самостоятельно до тех пор, пока не приобретёт необходимые знания, показывающие потерянные взаимосвязи. Или сама практика его не натолкнёт на переосмысление. Но и в этом случае ему потребуется какая-то теоретическая выучка, чтобы от одной иллюзии не перескочить к другой.

Формы иллюзий могут быть самыми затейливыми. Упущенные необразованным сознанием взаимосвязи всегда ведут к упрощению при исследовании мира. Всю мощь общественных отношений и источник их движения такое сознание начинает искать вне общества, либо персонифицируя их в божестве, либо относя их к чему-то глобально-нематериальному (судьба, природа, естественное течение вещей), либо фетишизируя их в вещах, либо даже приписывая их какой-то части общества (нации, произвольно определённой группе людей или индивидуальности). Какой бы вариант (божество, природа, вещь, нация и пр.) ни был выбран, он приобретёт в сознании искажённые очертания через наделение несуществующими свойствами.

Неверно отражённая часть объекта чрезвычайно устойчива, поскольку она возникла и существует «сама по себе», без учёта всех необходимых взаимосвязей с реальностью и их изменений. Такая устойчивость, метафизичность, побуждает человека препятствовать изменению условий возникновения иллюзии. В то же время носитель иллюзии не может совсем игнорировать продолжающееся развитие мира и вынужден приспосабливать к нему своё мировоззрение. Так, например, религиозное сознание опирается на вечные самые благопожелательные упрощённые догмы, но в конкретных исторических условиях вынуждено дополнительно использовать нечто более конкретное: либо научные знания, либо догмы эксплуататоров (феодалов, демократов, нацистов). В последнем случае соплеменники имеют возможность дополнять иллюзию новыми искажениями, чтобы заставить её носителя действовать в своих интересах. Количество иллюзий несомненно влияет на и так невысокое качество мышления негативным образом.

При изучении иллюзии следует исследовать во взаимосвязи три явления.

Во-первых, нужно рассмотреть сам иллюзорный идеальный объект, результат неточного отражения человеком объективной действительности. У такого объекта необходимо вскрыть содержание, а в содержании выделить доминирующие отрицательные и слабые положительные аспекты.

Во-вторых, за таким объектом нужно обнаружить и исследовать реальность и её взаимопроникновение с иллюзией:

а) описать сущность реальности — неверно отражённые объективные явления;

б) найти причины возникновения иллюзии;

в) обнаружить форму, которую принимает объективное явление в иллюзии, и найти её существенные свойства;

д) указать отрицательные последствия для общества деятельности носителя искажённого сознания, возникающие из-за особенностей формы иллюзии.

В-третьих, нужно рассмотреть особенности деятельности человека с искажённым сознанием. Неверное отражение реальности не позволяет просчитывать последствия своих поступков и их масштаб, и исследование должно показать то, как именно деятельность этого человека, даже будучи направленной на положительные аспекты содержания иллюзии, каждым своим актом неизменно ведёт к усилению отрицательных последствий для общества. Также важно рассмотреть механизм подкрепления, при помощи которого иллюзия удерживается в сознании.

Конечной целью изучения иллюзий и их раскрытия является возвращение человека в буквальном смысле «на путь истинный», то есть повышение качества его деятельности до научно обоснованного и тем самым прогрессивного. Но как бороться с ненаучным сознанием? Способ борьбы вытекает из самого характера возникновения иллюзий. В условиях внешнего угрожающего жизни воздействия и нехватки знаний человечество адаптируется: сознание индивидуума генерирует иллюзии, позволяя приспособиться к условиям, хоть и неоптимальным образом, что даёт время всему обществу для выработки научного знания. Отрицательная сторона такого положения вещей состоит в том, что люди продолжают жить в иллюзиях даже после появления знания, потому что искажения закрепляются в привычках, в слеповерии, в стимулировании животных атавизмов. В условиях открытых истин и появившегося знания нет другого способа борьбы с ненаучным сознанием, кроме демонстрации ему этих знаний (в нашем случае анатомии иллюзии) и понуждения к обучению. В таком случае ключевую роль играют воля индивида и его совесть.

Конкретный метод избавления от иллюзорного морока зависит от способа восприятия иллюзии её носителями, что также требует внимательного изучения. Иллюзии в разной степени присутствуют в головах современников так же, как и у пращуров, наделявших в условиях неразвитой науки мистическими свойствами природу, доставлявшую немало хлопот в вопросе выживания. Однако предок был честен в вопросе незнания и говорил прямо: «Я верю», — обозначая таким образом иррациональное в своей голове. Такие иллюзии мистического характера искать не надо, о них собеседник расскажет сам. Подводить к объективной реальности носителя таких иллюзий сложно потому, что вера полагается на чувства и не допускает осмысления. Современник же, избалованный чудесами науки, считает долгом продемонстрировать свою рациональность.

Порой сложно обнаружить иллюзии, скрывающиеся за псевдорациональной аргументацией собеседника. Ещё сложнее показать такому прагматику, что его твёрдые убеждения покоятся на зыбком фундаменте мистицизма. Например, объясняя себе понятие «жадность» некоторой природной естественностью, присущей всему человеческому роду, наш современник действительно уверен в научности такого определения и от почётного звания «мракобес» всячески пытается увернуться.

Покажем применение вышеописанного метода на примере верующего средневекового крестьянина.

Небольшая ремарка. Автор отдаёт себе отчёт, что религия — это широчайший исторический социокультурный феномен, охватывающий не только классовые отношения, но именно фокус на последних позволяет наиболее точно понять деструктивную роль иллюзии и пути избавления от неё.

Описание иллюзии. Иллюзорный идеальный объект в этом примере — это божество. С этим мистическим существом связаны надежды на всеобщее равенство, любовь и справедливость. Оно проявило себя тем, что в древние времена ниспослало морально-этический кодекс, исполнение которого каждым человеком в теории должно привести к воссоединению со всевышним и, предположительно, к нормальным условиям существования, правда, необязательно при жизни.

Неверно отражаемое объективное явление. Если взглянуть со стороны на жизнь самого крестьянина, то можно заметить, что он вынужден отдавать часть своего «труда» феодалу в виде оброка и барщины; что он необразован и потому не защищён от иллюзий; и что, наконец, он живёт жизнью тяжёлой, подневольной и оттого недолгой и нерадостной.

В сущности, иллюзия закрывает собой и не даёт разглядеть определённую эксплуататорскую систему устройства общества — феодальные общественные отношения, — а также борьбу двух противоположностей: сильного, осознавшего себя эксплуататорского класса со слабой и невежественной массой эксплуатируемых. Для таких отношений характерны стремление правящего феодального класса закрепить эксплуатацию крестьян и всё существующее положение дел навсегда, а также медленно развивающаяся, но всё ещё крайне скудная система научных знаний.

Причины возникновения иллюзии. С одной стороны, жёсткость воздействия эксплуататорского общественного устройства на человека и невозможность изменить заданный ход вещей при помощи простой бытовой смекалки рождают стихийные антиэксплуататорские устремления социальных низов. Поиск причины в условиях малой научной грамотности и невозможности разглядеть борьбу противоположностей рождает иллюзию, в которой сплетены объяснения существующего порядка вещей, представления о справедливости, равенстве и любви, а также изложены пути их достижения. С другой стороны, религию и веру насаждают правящие классы в своих интересах.

Форма иллюзии. Эта иллюзия принимает форму, исторически характерную для человечества на протяжении тысячелетий — форму религиозного сознания, веры. Ненаучное сознание персонифицирует общественные отношения, то есть причины, следствия и развитие этих отношений приписывает действиям потустороннего существа, обладающего разумом, что является обычной антропологической ошибкой. Опредмечивание происходит вокруг религиозных символов: мощей, креста, икон; впрочем, принцип «не сотвори себе кумира» делает опредмечивание несущественным фактором для исследования, поскольку главным в вопросе поклонения является всё-таки беспредметное высшее существо.

Особые свойства формы: во-первых — устойчивость, во-вторых — крайняя метафизичность, способствующая притяжению других иллюзий для объяснения изменений в мире, а в-третьих — подавление воли носителя, в частности принятие такого положения вещей, когда самые общие религиозные благопожелания не приводят к улучшению жизни.

Последствия для общества. Если описанная реальность адекватно отражена в сознании, то последующая деятельность человека посвящена борьбе с сущностью проблемы — эксплуатацией. Особые свойства формы рассматриваемой иллюзии способствуют тому, что борьба давится в зародыше интересантами и феодализм только расцветает.

Деятельность, вызванная иллюзией. Деструктивность деятельности крестьянина выражена в следующих поведенческих шаблонах.

Манипулируемость. Религиозная повестка легко перехватывается правящим классом, который соглашается с малоопасными для него и обходимыми этическими постулатами вроде «не убей» и «не укради», но добавляет обязательные для верующих пункты, позволяющие усилить эксплуатацию: пункты про смирение, божественность царя и прочие. И вот уже мощная церковная организация под видом борьбы с вселенской несправедливостью оправдывает в глазах верующих всё, что душе правящего класса угодно, вплоть до завоевательных походов и геноцида. Так иллюзия, возникшая как попытка борьбы с эксплуатацией, на деле только усиливает последнюю.

Безрезультатная борьба при помощи благопожеланий. Предположим, что наш крестьянин является истинно верующим, послушным членом общины: соблюдает пост, читает молитвы, следует заповедям, регулярно посещает церковь. В этом случае он безусловно хороший человек, но каждое действие, совершённое под воздействием иллюзии, каждый молитвенный акт — это действие со сбитым прицелом, тормозящее общественный прогресс и позволяющее правящему классу усиливать эксплуатацию.

Избавление от иллюзии. Описанная иллюзия является иррациональной, и эта иррациональность осознаётся носителем иллюзии. Верующего крестьянина нельзя убедить в отсутствии бога при помощи логики, так как верит он «сердцем, а не разумом». Наиболее убедительным способом пересмотреть свои взгляды является сама реальность, в которой общественные отношения доводят социальные низы до крайней степени истощённости и измотанности и выводят борьбу на новый уровень. Раскрывать иллюзию и обучать такого крестьянина можно только в тот момент, когда вера пошатнулась, что со временем становится всё более частым явлением.

Краткое обобщение. Религиозная иллюзия — это возникающая в условиях скудности научных знаний иррациональная, принимающая форму мистического существа персонификация эксплуататорских отношений, используемая правящим классом для усиления эксплуатации, что происходит с каждым вызванным этой иллюзией действием любого верующего, вне зависимости от степени положительности побуждающих его к такому поведению мотивов. Избавление от иллюзии возможно в момент религиозных сомнений, вызванных столкновением с последствиями усиления эксплуатации.

Добавим, отвлекаясь уже от Средневековья, что общие взгляды с верующим в процессе разговора можно выработать на той основе, что стихийные антиэксплуататорские устремления у верующего и научные антиэксплуататорские устремления у марксиста совпадают.

Часть 2. Анатомия иллюзии товарного фетишизма

2.1 Описание иллюзии

Для начала взглянем на культ потребления глазами современного общества.

Товарный фетишизм не проходит незамеченным и отражен в современной культуре в виде излишнего стремления к накоплению, скажем золота, и в так называемом консьюмеризме — культе вещей, их приобретения и потребления («шоппинга»).

Объяснения этому феномену тоже у всех на слуху: это врождённая человеческая дикость, которая является следствием либо животного начала, которое в человеке первично, либо происков высших сил — они же мамона и золотой телец.

В целом, конечно, потребление и накопление считаются чем-то естественным и обществом приветствуются; общественное порицание затрагивает лишь граждан, молящихся мамоне чересчур усердно, напоказ. Суть явления, таким образом, определяется как функция каждой отдельной головы, а сверхпотребление — как проблема исключительно этическая, связанная с плохим воспитанием конкретной индивидуальной личности. Решение вопроса также предлагается только в плоскости этики и выражено в форме некоторого благопожелания, которое надо впитать и следовать ему с детства. Это, например, может быть аскетизм («отказывай себе во всём») или, скажем, призыв к осознанности («потребляй умеренно с использованием разума»). Как показывает общественная практика, максимальная польза такого рода любого категорического императива ограничена количеством выделенного тепла во время его произнесения.

«Хорошо, что ко мне с моим прагматичным и здравыми отношением к жизни это не относится», — воскликнет читатель, прежде чем бросить читать эту занудную статейку. И ошибётся, да ещё как! Потому что самый рациональный потребитель строит свою жизнь в рамках отжившей себя деструктивной системы общественных отношений, а значит, не осознаёт губительных для общества последствий каждого акта своего потребления, чему свидетельством является это самое «здравомыслие» и отсутствие борьбы.

Попробуем обнаружить иллюзорный идеальный объект. Это — вещь-с-излишеством: неверно отражённая объективно существующая вещь, получившая в сознании искажение в виде излишества: несуществующего свойства, которое заставляет добрую часть наших с читателем сопланетников жаждать эту вещь и совершать ради неё неадекватные поступки, несмотря на её частичную или полную бесполезность в использовании. Иными словами, нечто, что заставляет людей гоняться за вещами разной степени ненадобности, искажённое сознание приписывает самим этим вещам. Такая притягательность, магическим образом обосновавшаяся где-то внутри бесполезной вещи, и есть излишество.

Как это выглядит в жизни?

Уродством причудливого масштаба смотрится олигарх, обвешанный блестящими побрякушками, в салоне личного самолёта, бездарно отделанного по последней моде, или на палубе своей двадцать девятой яхты. Но гротеск тут вовсе не обязателен. Вот один читатель, имея скудный заработок, устраивает праздник и покупает на стол икру. Или вот другой читатель долго копит подруге на кольцо с драгоценным камнем. А третий складывает в тайник кусочки золота «на чёрный день», покупает путёвку на пляж именно с белым песком, приобретает машину покомфортнее, жилплощадь побольше и одежду побрендовее.

Что с этим не так?

Двадцать девять яхт не довезут олигарха лучше, чем одна. Икра раз в год не насытит читателя больше, чем обычная еда. Драгоценный камень никак не отличается от обычного, а пользы с него и вовсе не выдоишь. И эстетическая составляющая тут ни при чём: читатель покупает кольцо с выполненным весьма средне драгоценным камнем, а не самое лучшее деревянное. Золото из сейфа вообще никак не используется; пляж с белым песком для отдыха ничем не лучше любого другого; суперкомфортное сидение и десяток электронных рюшек не помогают машине лучше доехать до пункта назначения; трёхсотметровый дом не сделает быт семьи лучше, чем стометровый, а брендовая одежда существует, чтобы пускать пыль в глаза.

Отметим, что степень бесполезности дополнительной роскоши может варьироваться: если комфорт автомобильных сидений обывательская задница ещё способна распознать, то брендовая одежда даёт примерно нулевую дополнительную полезность по отношению к обычной. Золото и драгоценности приходится насильно демонстрировать окружающим, навешивая их на себя дополнительным грузом, а двадцать девятая яхта и вовсе может простоять на причале всю жизнь.

Получается, что, независимо от уровня достатка, обыватель постоянно желает вещи разной степени бесполезности потому, что в них находится магический оттенок роскоши — «излишество». Именно благодаря наличию этого свойства вещь, по мнению обывателя, является притягательной для всех людей безотносительно её полезности для потребления.

Для удобства и красного словца излишество можно назвать «магией бриллианта» — абсолютно бесполезной в быту побрякушки, занимающей умы и сердца.

2.2 Неверно отражаемое объективное явление

Излишество — это ошибочная попытка необразованного человека обнаружить и отразить в сознании общественные отношения определённого характера.

Речь идет об относительно недавно наступившем периоде развития человечества, когда доминирующие общественные отношения стали отношениями товарного производства и товарного обмена.

Что характеризует эти отношения?

Во-первых, такие отношения являются исторически временными и становятся доминирующими в ходе промышленного переворота. В ряде традиционных обществ никакого товарного обмена нет, да и сегодня можно наблюдать, что нет его и внутри большой фабрики между отделами.

Во-вторых, такие отношения имеют существенное негативное влияние на общество через противопоставление людей друг другу.

Начинается это противопоставление с появления области слепоты по отношению друг к другу: всё богатство взаимодействий между людьми низведено к взаимодействию через обмен. Если личные отношения ещё не всегда им затронуты, то все остальные социально-экономические отношения — трудовые, бизнес, производство, приобретение — все они происходят при помощи и по поводу обмена товаров, денег, капиталов. Так, бизнесу неважно, какой именно партнёр даст товар по выгодной цене, а покупателю неважно, кем именно и каким образом был произведен товар, если он достаточно дешев.

Осознаваемая людьми область взаимоотношений, собственно область самого обмена, характеризуется тем, что каждый из его участников является конкурентом для партнёра по обмену и хочет получить больше, чем отдать. В подавляющем большинстве актов обмена один из его участников оказывается в выигрыше, и именно эта неэквивалентность обмена нарушает гармонию общественных отношений. На определённом этапе развития появляются деньги — «овеществлённый во всеобщей эквивалентной форме общественный труд», — которые превращаются в средство эксплуатации, угнетения, развязывания войн и духовного закабаления человека.

В-третьих, в таких отношениях, и только в них, вещи становятся предметами товарного обмена, которые приравниваются друг другу в стоимостном отношении, по количеству затраченного труда определённого качества. С качественной стороны роль играет не само профессиональное качество труда для создания вещи как чего-то полезного для потребления, а то, что это труд некоторого общественно-обусловленного качества — труд в условиях отношений товарного производства и обмена. С количественной стороны величина стоимости зависит от расходования рабочей силы — нервов, силы мускулов, интеллекта живого человека, то есть состоит в количестве общественного труда, необходимого для изготовления блага при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Небольшое отступление. Впервые открыв критику политической экономии Карла Генриха Маркса, автор ожидал увидеть всё что угодно, но не книгу, целиком и полностью посвящённую людям и их отношениям. Уже первые 30-40 страниц текста первого отдела первой главы раскрывают весь товарный фетишизм буквально на пальцах: можно увидеть всю механику отношений товарного обмена, её эволюцию, место в ней человеческого труда, особенности того, как труд может принимать какой-либо специфический общественный характер (например, товарный) и как определяется эквивалентность. Изучать это нужно самостоятельно, потому что пересказ «Капитала» будет сродни попытке напеть мелодии Иоганна Баха.

Нас же пока интересует лишь то, что стоимость никак не заключена в вещи, потому что стоимость — это слово, принятое для обозначения формы отношений между людьми, возникающих по поводу количества абстрактного труда, содержащегося в обмениваемых товарах. Стоимость становится иллюзией — излишеством — именно в тот момент, когда она перестаёт восприниматься как общественное отношение, и тем более как временное регрессирующее общественное отношение, и начинает отражаться в сознании как нечто, вечно принадлежащее какой-либо вещи. Продукт труда, даже самый ненужный, приобретает таким образом загадочный характер, особую притягательность, как только принимает форму товара. Особенно ярко последнее проявляется в тяге к универсальным обменным эквивалентам навроде бриллианта и золота — вещам с околонулевой в быту полезностью, но с удобными для обмена физическими свойствами (прочностью, малым объёмом и т. д.) и редкостью.

2.3 Причины возникновения иллюзии

Рассматриваемая иллюзия базируется на двух главных объективных факторах: на отношениях товарного производства и обмена, господствующих на текущем участке истории, и на сопутствующей им массовой обществоведческой необразованности, которую с субъективной стороны обслуживает вся господствующая буржуазная культура.

Таким образом, первая причина возникновения иллюзии товарного фетишизма состоит в сущности отношений обмена, а именно в том, что они являются конкурентными. Это не хорошо, не плохо; это — объективная реальность, которая возникла в условиях, когда производство недостаточно развито для того, чтобы предоставить каждому члену обществу необходимые для жизни условия. Как мы говорили ранее, участники рынка противопоставлены друг другу, а значит, их отношения, по меткому выражению Редина, — это предельно примитивные, полуживотные отношения, которые превращают любого человека с бесконечно богатым внутренним миром в обезличенного конкурента; отношения, которые сводят всё многообразие социальной жизни к борьбе «хищников» за «кормовую базу». Стоимостные отношения низводят труд до количества вложенной рабочей силы, а мотивацию производителя в этих отношениях определяют не только (а часто и в меньшей степени) потребительные свойства вещи, но и стоимость её товарной формы.

При таких общественных условиях человек вынужден жить в страхе, что он не получит достаточного для выживания количества жизненных средств (даже элементарно еды), и он естественным образом начинает защищаться, что в данных условиях само по себе является адекватной реакцией. Выбрать направление своей деятельности можно из двух вариантов: либо в сотрудничестве с другими «людьми разумными» изменить общественные отношения, либо окружить себя товарами с избытком, накапливая их на «чёрный день», пока отношения не изменены.

Вторая причина возникновения иллюзии товарного фетишизма состоит в нехватке знаний о сущности отношений стоимости в частности и о развитии производственных отношений в целом. Это невежество способствует неверному отражению окружающей действительности, что ограничивает реакцию человека на жёсткие условия только такой деятельностью, которая направлена на приобретение товаров, на невозможную цель накопления такого количества излишества, которое позволит полностью контролировать ситуацию.

2.4 Форма иллюзии и её свойства

Наиболее занимательным для рассмотрения является пошаговый процесс формирования иллюзии из объективных явлений. Именно он может помочь обнаружить существенные свойства иллюзии, объяснить иррациональную деятельность человека и дать подсказки к её изменению.

Шаг первый. Нужда как объективная причина для возникновения отношений обмена. При капитализме, условно говоря, вещи, принявшие форму товара, как бы управляют общественной практикой.

Отметим, что отношения между людьми по поводу обмена товарами объективны. Но при этом никакая вещь не приобретает дополнительного физического свойства стоимости, а также сами вещи не приобретают магическую способность управлять поведением общества.

Шаг второй. Негативное влияние на общество отношений обмена. Так или иначе, в отношениях производства и обмена задействовано подавляющее количество населения планеты, и нетоварные отношения человек имеет только с самым узким кругом людей, да и то не всегда: часто имущественные вопросы омрачают жизнь даже самых близких родственников. Таким образом, всё богатство и разнообразие человеческих отношений низводится до одного, до партнёрства по поводу обмена вещей. Причём это партнёрство происходит в конкурентной среде, а значит, провоцирует людей к обману. Этот феномен иногда называют опредмечиванием отношений. К товарности сводятся и семейные отношения с их наследием и брачными контрактами, и рабочие с их трудовыми контрактами. В этой примитивной и опасной среде средний человек ищет спасение в том осязаемом, что связывает это довлеющее измерение отношений — в вещах. Так вещи начинают цениться тем больше, чем лучше они обмениваются, и навешивание на вещь брендовой бирки, а ещё лучше её всеобщая эквивалентность, становится в ней более важным свойством, чем её реальная полезность для потребления.

Шаг третий. Невежественное сознание искажает понимание через крайнее упрощение. Необходимость выживать толкает человека искать причины неудовлетворительной и опасной жизни, объяснять негативные явления, чтобы исправить положение дел. И тут успех зависит от привычек и объёма знаний об окружающем мире. При нехватке знаний проще всего, как мы увидели выше, вынести причины, следствия и источник развития общественных отношений в нечто осязаемое и легко понимаемое. Легче всего в условиях товарного обмена обнаружить саму обмениваемую вещь. Человек, не умеющий мыслить диаматически, просто-напросто игнорирует не поддающиеся пониманию сложные общественные взаимосвязи. Результат движения этих взаимосвязей он приписывает вещам, наделяя их таким образом магическим свойством — свойством служить вечным источником развития общества через управление мотивацией каждого отдельного человека. Теперь в голове у обывателя появляется такое мировоззрение, в котором желание людей обладать и обмениваться продуктами труда диктуется не временными общественными отношениями стоимости, а именно самими вещами в силу какой-то магии (магии бриллианта!).

Так, вместо комплекса понятий об общественных отношениях, построенных вокруг обычных вещей, вместо осознания их товарной формы в сознании человека появляется иллюзия: вещь-с-излишеством, манящая человека стократ больше, чем просто вещь.

Для наглядности опишем механизм работы упрощения в фантастических условиях. Для этого адаптируем приснопамятную поэзию аримов из романа Г.Л. Олди. Допустим, некоторая цивилизация поставила над человечеством эксперимент с целью выяснения уровня разумности. Условия эксперимента таковы, что автоматические инопланетные конвейеры умеют производить еду в неограниченном количестве, а получить её человек может за стихи, причём количество и качество еды пропорционально количеству употреблённых букв «р».

Высчитываемый уровень разумности пропорционален времени, которое требуется для того, чтобы люди объединились и взломали конвейер, чтобы убрать глупый ритуал от необходимых средств к существованию.

Взломать конвейер поначалу сложно, и поэтому все упражняются в стихосложении, которое подкрепляется употреблением еды. Техническая сложность конвейера и сама сложная мысль о всеобщей взаимосвязи, то есть о том, что «третья сторона создала конвейер и необходимо объединиться, чтобы его разрушить», упрощаются. Теперь искажённое сознание причину получения еды видит не в устройстве конвейера, снабжённого бессмысленным ритуалом некоторой третьей стороной, а приписывает самим стихам, которые наделяются магией добывания еды. И вот уже начинает развиваться «наука» о стихосложении, которая в какой-то момент даже ухитряется обосновать «научным образом» связь буквы «р» с повышенным количеством и качеством еды через наличие, так сказать, в определённых буквах гена пищевызывания.

Таким образом, объективно существуют отношения получения еды; также объективно существует такая форма взаимодействия, в которой за стих с буквой «р» можно получить еды больше, чем обычно. Но в самой букве «р» от этого никакой магии не появляется. Следовательно, направить энергию нужно было бы не на сочинение бесконечных «ррррррр»-стихов, а на развитие с целью взлома конвейера и тем самым разрушения идиотских отношений по поводу добывания еды. Но нет. В головах появляется иллюзия, закреплённая каждым актом стихосложения, завершающимся биологической стимуляцией — через поедание полученной в результате него пищи. Буква «р» теперь обладает сверхценностью сама по себе, и закрепляется вывод, что так было всегда и это не зависит от степени развития общества. Просто есть «р», есть человек, и последний всегда будет жаждать как можно больше «р».

Итог. Технологии на Земле уже развились до того, что конвейер можно взломать совместными усилиями, а люди прррродолжают заниматься рифмованным идиотизмом. Инопланетяне в удивлении улетают домой, приговаривая на английский манер: «Б-ррр-иллиантно!» Конец эксперимента.

Теперь из рассмотренного пошагового процесса формирования иллюзии можно вывести существенные свойства этой формы.

Свойство первое: безграничность. Массовое иллюзорное мировоззрение всегда имеет результатом общественную деградацию именно потому, что иллюзии в голове приводят к порочной деятельности каждого человека. В нашем случае оно оставляет ему только один способ реагирования на опасность, вызванную окружающими общественными отношениями, — накопление вещей и денег. Но эти действия не приводят к желаемому результату, так как никаким количеством вещей нельзя защититься от возможности их потерять в нестабильной конкурентной среде: деньги съедает инфляция, болезнь убивает трудоспособность и накопления проедаются, капитал приходит к другому капиталу с войной. Поэтому неудовлетворённое желание безопасности, зацикленное на количестве, требует не просто излишества, а ещё больше излишества. И не существует границы, останавливающей эту деградацию. Как говорится, горе тому, у кого рот больше желудка.

Свойство второе: устойчивость. Взаимодействие с вещами удовлетворяет некоторые потребности: во-первых, накопление временно удовлетворяет потребность в защите от опасностей внешнего мира, а во-вторых, использование вещей по назначению, то есть их потребление, удовлетворяет некоторую фактическую потребность. С каждым бытовым актом этого взаимодействия в мозге закрепляется положительная связь, и после достаточного их количества иллюзия приобретает устойчивость. Постепенно разумная мотивация уступает доминированию биологической, то есть животным атавизмам тех первобытных времён, когда добыча еды требовала значительных усилий.

При этом просвещённый век, так или иначе, сталкивает человека с чудесами науки и техники, а значит, ему важно не просто верить, а уметь обосновать хотя бы для себя рациональность своего поведения. И в той упрощённой модели мироздания, куда попал его разум, всё для этого приготовлено: объективно существуют отношения обмена, объективно существует опасность, связанная с конкуренцией, не менее объективно удовлетворяет биологическую и другую потребность купленная вещь и уж точно объективно может помочь в течение некоторого времени отложенная на «чёрный» день золотая «подушка безопасности». Обоснование рациональности значительно укрепляет устойчивость иллюзии.

Однако такой псевдорационализм не способен увидеть, что защиту он ищет в вещи с несуществующим свойством, а значит, опасность никуда не пропадает, что цели он не добьётся и что на эту ложную деятельность он потратит силы впустую. Так, за кажущейся рациональностью на самом деле лежит использование вещей не по назначению — фетиш, то есть мракобесие, в результате которого человек не способен увидеть чудовищные последствия проводимой им деятельности. Неподвластно замутнённому разуму и то, что условия изменились и настоящую безопасность можно найти только коллективно изменив нерациональные общественные отношения и именно на это надо тратить своё время, а не на деградацию через взаимодействие с вещами.

По сути дела, весь интеллект теперь направлен на ту деятельность, которая обеспечивает комфортный и безопасный уровень жизни. Получается даже забавно: целеполаганием занимается внутреннее животное, а конкретными задачами — интеллект, искренне считающий себя при этом рациональным и даже господствующим. «Дважды два равно пять», — утверждает обыватель в полной уверенности, что знание цифр делает его учёным, и продолжает строить на этих расчётах здание, которое не сейчас, но довольно скоро упадёт ему на голову.

2.5 Последствия для общества

Исследование и описание объективной реальности отношений товарного производства и обмена выходят за рамки этой статьи; здесь следует подчеркнуть только вовлечённость в них подавляющего большинства населения планеты и античеловеческую сущность конкурентных эксплуататорских отношений, в результате которых изначально прогрессивная по отношению к феодализму деятельность предпринимателей неизбежно развивается в мировую войну империалистических монополий.

В рамках таких отношений приобретение товара означает, по сути, то, что у человека появляется вещь, одновременно содержащая и полезность для потребления и, в силу товарной формы, как будто некоторую стоимость, величина которой измеряется вложенной рабочей силой. В частности, складирование денег в сейф для обеспечения себя безопасностью на случай непредвиденных обстоятельств означает не более чем накопление некоторого количества «мёртвого» труда.

Но разве можно ожидать здравомыслия от искажённого сознания?

Истинное стремление каждого человека с иллюзией в голове состоит в том, чтобы защититься от отношений конкуренции через сосредоточение у себя труда всего остального человечества — в форме вещей, денег или капитала. Последнее включает в себя «идеальный» сценарий, когда всё человечество работает в пользу одного «счастливчика». И поскольку такое стремление содержит в себе логическое противоречие, потому что не могут все частные присвоить себе всеобщее одновременно, то конфликт неизбежен. В этом человеке, как в капле воды, отражаются отношения всего общества. Самый мирный мещанин, самый коррупционный политик, самый жадный бизнесмен и готовящий войну олигарх проявляют себя однотипно: качественно одинаково и лишь количественно по-разному, способствуя деградации общества. Не забывая при этом сваливать вину за последствия друг на друга.

Разумеется, сама по себе иллюзия товарного фетишизма не является источником отношений товарного производства и обмена.

Однако, во-первых, из-за своего свойства безграничности иллюзия значительно усиливает последствия товарных отношений. Общественный конфликт потому видится массовым и тяжёлым. Невозможно защититься от опасной реальности капитализма накоплением — ни в форме вещей, ни в форме денег, ни в форме капитала и эксплуатации. Но каждый обыватель очень старается, вкладывая в это энергию, время, жизнь и достигая при этом ровно противоположного результата — деградации общества и приближения войны. Там, где диаматически подкованный человек удовлетворит свои базовые потребности и пойдёт бороться и менять существующие общественные отношения, глупый фетишист будет стремиться к сосредоточению у себя максимального количества труда окружающих: мещанин будет искать работу с зарплатой побольше, чтобы увеличить жилплощадь, а бизнесмен будет стремиться усилить эксплуатацию работников с целью максимизации прибыли.

Во-вторых, из-за своего свойства устойчивости иллюзия препятствует искоренению отношений товарного обмена и уничтожению такого порядка вещей. Общественный конфликт потому видится затяжным. Обыватель слеп к ненормальности, регрессивности происходящего из-за того, что временное чувство защищённости через накопление у себя «мёртвого» труда даёт ему видимость рациональности своего поведения в собственных глазах, и одновременно с этим само потребление удовлетворяет биологические потребности, стимулируя центры удовольствия. Слепой человек не видит отношений эксплуатации; слепой человек не замечает их временности; слепой человек не связывает приближение войны со своим поведением; слепой человек всеми силами защищает своё право потреблять и накапливать чужой труд, закрепляя для этого в голове всё новые и новые иллюзии — веры, национализма, буржуазной демократии и прочих. Эти новые иллюзии дают широчайшую возможность для манипулирования слепым человеком, и, по мере усиления общественных противоречий, качество его мышления опускается до самого низа, где он находит возможность оправдывать любое античеловеческое поведение манипуляторов и даже идти за них на смерть.

2.6 Деятельность, вызванная иллюзией

Обнаружение «магии бриллианта». Деструктивные шаблоны деятельности обывателя. Область слепоты. Следует признать, что нетоварные виды общественных взаимодействий не отмерли окончательно: дружба, любовь, взаимовыручка, искренняя трудовая любознательность присутствуют в нашей жизни. Однако тенденция превращения в товар каждой стороны человеческой деятельности видна невооруженным взглядом. Вместе с ней деградирует и обстановка в мире, форсируя противоположную тенденцию: пробуждаются люди, не желающие ограничиваться плоскими товарными отношениями.

Рассмотрим проявления исследуемого явления на индивидуальном уровне, чтобы каждый обыватель, «заражённый» товарным фетишизмом, мог узнать себя и понять связь между своей деятельностью и общей деградацией общества.

2.6.1 Обнаружение «магии бриллианта» в ежедневной индивидуальной деятельности

В качестве примера возьмём обычного человека со светлыми устремлениями, который всего-то и хочет, что прожить жизнь «нормально»: существовать без нужды, завести семью, воспитать детей.

Для этого, во-первых, ставится задача найти средства к существованию.

Ради выполнения этой задачи он прежде всего получает образование. Правда, для этого ему с большой долей вероятности придётся расстаться с мечтами и выбрать профессию в той области, которая приносит хорошие деньги. Потому что «нормальный человек должен быть финансово независимым».

Затем появляется выбор: либо пойти на работу, либо создать бизнес. В обоих случаях обнаруживается, что единственной целью компании является получение прибыли, что часто приводит к тому, что деятельность компании хаотична, глупа, непонятна и порой даже беспощадна к своим клиентам и работникам. Если человек — наёмный рабочий, то он вынужден тратить большую часть своего времени на эту глупость и оставлять работодателю результаты своего труда, получая взамен опыт, профессиональные знания и плату за расходование рабочей силы. Если же человек — бизнесмен, то он сам вынужден ставить не самые последовательные и человеколюбивые цели потому, что необходимо приспосабливаться к рынку и держать норму прибыли.

Потому что «нормальный человек должен зарабатывать и содержать семью».

Далее, человек-работник должен повышать свою квалификацию и быть в поиске более выгодной работы, а человек-бизнесмен — искать новые возможности для извлечения прибыли. Так начинает тратиться время сверх обычного рабочего.

Потому что «нельзя оставаться на одном месте и деградировать».

Для этого, во-вторых, формируется прагматичное отношение к жизни в конкурентных условиях.

Если для карьеры требуется пройтись по головам менее расторопных коллег, то это нужно сделать, иначе «подсидят» тебя самого. Если при этом место работы требует взяток, воровства, подлости в частной или государственной компании, то придётся этим заниматься, иначе быстро вылетишь с должности.

Потому что «если не ты, то тебя» и «не мы такие, жизнь такая».

Кроме того, в жизни человека появляются моральные авторитеты, и, как правило, это участники списка журнала Форбс, которые и «сделали себя сами», и живут красиво, и думают о будущем человечества, и благотворительностью занимаются.

Потому что «успешный человек успешен во всём».

Для этого, в-третьих, нужно на заработанные деньги обустроить личную жизнь в свободное от работы время.

Человек берёт кредит на недвижимость, которая немного больше, чем нужно его семье. Человек старается ездить на отдых в места подороже. Человек может начать строить дом и вкладывать в это много личного времени.

Потому что «я заработал и право имею», «по одежке встречают» и «должно быть не хуже, чем у людей».

Человек все нерастраченные средства и ещё немного оставшегося личного времени вкладывает в золото, акции, криптовалюту и разное другое.

Потому что «надо отложить на чёрный день».

Оценим результат такой деятельности по отношению к главной цели человека со светлыми устремлениями с точки зрения затрат времени. Большинство времени человека тратится на бесцельную в своей сути работу (или бизнес) и поддержание себя в конкурентоспособном состоянии. Дополнительно значительное количество времени тратится на фетиш: приобретение, накопление и управление вещами (например, строительство дома), которые не нужны в таком объёме. И, наконец, остаток времени тратится на праздность с целью отдохнуть от предыдущих дел.

Таким образом, достижению поставленной цели сопутствуют значительные побочные эффекты. Во-первых, это непомерные для такой задачи трудозатраты. Во-вторых, огромная часть этих трудозатрат потрачена вообще не на поставленную цель: она вызвана «магией бриллианта», заставляющего копить и приобретать побольше комфорта. Большая часть такого времени с общественной точки зрения затрачена в лучшем случае бессмысленно, а в большинстве случаев и вовсе способствует деградации общества. В-третьих, поддержка конкурентоспособности зачастую приводит к деградации личности.

Так, светлые устремления превращаются в дикость, которую обыватель с искажённым сознанием не способен ни осознать, ни изменить.

Потому что «а как же иначе, только таким образом можно избежать голода».

2.6.2 Деструктивность деятельности обывателя

Иллюзия заставляет вышеописанного «обычного человека со светлыми устремлениями» действовать нерационально, способствуя деградации общества. Это происходит буквально с каждым актом его жизни, которые можно объединить в несколько поведенческих шаблонов.

Во-первых, выделим самообман. Агрессивная конкурентная среда, появившаяся в условиях товарного производства и обмена, заставляет человека адаптироваться путём попытки безграничного накопления и эксплуатации — сосредоточения у себя максимального количества человеческого труда. И поскольку, как уже было отмечено, это ложный выход, то человек с иллюзией в голове обманывает себя, растрачивая время своей жизни в лучшем случае впустую, а в худшем — на деструктивную по отношению к обществу деятельность.

Человеку хочется считать, что его выбор полностью свободен и осознан, но на деле он ограничен ничтожными рамками существующих обменно-обманных общественных отношений. Это относится и к собственно мещанской деятельности, и к попытке прогнозировать свои действия и их последствия для общества, причём даже тогда, когда появляется стихийное понимание неправильности, деструктивности происходящего.

Во-вторых, выделим подверженность манипуляциям.

Общее правило таково, что человек, неверно отражающий объективную действительность, всегда имеет слабое место в логической подготовке, которым могут воспользоваться его нечистоплотные современники с целью направить его деятельность в полезное для манипуляторов и деструктивное для всего общества русло. Товарный фетишизм — это подвид мракобесия, то есть неверного отражения реального мира, подверженности манипуляциям и следующей из этого деструктивной деятельности, и в этом смысле современный обыватель тождественен средневековому крестьянину.

Именно при помощи подобной манипуляции стихийные антиэксплуататорские устремления крестьян, выраженные в их вере, осёдлываются классом феодалов путём привлечения духовенства, которое просто добавляет к вере постулаты о покорности. Крестьянин смиряется, и общество продолжает свои мучения в рамках эксплуататорской формации.

В современных условиях капитал заставляет людей совершать самые мерзкие поступки подобно тому, как кольцо двигало Голлумом. Можно добавить к вещи брендовую бирку, и обыватель будет стремиться к её обладанию, не брезгуя дополнительными часами работы и кредитами, чтобы затем носиться с нею и остальными вещами подобно скарабею, который катит шарик из навоза (впрочем, таким сравнением мы несколько обижаем приносящего пользу жука). Обывателя легко напугать нестабильностью, показав ему выдуманного врага (например, в виде соседней нации), и вот он уже бежит демократическим голосованием выбирать спасителя. Если же сотворённая руками буржуазии угроза достаточно велика, то обыватель готов и правами своими поступиться ради мнимой безопасности и даже, после нужной информационной накачки, оправдать разжигателей войны и отдать свою жизнь за цели манипуляторов.

В-третьих, выделим деструктивную реакцию на изменение общественных отношений.

Как мы обнаружили при рассмотрении формы иллюзии, сознание малограмотного человека разрывает взаимосвязи и не видит явления в развитии. Например, золото для него является вечной ценностью. Когда общественные отношения, стоящие за отношениями вещей, приходят в движение, это сбивает мещанина с толку.

Сначала общественные отношения деградируют, однако большинство населения продолжает даже в экстремальных условиях заниматься своей деструктивной мещанской деятельностью и только у самых сознательных обывателей возникает стихийное желание изменить всё к лучшему. Но через иллюзорную призму такое желание обращается не к общественным отношениям, а к вещам. Таким образом наш обыватель отвечает иллюзией борьбы на иллюзию понимания причины проблемы и начинает борьбу со следствиями, а не с первопричинами отношений товарного обмена, обессмысливая тем самым своё сопротивление. Бессмысленны действия человека, решившего стать идейным аскетом или эскапистом-растаманом. Общественные отношения товарного обмена продолжают свой кровавый ход, пока он сидит в лесу и ничего не потребляет. По той же причине не помогает бороться с общественной деградацией и выбор профессии врача и волонтёра. Бессмысленны действия человека, решившего основать «Бойцовский клуб», андерграундный культ антипотребления. Лишены смысла взывания к разуму, молитвы, обращения к этике и любые прочие благопожелания, ведь и они обращены на борьбу с последствиями общественных отношений. Глупо звучат попытки «взвешенных» политиков к ограничению монополизации бизнеса, ведь в сути это тщетная попытка ограничить прогресс, так как в развитии монополий надо рассматривать также момент объективного развития общественного характера труда; бессмысленно сражаться с ходом истории, когда требуется способствовать монополизации, но в рамках других, не товарных отношений.

Затем, когда деградация общественных отношений дойдёт до крайних форм (крайняя степень эксплуатации населения, массовое расслоение, война) и появятся общественные силы, которые начнут разбираться именно с первопричиной через ожесточённую и крайне напряжённую классовую борьбу, через силовое уничтожение отношений эксплуатации, отношений частной собственности, наш обыватель начнёт яростно бороться с революционными силами за устоявшееся положение вещей.

2.6.3 Область слепоты

Если в деятельности человека, живущего в эпоху товарных отношений, присутствует найм на работу и покупка вещей — значит, это живой человек, адаптирующийся к реальности. Однако если в его деятельности при этом нет борьбы с существующим положением вещей; если он не присоединился к революционным силам, которые эту борьбу ведут, значит, он не понимает принципы развития общества, не вникает в суть существующих общественных отношений, не осознаёт влияния и последствий собственной деятельности, не видит своего вклада в деградацию общества, следовательно, неверно отражает реальность и является носителем иллюзии товарного фетишизма, то есть мракобесом, легко подверженным манипуляции и, с большой долей вероятности, сопротивляющимся оздоровлению общества.

2.7 Избавление от иллюзии

Общий принцип. Три уровня воздействия. На данном историческом этапе небольшой костяк марксистов окружён несметным числом обывателей, которые в той или иной степени подвержены иллюзиям и которые под влиянием разворачивающейся мировой войны начинают выходить из спячки и искать ответы на причины нарушения их благополучия.

Мы ставим задачу избавить их от искажений сознания, в частности от одной из фундаментальных иллюзий капиталистического общества — товарного фетишизма.

Но есть ли принципиальная возможность взаимодействия с человеком, неверно отражающим объективную реальность? Вы вдвоём смотрите на одно и то же явление и видите принципиально разные вещи. Так язычник смотрит на деревянный идол и видит бога, а современник видит резной столб. Разговор не клеится, и раздражённый марксист бросает попытки переубедить мракобеса и продолжает работать с массами.

Что ж, статистический метод донесения правды до масс в условиях отсутствия партии, конечно, работает, но неожиданно в ходе исследования автор обнаружил метод, который может улучшить эффективность в разговоре с обывателями по поводу избавления их от иллюзий. Такой метод даст результат и в личной беседе, но необходимо помнить, что деятельность по переубеждению обывателей должна иметь скоординированный коллективный характер. Задача стоит по переубеждению масс, и деятельность марксистов-одиночек в социальных сетях недостаточно эффективна для достижения результата.

Первый аспект метода — это три уровня воздействия: эмоциональный, интеллектуальный и физический.

Второй аспект метода — это использование первопричин зарождения иллюзии. Взаимодействие между людьми разного уровня образованности не прекращается ни на минуту. Есть три способа достичь единомыслия некоторого качества: во-первых, можно полностью принять точку зрения оппонента, во-вторых, манипулировать им, подмешивая к его искажённой картине мира дополнительные иллюзии, а в-третьих, аккуратно добавлять научные знания в те области, где иллюзия начинает своё появление и где, как правило, ещё нет негативных по отношению к обществу устремлений. Например, в случае с религией, стихийные антиэксплуататорские устремления выражены при помощи благопожеланий, положительных для общества, но максимально неразвитых, неконкретных. Однако именно они являются общей отправной точкой для достижения единомыслия, и именно беря в диалоге их за основу, можно показывать конкретные шаги, которые на основе конкретного научного знания предлагает марксизм для их достижения. В случае с товарным фетишизмом точка соприкосновения находится в необходимости избавления от опасных для общества (или лично для себя, как это видит обыватель) отношений товарного обмена. Обыватель ищет безопасности, и это можно использовать как отправную точку в диалоге, объясняя научно причины этой опасности и способы избавления общества от неё.

Третий аспект метода — это использование существенных свойств формы иллюзии. Барьер «магии бриллианта» у самоуверенного обывателя сначала кажется неприступным, но, внимательно рассмотрев особенности формы этой иллюзии, мы обнаружим бреши, через которые возможно соприкосновение c искажённым сознанием и воздействие на него.

Какие бреши нам предоставляет товарный фетишизм?

Первая точка соприкосновения — это тема причины возникновения иллюзии; воздействие на чувство страха и нерешённой проблемы личной безопасности. Как минимум подспудно любой мещанин видит, что окружающая среда агрессивна и что окружение себя «мёртвым» трудом — вещами или капиталом — не приносит желаемого чувства безопасности. Как капиталисты воздействуют на эту болезненную точку для манипулирования обывателем, так и марксист может использовать её для открытия разговора, то есть использовать иррациональное чувство обывателя для приведения его из животного состояния в человеческое. Упрощённо говоря, любое высказывание типа «моя жизнь удалась, если я хожу на работу, беру кредит на квартиру побольше и катаюсь в отпуск» легко бьётся формулой «если ты заболеешь, то будешь влачить жалкое существование», а любое «моя жизнь удалась в связи с успешным бизнесом» легко бьётся «тебя сожрёт крупный монополист». Также любое «это нормальное положение вещей, но мне угрожает… (тут список врагов)» легко бьётся указанием на то, что этот выдуманный враг в своём мракобесии типологически тождественен самому обывателю. К этому можно добавить указание как на личную моральную деградацию обывателя, так и на то, что общество, низведя всё богатство взаимодействий до обмена вещами (что проявляется в ежедневной деятельности обывателя), деградирует в сторону мировой войны, что есть несомненная угроза лично обывателю и его семье.

Вторая точка соприкосновения — это тот факт, что обыватель считает себя существом рациональным, чем значительно укрепляет устойчивость изучаемой иллюзии. К счастью, та же рациональность заставляет обывателя ввязываться в разговор и защищать свою точку зрения — как бы обоснованную, но на деле имеющую значительное расхождение с реальностью. Так появляется возможность вскрывать конкретные мировоззренческие и логические ошибки. На первом этапе разговора достаточно указывать на алогичности, не вдаваясь в глубь вопроса. Делать это автор предлагает при помощи спуска по «дороге познания» по направлению от конкретных глупостей по поводу суждений о современных событиях к самому мировоззренческому основанию. Важно при этом использовать для начала самую упрощённую терминологию, поскольку обыватель в этот момент марксизма не понимает, логикой полностью не владеет и зачастую полагается на известные антикоммунистические штампы. Не «потерять» собеседника — в этом состоит искусство переубеждения.

Эти две точки являются частью первого уровня воздействия на обывателя — эмоционального. Здесь, проработав тему причины и воздействовав на страх, очень важно затронуть ещё два аспекта. Во-первых, дать надежду; показать, что условия существования общества уже изменились! И это просто, потому что коммунизм, пропитанный оптимизмом, говорит о неизбежной смене формации на такую, где целью жизни каждого будет расширенное воспроизводство всего общества в условиях всеобщей кооперации, а не воспроизводство вещей в условиях конкуренции, как это происходит сейчас. Во-вторых, необходимо установить общее для марксиста и обывателя целеполагание. И это также не представляет собой трудности, поскольку в большинстве случаев обыватель хочет мирной жизни и не сможет не согласиться хотя бы с упрощённым тезисом, что «необходимо устранить это несправедливое устройство жизни, в частности избавить мир от войн». Трудность возникнет в том, чтобы сместить фокус с угрозы частному на угрозу общему, чтобы увязать поведение обывателя, все его действия и, что особенно важно, его бездействие в вопросах борьбы с этой самой несправедливостью. Обыватель всегда себя видит ни в чём не виноватым святошей, и на этом этапе разговора такая увязка требуется лишь для того, чтобы далее при самообучении он всегда это имел в виду и смог в конечном итоге найти свой вклад в деградацию общества самостоятельно.

Заинтересовав обывателя, марксист перейдёт на второй уровень воздействия на обывателя — интеллектуальный. Тут задача стоит так, чтобы сподвигнуть его на самообучение. Магия бриллианта сама легко разбивается, когда человек на фундаменте материализма и при помощи диалектики постигает первые несколько глав «Капитала» Карла Генриха Маркса. Для решения этой задачи марксистам необходимо разработать программу для школы самообучения.

И, наконец, третий уровень воздействия на обывателя — физический — необходим из-за крайней устойчивости иллюзии, связанной с вызванным ею доминированием биологического начала над социальным. Физически воздействует и внешняя среда, например при потере работы, бизнеса или приближении войны. Также физически и насильственным образом необходимо ограничить возможность обывателей тратить время на погоню за излишеством для того, чтобы высвободить время на классовую борьбу. Физически необходимо уничтожить некоторые условия для отношений частной собственности. Физически нужно включить обывателя в коллектив, который сделает из него человека.

2.8 Краткое обобщение

Исторические условия приводят к установлению общественных отношений товарного производства и обмена, в которых конкретный человек не может быть уверен в своём будущем. Такие отношения по своей сути способствуют низведению большинства общественных взаимодействий до обмена вещами, в результате чего в сознании необразованных масс вещи приобретают форму вещи-с-излишеством, то есть наделяются невежественным сознанием несуществующим свойством — способностью направлять поведение людей.

Метафизичность такой иллюзии, то есть рассмотрение текущего положения вещей как неизменного, крайнее упрощение картины мира и игнорирование взаимосвязей отражаемого явления с обществом, приводит к девиациям в поведении масс: безграничному желанию отгораживания от окружающей опасности при помощи бесконечного присваивания себе результатов чужого труда.

Сама по себе иллюзия товарного фетишизма не является источником отношений товарного производства и обмена, однако в масштабе всего мещанского общества она значительно усиливает негативные последствия этих отношений, а также препятствует их искоренению.

Что можно сказать о носителе «магии бриллианта»?

Такой человек действует иррационально. Во-первых, он реагирует на неуклонно растущую опасность (общественную) никак не помогающим, но неуклонно растущим потреблением вещей. Во-вторых, не способен найти другого выхода из ситуации, так как закольцован в иллюзии. Он характеризует ситуацию как вечную и не видит, что общественные отношения уже изменились и что защищаться от опасности необходимо другими способами. В-третьих, не понимая причин происходящего, он не может просчитать самых губительных последствий своей как будто мирной и рациональной деятельности.

Такой человек защищает иллюзию так же, как Голлум своё кольцо, потому что его биологическое начало, получив в результате потребления вещи иллюзию безопасности и стимуляцию центров удовольствия, начинает доминировать над социальным. Считая себя существом рациональным, но, по сути, руководствуясь биологическими стимулами, такой человек, во-первых, способен потреблять безгранично, во-вторых, подвержен манипуляциям и, в-третьих, всеми силами сопротивляется действительно необходимым изменениям общественных отношений.

Таким образом, получается парадоксальная ситуация, когда, убегая от объективной опасности товарных отношений, носитель иллюзии каждым действием своей жизни умножает эту опасность и делает он это с самым рациональным выражением физиономии.

Барьер иллюзии товарного фетишизма поначалу кажется непреодолимым. Если человека физически лишить возможности безгранично присваивать чужой труд и сподвигнуть на интеллектуальную деятельность по освоению марксизма, то барьер, конечно, падёт. Однако сподвигнуть — это прежде всего нащупать точки соприкосновения и вызвать эмоциональную заинтересованность, используя первопричины возникновения иллюзии и существенные свойства её формы. Для товарного фетишизма такие точки соприкосновения — это воздействие на чувство страха и нерешаемой проблемы личной безопасности, а также то, что обыватель считает себя существом рациональным и ввязывается в диалог, когда обнаруживает алогичность и ненаучность в собственных рассуждениях. При этом, рассуждая максимально упрощённо, необходимо дать надежду на возможность изменений, установить общее с обывателем целеполагание и показать связь деятельности обывателя с деградацией общественных отношений.

Заинтересованного обывателя, нашего потенциального сподвижника, следует далее направить в школу самообучения.

Я. Дубов
24/02/2023

Магия бриллианта в обывательщине: Один комментарий

  1. Отличная работа! Это уровень научной диссертации (при определенной доработке, конечно). Поздравляю Прорывистов с выходом на высокий научный уровень публикуемых статей.

Комментировать