Учиться, учиться и учиться. Понятие самообразования

№ 5/93.V.2024


Введение

Мало кто из обывателей может похвастаться безоблачной жизнью: возможностью заниматься любимым делом; великолепными отношениями с коллегами, партнёрами, семьёй, друзьями; уверенностью в завтрашнем дне. И уж совсем сложно найти человека, кто не был бы знаком с инфляцией, коррупцией, кризисами, проявлениями нищеты, терактами, войнами и прочими повседневными событиями. Среди всей массы населения, отчаянно борющейся за свои интересы, изредка проявляют себя люди, способные связать агрессивность окружающей среды не с божьим наказанием, не с неизменно доминантным животным началом, не с проблемой в отдельных головах, но с самим капиталистическим устройством общества. Стихийно проснувшаяся совесть стучит им в сердца сильнее, чем пепел Клааса Уленшпигелю; она требует действия и немедленного нанесения пользы человечеству.

Однако ни очевидный идиотизм лидеров крупнейших капиталистических стран, ни кипучее возмущение не способны подсказать, что результативная борьба за счастье общества зафиксирована только в практике коммунистических движений; что успехи коммунистических партий настоящего и победоносная практика самых авторитетных, не проигравших при жизни ни одной битвы коммунистических предводителей прошлого связаны не с силой справедливого негодования, не с верой в светлое будущее и не с бурностью деятельности, а с тем, что они точно знали, как именно нужно действовать в конкретной обстановке. Такое знание есть следствие высокой точности отражения окружающей действительности, которое может быть только продуктом научного мышления, продуктом овладевшего марксизмом разума. И нет другого способа овладеть научным мышлением, кроме напряжённейшего и непрекращающегося самообразования.

1. Знание

Само собой разумеется, что успех повседневных дел, от пользования бытовыми приборами до поиска работы, сильно зависит от знаний. Однако эта связь перестаёт быть столь очевидной в более широких общественных вопросах: политических, экономических, исторических, религиозных, национальных и прочих. Здесь у сограждан в рассуждениях на первый план выходят не знания, а идеи, вера и мнения. Мир оказывается то непознаваемым вовсе, то движимым мистической силой (а то и разумом самого человека), а то и стоящим на неизменных постулатах вроде врождённой справедливости какой-то нации или свойственного человеку стремления к уничтожению своего ближнего.

Массы населения оказываются во власти не поддающихся познанию идей, в которые предполагается верить и которые обосновываются массой выборочных фактов, связанных между собой при помощи формальной логики. Для нерелигиозной части населения такая идеалистическая конструкция успешно скрывает элементы веры и создаёт видимость рационального мышления.

И если сказать обывателю, что все его стойкие убеждения тем или иным способом скрывают смесь его собственных и навязанных чужих примитивных интересов животного характера, он очень удивится.

Вокруг некоторых самых привлекательных видов идеализма — религиозного, национального и прочего толка — объединяются довольно устойчивые группы людей; бесконечность вариантов фантазий вокруг интересов и индивидуальный характер самих интересов неизменно создают новые группы и раскалывают существующие на враждующие фракции; природа веры не даёт даже теоретической возможности прекратить этот дурной процесс и сойтись в едином мнении сколь-либо значительным массам населения. Причём нужно понимать, что истинные интересы, которые обслуживает та или иная идеалистическая идеология, зачастую к реальным интересам их адептов отношения не имеют.

Таким образом, именно игнорирование необходимости познания ведёт к бесконечности идеалистических мировоззрений, скрывающих за пафосной ширмой лишь индивидуальные и групповые интересы. Представляя из себя фантазии, эти мировоззрения не дополняют друг друга, а представляют из себя основу для конфликтного общества, полного противоречивых отношений. На каждую глупую идеалистическую теорию реальная жизнь отвечает болезненной правдой нищеты, голода, невежества, войны и техногенной катастрофы [1].

Следовательно, фундаментальным, сущностным основанием порченых общественных отношений является невежество, а прогресс в развитии общества базируется прежде всего на разрешении противоречия между невежеством и знанием, то есть на научном познании окружающего мира и на борьбе с идеализмом. Именно отрицание невежества есть первая предпосылка к уничтожению общественного разномыслия, а значит, к достижению научного единомыслия.

Отрицание невежества означает необходимость спуститься с пустых облаков идеализма на «землю нашу грешную», то есть материальную; необходимость признать, что материальный мир существует вне сознания, что человеческое мышление способно его познавать и что результативность любой, а не только повседневной, деятельности напрямую зависит от точности и глубины познания.

Следствием объективной возможности добывать и проверять научное знание является единомыслие его носителей, а субъективной предпосылкой единомыслия является необходимость для каждого члена общества беспристрастно и добросовестно добывать и проверять знания.

Так как научное знание возникает в голове не само по себе, а через волевое усилие человека, то обнаруживается первый момент самообразования — принципиальная необходимость в самообразовании для участия в прогрессивной деятельности. Тому, кто хочет хотя бы разобраться в сути проблем общественных отношений, не говоря уже о том, чтобы их исправить, придётся для начала заняться самообразованием и сформировать научное мышление.

Проверяемость научного знания позволяет новичку не бросаться с головой в кипучую деятельность, не брать ничего на веру, игнорируя авторитеты; и в то же время накладывает на него обязанность читать, изучать и проверять. Всё, что будет сказано ниже, поддаётся проверке, и автор настаивает на том, чтобы читатель не вступал ни в какие организации до того момента, пока не убедится в научности изложенного знания и в истинности выдвинутых тезисов.

2. Высококачественное знаниe

Коль скоро результатом самообразования должно служить повышение качества мышления с ненаучного до научного, то и самообразование должно не просто быть, но и иметь научное качество. Научное качество — второй момент самообразования.

Сама по себе форма самообразования означает лишь поглощение знаний некоторого характера. Чтобы служить для борьбы с невежеством, самообразование должно получить надлежащее содержание, точно отражающее законы развития материального мира. Только такое содержание позволит вытеснить невежество и прогрессивно применить полученное знание к конкретным условиям общественной жизни.

Обнаружить такое содержание можно в системе научных знаний, развитие которой происходит через установление сущности явлений и абсолютных объективных законов (взаимосвязей) в результате исследования общественно-исторической практики, опирающегося на научную методологию. Критерием, по которому то или иное теоретическое научное знание можно считать истинным, то есть точно отражающим окружающую действительность, является соответствие всей общественно-исторической практике. Это значит, что теория должна опираться на общественно-историческую практику; что теория должна иметь объяснительную силу в своей сфере; что вытекающая из теории новая практика должна эту теорию подтверждать и быть победной. Никакая объективная научная истина не может противоречить ни одному достоверному факту общественно-исторической практики, в том числе добытым в её ходе научным знаниям, будь то законы физики, химии, биологии или марксизма [2].

Таким образом, самообразование — это обогащение человека знаниями науки, то есть развивающейся системы объективных истин о сущности явлений и их устойчивых взаимосвязях (законов). Содержание самообразования строится вокруг передовой науки о законах развития мира, общества и мышления, которая вобрала в себя проверенные практикой результаты самых точных исследований ведущих умов человечества всего периода его существования. Собранная воедино К. Марксом и Ф. Энгельсом, развитая впоследствии В. Лениным и И. Сталиным и ставшая опорой для лидеров самых прогрессивных из современных стран, эта наука, известная как марксизм, представляет собой синтез истин о наиболее общих объективных законах развития материи и прежде всего общества как материи особого рода [3].

2.1. Метод

Методология марксизма в первую очередь опирается на определённость в уже затронутых выше онтологическом (первичность материального над идеальным) и гносеологическом (принципиальная познаваемость материального мира) вопросах. На этом фундаменте в марксизме выстроена методология исследования, способ мышления, используемый как для познания окружающего мира, так и для общественной практики.

Вопрос о способе мышления не прост. Обычный максимум, который может извлечь из себя обыватель на эту тему, — это рассуждения о формальной логике, «критическом мышлении» или «здравом смысле». У большинства людей способ мышления метафизический, то есть рассматривающий частности без общей картины, исследующий какие-либо «отдельности» вне их всеобщей связи; таким образом, у них утрачивается возможность увидеть действительное развитие. В основе метафизики лежит противопоставление индукции дедукции, анализа синтезу, эмпиризма рационализму. Однако прежде чем приступать к сложнейшим исследованиям общества, необходимо опереться на философию — методологию, включающую наиболее общие философские категории и способ исследования и мышления [4].

Марксистский метод — диалектический материализм, или диаматика, — появился не на пустом месте. В начале XIX века немецкий философ Г.В.Ф. Гегель в работе «Наука логики» обобщил всю созданную до него философию и таким образом сумел сформулировать наиболее бесспорные положения о всеобщем, т. е. о том, что содержится абсолютно во всех элементах мироздания. Главным приобретением гегелевской философии является систематизация диалектического метода, т. е. метода мышления, который рассматривает всё в развитии, и это приобретение К. Маркс и Ф. Энгельс применили в материалистическом ключе: в отличие от Г.В.Ф. Гегеля, исходили из того, что мироздание — это бесконечный, объективно существующий в пространстве и времени материальный мир, а все формы мышления и идей есть свойства высокоорганизованной материи [5].

Диаматика как методология мышления представляет собой универсальный метод познания. Объективное бытие всех материальных образований, в том числе объективное бытие всех субъектов, подчиняется единым законам развития. Законы движения мысли есть отражение законов движения объективного материального мира [2].

Диаматика начинает всякое движение мысли с фундаментальных категорий бытия («бытие», «материя», «время», «пространство», за которыми следуют «качество» и «количество», «мера», «вещь», «свойство», «сущность», «тождество» и «противоположность» и других [6]), предполагающих их строгое соответствие всей общественно-исторической практике человечества. Философская категория — это, во-первых, предельно общая научная абстракция, богатство содержания которой гарантирует систематизацию и согласованное включение всякого частного факта или ряда фактов. Во-вторых, это понятие о явлении, которое не допускает произвольного толкования. В-третьих, это понятие, отражающее объективные законы, формы или стороны объективной материальной действительности, узловые пункты познания. Исследование категорий строится на следующих диаматических принципах. Первым делом — рассмотрение мироздания в единстве, как связанного единого целого. Отсюда следует подход к явлениям как к органически связанным, зависящим друг от друга и обусловливающим друг друга. Второе, рассмотрение явлений исключительно в движении, развитии, а именно с точки зрения их возникновения и отмирания. Причём, развитие — это внезапный качественный скачок в результате постепенного накопления закономерных количественных изменений. И последнее: причиной самодвижения всех явлений мироздания является имманентная им внутренняя противоположность отживающего и развивающегося, положительного и отрицательного, короче говоря, единство противоположностей [4].

Высшим типом познания диаматика признаёт открытие абсолютных объективных законов (взаимосвязей). Процесс познания подчинён закону отрицания отрицания, то есть движение от истины первого порядка к истинам последующего порядка осуществляется путём отрицания, однако это отрицание исключает отмену или опровержение прежней истины. Наоборот, отрицание отрицания означает углубление, уточнение, преемственность [2]. В то же время творческий материализм — это сам живой процесс мышления, неразрывно связанный с бытием объективного мира, непрерывно углубляющийся в постижении его сущности и форм его развития, непрерывно изменяющий общество, ибо не может быть мышление диалектическим, если оно оторвано от преобразующей общественной деятельности [7].

2.2. Обществоведение

Выводы марксизма об обществе — синтез истин о наиболее общих объективных законах развития общества. Такая наука стала результатом чётко определённой и оформленной логической методологии, диаматики, применённой и подтвердившей свою научность сначала к мирозданию и природе (через диаматическую критику известных работ в области естествознания), а затем обращённой на общество (через диаматическую критику известных работ в области обществоведения).

Научное обществоведение также не возникло из ниоткуда. Изучая наследие основоположников марксизма (49 томов), невозможно не обратить внимание на список авторов, чьи труды скрупулёзно исследовались К. Марксом и Ф. Энгельсом. Не будет преувеличением сказать, что К. Маркс и Ф. Энгельс добросовестнейшим образом изучили труды практически всех известных учёных со времен Древней Греции во всех отраслях человеческих знаний до ХIХ века включительно. Т. е. марксизм имеет под собой гигантскую базу теоретических источников и является непревзойденным учением, диаматически интегрирующим всё научное богатство, выработанное человечеством за домарксовый период. Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах систематизировали и синтезировали все существовавшие до них знания о развитии реальных производительных сил общества, о законах развития наук, индивидуального и общественного сознания [8]. И самое главное, они сделали эту критическую переработку на основе единственно научной методологии, то есть с адекватным пониманием того, как устроен мир и каковы законы мышления.

Сама постановка задачи обществоведения по изучению законов развития общества подразумевает выявление сути ряда понятий: самого общества, его моментов, первичных факторов развития, этапов развития и внутриэтапных факторов развития.

Развитие живой материи

В первую очередь человеческое общество представляет собой один из видов живой материи. Для существования любого вида живой материи есть предпосылки и условия. Предпосылки — это биологические факторы (как адаптивность к внешней среде и механизмы воспроизводства жизни), а условия — внешние факторы (как географический). Разнообразные количественные (как плотность популяции) и качественные (как уровень развития навыков взаимодействия с живой и неживой природой) факторы являются индикаторами успешности существования в данных условиях. Однако предпосылки и условия лишь способствуют существованию. Само существование, а значит и развитие, может происходить только во взаимодействии с планетарной экосистемой, в ходе обмена веществ и энергий с природой, в борьбе за жизнь. Можно сказать, что этот обмен и составляет бытие живой природы, а тождество и единство противоположностей — природы и живых материальных объектов — является ключевым фактором развития этих объектов.

В эволюционном процессе приматы, обладающие способностью к отражению и приспосабливающиеся к условиям разнообразно агрессивной внешней среды, начали стихийно объединяться для коллективного труда и тем самым стали выделяться из животного мира через создание общества, послужившего катализатором развития человеческой психики.

Этот момент ознаменовал качественный скачок в развитии живой материи: если раньше отдельные животные и их группы в процессе борьбы за выживание приспосабливались под изменяющиеся условия среды обитания, то человеческое общество само преобразовывает среду обитания и одновременно увеличивает эффективность этого преобразования через развитие общественных отношений как главного фактора труда и его эффективности.

Развитие общества нельзя полноценно исследовать без понимания того, что оно собой представляет.

Понятие общества

Сама логика соотношения всеобщего, особенного и единичного позволяет определить общество как социально организованную форму живой материи, моментами которой и является человек. Вне общества человек не проявляет признаки разумного существа, потому что человеком разумным может стать только человек общественный — сформированный обществом, являющийся единичным проявлением общества, его моментом.

Таким образом, само общественное бытие — люди, их отношения, результаты их практики, одним словом, жизнь общества во всём многообразии — имеет своим моментом активное, воздействующее на материальные условия жизни общественное сознание, определяющее сознание каждого человека, меняющего общественное бытие [9].

Что же способствует прогрессивному развитию общества?

Во-первых, как нечто всеобщее и целое, человеческое общество характеризуется не просто людьми как его моментами, но их отношениями. Развитие общества, таким образом, зависит от развития каждого члена общества и от развития отношений между ними.

Так как членов человеческого общества характеризует в первую очередь наличие разума, то развитие общества сопряжено с ростом качества их мышления. Причём высокое качество мировоззрения относится не просто к уровню интеллекта в отдельной трудовой области, так как в этом случае не происходит развития общественных отношений, а, например, образуется странный порядок, когда высокоинтеллектуальные члены общества ищут всё более изощрённые способы убийства себе подобных. Высококачественное мировоззрение относится, в первую очередь, к развитому пониманию об обществе, которое и является важнейшим фактором для развития общественных отношений.

Во-вторых, поскольку человеческое общество вышло из животного царства и имеет отличительной чертой преобразование среды обитания в процессе борьбы за выживание, постольку развитие членов общества и отношений между ними способствует жизненному процессу общества и, следовательно, является прогрессивным.

В-третьих, развитие членов общества и отношений между ними, в свою очередь, зависит от состояния общества, то есть от совокупности сложившихся в нём условий, влияющих на развитие каждого члена общества. Уровень развития или качество (состояния) общества можно определить через уровень пригодности этих условий для высококачественного развития каждого члена общества. Закон развития материи позволяет говорить о том, что общество движется от менее качественного состояния в более качественное, от простого к сложному, через создание всё более оптимальных условий для воспроизводства посредством всестороннего развития каждого члена общества. Именно такое движение является прогрессивным.

Таким образом, общество в его жизненном процессе активного преобразования природы развивается прогрессивно только в том случае, если развивается качество отношений между членами общества, что возможно только при наличии в обществе условий для развития качества мышления каждого из членов общества.

Развитие общества: принципы и ключевой фактор

Как и любая живая материя, общество развивается путём взаимодействия с природой, но помимо этого, будучи высшей формой материи, оно ведёт борьбу за выделение из животного мира. Взаимодействие с внешней средой у общества развилось до управляемого и целеполагаемого обмена веществ и энергий с природой с целью её преобразования [9], то есть до коллективного труда.

Характерные для общества моменты развития (или моменты коллективного труда) выявляются в ходе исследования ключевых моментов общества: его элементов и взаимодействия между ними.

Производительные силы и производственные отношения взаимообусловливают друг друга. Производительные силы и производственные отношения составляют тождество противоположностей, называемое способом производства. Ведущей противоположностью в способе производства являются производительные силы, они первичны — от качества мышления людей и орудий производства зависит характер производственных отношений, последние способны лишь ускорять или замедлять развитие производительных сил. Именно способ производства является ключевым фактором развития общества, той силой общественного бытия, которая играет решающую роль в прогрессе, а производительные силы и производственные отношения — его сторонами [9].

Ход развития общества

Получив в руки этот ключ, К. Маркс и Ф. Энгельс тем самым локализовали область поиска законов развития общества. Соединив полученное знание с известными историческими данными, учёные выяснили следующее.

Во-первых, способы производства сменяют друг друга по мере развития производительных сил. Смена происходит в известной исторической последовательности от первобытно-общинного уклада до коммунистического, хотя отдельные страны и общества могут и перескакивать этапы под воздействием извне. Переход от одного способа производства к другому происходит через революционные изменения, однако вызревают они эволюционно. Эволюция есть постепенная подготовка к революционному скачку [10].

Во-вторых, способ производства лежит в основе развития общественного бытия и его момента — общественного сознания. В свою очередь производственные отношения составляют базис общества, на котором возвышается надстройка: государство, система права, определённая идеология. Конкретно-историческое единство базиса и соответствующей ему надстройки называется общественно-экономической формацией. Эпоха господства определённого способа производства и есть исторический период данной формации [9].

В-третьих, на определённом этапе развития человечество переживает период господства отношений частной собственности и эксплуататорских формаций.

К эпохе неолитической революции человечество достаточно развило орудия производства для перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. При этом появилась возможность накапливать и хранить значительный излишек производства и произошла специализация труда на управленческий (умственный) и исполнительный (физический). Так постепенно в обществе выделилась верхушка. По причине неразвитости мышления и доминирующих полуживотных повадок появившиеся вожди использовали излишек в частных интересах. Тут же для защиты своей собственности и власти потребовался специальный аппарат принуждения, насилия и обмана, который в дальнейшем был институциализирован в виде государства, права и соответствующей идеологии. Так возникли отношения частной собственности на средства производства, ставшие классовообразующим фактором. С появлением нового способа производства всё человечество поделилось на антагонистические классы: владельцы частной собственности на средства производства сорганизовались через государственные институты в класс эксплуататоров, которому противостояла неорганизованная, и оттого покорная, эксплуатируемая масса.

В-четвёртых, К. Маркс в своей работе «Капитал. Критика политической экономии» детально исследовал особенности именно капиталистического способа производства: как и при каких условиях товарообмен между наёмным рабочим и капиталистом превращается в эксплуатацию; каков механизм эксплуатации — капитала, то есть денег, вкладываемых в средства и процессы эксплуатации; как бесконечный цикл накопления ведёт воспроизводство условий капиталистического производства.

Практика

Весь этот титанический теоретический труд — раскрытие метода исследования, нахождение ключевого фактора развития общества и открытие законов этого развития — потребовался К. Марксу и Ф. Энгельсу для того, чтобы ответить на вопрос «Как построить общество счастливых и свободных людей?». Так они совершили величайшее открытие — организованные в революционный класс пролетарии станут могильщиком капитализма.

В. Ленин развил марксизм, добавив критически переработанный практический опыт борьбы народников и трех русских революций, применив его к эпохе империализма и пролетарских революций [11]. Теоретический труд по уточнению и развитию положений марксизма для конкретной эпохи потребовался Владимиру Ильичу для того, чтобы организованный работающий класс смог взять власть в свои руки.

Не менее сложный теоретический труд по уточнению и развитию положений марксизма-ленинизма потребовался И. Сталину для победоносного строительства общества первой фазы коммунизма в одной отдельно взятой стране, для крушения классического колониального рабовладения буржуазных демократий, для распространения коммунизма как мировой социальной системы, для борьбы с фашизмом и для создания наработок в области формирования необходимых материальных факторов для перехода к зрелому коммунизму [11].

На нашем, новейшем, этапе истории появилась необходимость в теоретическом осмыслении причин реставрации капитализма в СССР [13], главная из которых — недостаточная компетентность членов партии — требует развития теории марксизма-ленинизма-сталинизма, в частности в вопросах построения партии, с акцентом на развитие производительных сил, качества мышления человека. Такую работу на протяжении десятилетий ведёт В. Подгузов и редакция группы «Прорыв». Историческая задача построения партии научного централизма [14] стоит прямо сейчас не менее остро, чем в начале XX века, и для её осуществления требуются предельно компетентные марксисты.

3. Компетентность

Раз мир материален, познаваем и развивается согласно объективным законам, то движение к высококачественному состоянию общества, коммунизму, зависит от объективного уровня развития производительных сил и производственных отношений, от соответствующего ему развития обществоведческой теории и от степени владения ею каждым членом общества. На текущем историческом этапе теория познания законов развития общества стала полноценной наукой, известной под именем марксизма, и степень овладения ею через качественное самообразование позволяет определить компетентность человека. Таким образом, третьим моментом самообразования является то, что оно является растянутым во времени непрерывным процессом, способствующим становлению марксиста, позволяющим поднимать уровень его компетентности.

Развитие мышления человека обусловлено не только его биологическими особенностями, но и общественными отношениями, а в историческое время эксплуататорских формаций господствующий класс прямо заинтересован в том, чтобы в вопросах обществоведения массы блуждали в потёмках невежества. Это значит, что закон неравномерности развития научного мышления людей, применённый к эксплуататорскому периоду, гласит, во-первых, об общем низком уровне научного мышления общества, а во-вторых, о значительной разнице уровней компетентности членов общества.

Поскольку научность мышления каждого человека является предпосылкой к существованию коммунистического общества, постольку задача построения прогрессивных отношений между людьми разного уровня научной компетентности является важным моментом задачи построения коммунизма.

Чтобы подойти к решению этой задачи, выделим общности людей, проявляющие себя в соответствии с уровнем компетентности: в первую очередь это группы носителей научного и ненаучного мышления. В последней, не-марксистской группе ярко себя проявляют подгруппы людей с индивидуальным (полуживотным или мещанским) и общественным (религиозным, национальным, левацким и пр.) мировоззрением. Марксистов же по уровню компетентности условно можно разделить на марксистов в становлении, членов партии и вождей.

Ниже проиллюстрируем эти уровни через возможную эволюцию «хорошего человека», чистенького мещанина.

3.1. Ненаучное индивидуальное мышление. Мещанин

Живут себе на свете хорошие люди — обученные, работящие, в меру честные, неплохие друзья, имеющие крепкие семьи, почти без вредных привычек. Хороших людей окружают в большинстве своём не менее хорошие люди, и, можно было бы сказать, «жизнь удалась». А она не так уж и удалась.

Хорошие люди из Степанакерта, Донецка, Тель-Авива и прочих городов однажды обнаруживают, что в их дома летят ракеты.

Хорошие люди из Минска видят на улицах вооружённых сотрудников, скручивающих мирных протестующих, снабжённых арматурами и горючими коктейлями.

Хорошие люди из Украины обнаруживают на территории москаляку, приехавшую на танках под выдуманным предлогом освобождения от каких-то нацистов.

Хорошие люди из РФ годами страдают от развернувшейся в Европе русофобии.

И, наконец, все эти хорошие люди замечают, что жизнь ухудшается: работу найти сложнее, криминала становится больше, детей учат хуже, продукты всё дороже, нормальное лечение всё недоступнее. И всё это на фоне всё более жирующих богачей и впадающих в неадекват чиновников.

Хороший человек знает причины: в войне виноваты алчные политики противника, а в повышении цен — глупые и жадные чиновники, так чудесно описанные Гоголем в «Ревизоре». Хороший человек сам-то за всё хорошее не просто мыслями, но и всеми своими поступками; и оттого он не понимает, почему бы остальным не действовать, как он.

«За что мне всё это?!» — теряя выдержку от невзгод, спрашивает у ясеня любой хороший человек.

Поможем ему.

Чтобы ответить на этот вопрос, разложим его на два других подразумеваемых вопроса: «Почему в обществе происходят такие катастрофы, несмотря на то, что лично я поступаю хорошо?» и «Почему общественные катастрофы обрушиваются именно на меня?».

Задавая такие вопросы, хороший человек в самом ходе мысли обнаруживает ошибку: игнорирование связи единичного (индивидуального) и общего (общественного). Несложно найти ответы, восстановив эту связь.

Первый: характер общественной жизни не есть результат деятельности одного человека; он — результат деятельности всего общества, включая самого хорошего человека. Следовательно, надо уметь различать «я делаю хорошо для себя, не обижая других», «я делаю хорошо для себя и некоторых других» и «я делаю хорошо для всего общества». Эти три вида деятельности вполне могут исключать друг друга.

Второй: общественные катастрофы обрушиваются на всё общество, пусть и неравномерно. Следовательно, искать от них индивидуального спасения есть попытка сделать «хорошо для себя», что, как мы отметили выше, вполне может противоречить «хорошо для всего общества».

Проще говоря, хороший человек во всём виноват сам. Его деятельность привносит значительный вклад в создание общественных, и в том числе его личных, проблем.

Как это работает?

«Мир во всём мире», столь страстно желаемый хорошим человеком, зависит от характера его личной деятельности по отношению именно ко всему обществу, а не к себе или единицам вокруг себя. А по отношению к обществу прогрессивность или реакционность практики человека обуславливается только и исключительно уровнем развития его мышления.

Эффект батарейки

Хороший человек — это, в первую очередь, полезный наёмный работник. Что бы ни происходило с его личной жизнью, он должен найти работу. С индивидуальной точки зрения для него важны условия и содержание труда на работе, размер зарплаты и количество свободного времени, которое он вне работы может тратить на личную жизнь.

Другой вид приобретает его деятельность, когда мы на неё взглянем с точки зрения буржуазного общества. Наёмный работник продаёт свою способность к труду, рабочую силу, капиталисту. Продаёт в аванс, поскольку зарплату он получает после отработки. В оплаченное время он трудом создаёт какую-то продукцию или услугу, которая выступает в виде стоимости, часть которой капиталист возвращает ему в виде зарплаты, а другую часть присваивает себе. Феодальная барщина была честнее, потому что подобное воровство труда, эксплуатация, было разделено физически: крестьянин работал либо на своём поле, либо на поле феодала.

Само положение дел, где наёмный работник не может прожить, не устроившись на работу, указывает на то, что капиталист получил возможность принуждать к труду пролетария с целью наживы. Капиталист может диктовать условия труда, и его интерес — удешевить условия труда, уменьшить зарплату и сократить количество свободного времени у работника. Следовательно, с буржуазно-экономической точки зрения личная жизнь хорошего человека — это всего лишь издержка, необходимая для восстановления «говорящего орудия труда», которая должна быть минимизирована.

Чтобы в погоне за прибылью не извести население, не поубивать друг друга в конкурентной борьбе и чтобы защититься от бизнеса соседей по планете, капиталисты становятся классом: организовываются в форме государства, поддерживающего баланс при помощи идеологических и силовых инструментов и структур. Далее государства и их блоки вступают в конкурентную борьбу, от экономического регулирования до военного противостояния.

Таким образом, самый лучший наёмный работник имеет двойственную природу, индивидуальную и общественную.

Как индивид он есть человек субъективно хороший, потому что живёт обычной неагрессивной бытовой жизнью. Как таковой он мещанин. На обдумывание этой стороны своей жизни он тратит много времени, руководствуясь, как правило, личными интересами.

Как часть общества наёмный работник — всего лишь раб; батарейка, которая подпитывает систему капитализма. Как таковой субъективно он может оставаться хорошим, но объективно характер его деятельности определяется политикой государства. В такое положение пролетарий попадает, во-первых, объективно, в связи с отстранением его от общественного управления т. н. законными методами, то есть волей правящего класса, а во-вторых, субъективно, в связи с собственной интеллектуальной пассивностью. Последнее выражается в том, что к обдумыванию общественной стороны своей жизни он и не обучен, и времени на неё тратит ровно столько, сколько нужно для обеспечения индивидуальных интересов, личного комфорта и удобства.

Именно низкое качество субъективного фактора, то есть мышления мещанина, концентрирующегося на индивидуальной его стороне и игнорирующего общественную, позволяет низвести его с пьедестала человека мыслящего до человека-производственной функции, «батарейки».

Тысячи и миллионы таких «батареек» озабочены лишь качеством выработки энергии и своей перезарядки, но совсем не озабочены направлением движения механизма, который они питают. Направление выбирает за них правящий класс.

Остаётся лишь добавить, что сами буржуазные механизмы являются такими же бездумными, как и их «батарейки», поскольку мотивированы лишь животной жаждой извлечения прибавочной стоимости. Степень реакционности буржуазных государств разнится в силу разной степени их деградации, и поэтому вопросом чистой случайности является то, отдаёт ли хороший человек свои силы нацистской Украине или средней реакционности буржуазной РФ.

Ирония, таким образом, заключается в том, что среднестатистический мещанин предпочитает оставить свой вопрос «За что мне это?» без ответа, поскольку сам является его частью.

3.2. Ненаучное общественное мышление

Некоторым мещанам удаётся вылезти из скорлупы индивидуализма и начать интересоваться общественными движениями. Иногда это является следствием любопытства, но чаще, в период общественных потрясений, тревога за собственную безопасность требует наполнить содержанием маркер «свой-чужой», определить причину и виновника волнений. Не обладая сильным логическим аппаратом, граждане наблюдают события, читают на их тему разные мнения, вспоминают школьные знания по обществоведению, спрашивают точку зрения близких и складывают своё мнение. Спектр ненаучных идей, обещающих избавление человечества от страданий, бесконечно широк — от демократических до религиозно-сектантских и даже расовых, — но в большинстве случаев мещанин приходит к умеренно-радикальному национал-патриотическому мировоззрению.

Качество субъективного фактора национал-патриота выше, чем у аполитичного мещанина: его мышление не замкнуто только на своих интересах, но уже учитывает общественные.

Стихийный национал-патриот, как правило, поддерживает тот «механизм», частью которого является. Сознательные граждане из конфликтующих стран — РФ и Украины, Армении и Азербайджана, Израиля и Палестины и других — ничем друг от друга не отличаются: родись они на другой стороне конфликта, её бы и поддержали. Так, родившись в начале XXI века в США, национал-патриот все силы приложит на то, чтобы его страна грабила весь мир; родившись в РФ — поддержит непоследовательную национал-освободительную борьбу против стран Запада. Иногда гражданин попадает в обойму чужого государства, как, например, либерал РФ, принявший для себя идеологию Запада и работающий на НКО.

Развившийся из индивидуалиста в человека общественного, человек национал-патриотических убеждений может проявлять активность в поддержку родины. Изредка он даже может совсем отказаться от личной жизни в пользу общественной.

В этом смысле характер деятельности активного гражданина всё ещё отражает степень реакционности «своего капитализма» и он вполне может наносить обществу больший ущерб, чем если бы он был просто мещанином-«батарейкой». Вместе с тем у него появляется шанс перейти на следующий уровень развития его мышления.

Таким образом, национал-патриот находится на один шаг дальше от животного мировоззрения относительно мещанина и тем самым имеет больший потенциал для освоения науки. Однако его мышление остаётся в ненаучной сфере, а значит, имеет потенциал к деградации до фанатично-догматичного нацистского уровня, где уничтожение одной части населения ради иллюзорной пользы другой считается допустимым.

3.3. Ненаучное общественное мышление. Левачество

От веры в свою великую и необоримую нацию, сражающуюся с извечными злыднями-врагами, некоторые национал-патриоты совершают попытки понять законы движения общества. Часть из них, продравшись сквозь тонны идеалистических теорий, подойдут к научным марксистским трудам. Читать и развиваться им будет скучно, и они, обогатив лексикон рядом броских фраз, станут леваками.

Эрзац-марксизм похож на современное празднование древнекельтского праздника Хэллоуин. Тут тебе и зомби, бездумно выкрикивающие не связанные общим смыслом фразы из учебников марксизма. Тут и оборотни, подводящие свои тексты к солидаризации с буржуазией и ревизионизму. Тут и вампиры, обращающие пролетариат в левачество своим бездумно-бодрым акционизмом и экономизмом. Есть и просто сказочники, вещающие о том, как придёт катастрофа, призовёт к жизни волшебников и хорошая жизнь наладится сама собой. Все эти персонажи неутомимо мельтешат перед аудиторией, не забывая выпрашивать сладости-донаты.

Левак двояк. Праздный левак может сподвигнуть мещанина и национал-патриота на путь развития своего логического аппарата, что может привести его к прогрессивной научной деятельности. Но тот же левак может сбить потенциального марксиста с такого пути своими красиво оформленными глупостями. Хуже того, он может человека настроить против своего относительно реакционного государства в его борьбе с фашистскими захватчиками, как, например, делают современные леваки-пацифисты РФ.

И тем не менее, если у левака совесть не атрофирована, ему открыта дверь к марксизму.

3.4. Ненаучное индивидуальное мышление

Вместе с тем мещанин может выбрать и другой путь от невзгод — сознательно подчинить общественные интересы собственным, то есть максимально приблизиться к низшему возможному уровню мышления — полуживотному. В эпоху частнособственнических отношений речь идёт о желании вскарабкаться на буржуазный механизм, подпитывающийся энергией мещан-«батареек»; самому стать капиталистом: паразитом, живущим за счёт труда других.

У деградации мышления нет границ: начав с мелкого суетливого предпринимательства, человек-полуживотное стремится оседлать могучие производительные силы с целью извлечения прибыли; стремится стать империалистом-олигархом — диктатором рабовладельческого типа, вся деятельность которого направлена на укрепление доминирования её носителя через рост капитала. В своей крайней форме такой паразитизм становится фатальным для общества, потому что максимальная прибыль извлекается не просто через эксплуатацию, но и через войны: либо локальные с целью наживы, либо уже глобально-мировые с целями и наживы, и уничтожения конкурентов.

Отметим, что ни высокий уровень интеллекта, ни хорошая память на марксистские цитаты никак не препятствует ненаучному мышлению и не гарантирует научной компетентности, так как интеллект и память являются лишь инструментами, которые человек использует на практике либо в свою пользу (и тут он может вести себя самым антиобщественным образом), либо на пользу общества.

Взаимосвязь между носителями ненаучного мышления следующая: двуногие желудки-олигархи применяют все доступные интеллектуальные способности для организации такого миропорядка, где обычные мещане и мелкие предприниматели являются кормовой базой крупных капиталистов, а ненаучно-идейные граждане становятся их идеологической обслугой, как правило, национал-патриотического или левацкого характера.

3.5. Научное мышление

Судьба может заточить человека в какой угодно самой реакционной стране, хоть в аналоге самой фашистской Германии 30-40-х годов прошлого столетия. И в качестве наёмного рабочего он всё ещё будет «батарейкой», питающей чудовище. Но если он при этом марксист, если он мотивирован до уровня осознанной необходимости, если мышление его научно, а практика революционна, то он изменился качественно как человек. Он стал жить ради всего общества и перестал жить только ради его части: себя, семьи, отдельной страны. Он перестал задавать вопрос «За что мне это?» и быть хорошим-человеком-для-себя, активной национал-патриотической «батарейкой» или пустым леваком. Одним словом, он перестал быть относительно реакционным элементом общества, ведущим его к катастрофе с некоторой скоростью. Только так он скомпенсировал «эффект батарейки» и встал на путь прогресса.

Новоявленный марксист, вчерашний мещанин, понимает, что его задача-максимум — это достичь предельного уровня компетентности, разработать теорию и на её основе осуществить практическое, максимально возможное в данных исторических условиях движение масс к коммунизму. То есть стать вождём коммунистического движения. На этом пути необходимо в первую очередь вступить на дорогу самообразования и достичь такого уровня компетентности, чтобы стать коммунистом, членом ПНЦ.

4. Компетентность и практика

Под воздействием агрессивной капиталистической среды возмущённый разум марксиста-новичка требует действия и немедленного нанесения пользы человечеству. Если опытные товарищи рядом, то их задача, конечно, удерживать [15] неофита от преждевременного акционирования. Под акционизмом в этом случае подразумевается не просто раздача газет трудящимся или выход на митинг с красным флагом по поводу и без. Акционизм — это вообще любое практическое действие, по форме имеющее связь с коммунизмом (например, цитирование классиков), но по содержанию марксизму не соответствующее (отсутствует научное наполнение, поставлены несвоевременные задачи и пр.). Частенько отлучённый от подобной деятельности неофит впадает в болезненное меланхолическое состояние, а затем и вовсе либо уходит туда, где его бездумные порывы будут востребованы, либо, по примеру мальчиша-киберплохиша Cypher из широкоизвестного фильма «The Matrix», предаёт себя и товарищей, глушит совесть и забывает всё ради того, чтобы удовлетворить свои плотские желания виртуальным вареньем и печеньем.

Высокая скорость реакции на приданный импульс, отсутствие сомнений в своей способности действовать прогрессивно, ожидание быстрых результатов — это результат мещанского, мелкобуржуазного содержания мышления. Это содержание коренится в древних животных атавизмах, требовавших когда-то быстрого и избыточного удовлетворения личных биологических желаний и развитых у мещанина до удовлетворения потребностей некоторого социального круга, например семьи. Поскольку потребности для такого человека просты, понятны и обдумывания не требуют, то ключевым моментом для его деятельности является сила мотивации.

В вопросах общественного прогресса подобное мышление всегда ведёт к поражениям, и причина этого проста: само по себе осознание важности научного мировоззрения не делает человека марксистом, и поэтому приданный проснувшейся совестью импульс приводит в действие ещё не состоявшееся, ненаучное мышление. Практика, не подкреплённая научной теорией, всегда ведёт к пустой, непрогрессивной и нерезультативной деятельности, к крушению надежд и ожиданий.

Предсказуемо, что, не получая желаемой обратной связи от своей деятельности, нервная система человека реагирует так, что он начинает испытывать негативные эмоции. Подобная реакция обусловлена природой нервной системы, и поэтому человек легко скатывается обратно в ненаучную сферу деятельности: либо продолжает действовать «на пользу человечества» в рамках любой из многочисленных ненаучных теорий, либо и вовсе откатывается к мещанскому состоянию.

Ситуация усугубляется по мере того, как человека захватывает некоторая идея, не ограничивающаяся им самим (безопасность семьи, благоустройство района, благо нации, общественный прогресс), то есть когда он выходит за границы совсем уж узкомещанского мировоззрения. Само по себе участие в деятельности, происходящей как бы на благо общества, особенно в коллективе, возбуждает человека эмоционально и выковывает у него сильную мотивацию. Такой эффект рождается безотносительно научности содержания, он проявляется в равной мере и у религиозного фанатика или остервенелого нациста. И тем больнее будет столкновение с реальностью в тот момент, когда результаты деятельности явно продемонстрируют, что представления об окружающей действительности были иллюзией.

Таким образом, сама по себе мотивированность не является самоцелью: как при перемещении в конкретную точку пространства одинаково важны сила тяги и выбор правильного направления, так и в деятельности человека важно соединить мотивированность и научное мышление, целеполагание и оценку обстановки. Иными словами, прежде чем начать бежать, нужно понять направление, темп, силы и средства передвижения.

Чтобы избежать болезненного столкновения с реальностью, в первую очередь требуется корректировка ожиданий по отношению к себе, к своему мышлению; к своей текущей способности мыслить и действовать прогрессивно.

Коммунистическую практику определённой сложности могут осуществлять только марксисты с уровнем научной подкованности, соответствующим этой сложности. Иначе говоря, осуществление коммунистической практики исключительно носителями необходимого уровня компетентности является **абсолютным законом прогрессивного развития общества**. И тогда четвёртым моментом самообразования является то, что оно является необходимым условием выполнения этого закона, средством для приведения уровня компетентности в соответствие с необходимой коммунистической практикой. Таким образом, самообразование само есть важнейший момент коммунистической практики, обуславливающий остальные её моменты.

5. Самообразование на практике

Итак, противоречие между стихийным желанием активно бороться за счастье общества и невозможностью вести борьбу в силу недостатка знаний разрешается только одним способом — самообразованием. Именно оно, а не банальная критика капитализма в совокупности с глупым акционизмом, является ответом на вопрос новичка «Что делать?». Именно самообразованием занимается опытный марксист, особенно в, казалось бы, безвыходных ситуациях [16].

Научное содержание самообразования позволяет взрастить марксиста до такого уровня, чтобы он смог стать участником активной коммунистической борьбы — единственного способа достижения прогресса в сегодняшних условиях.

Понимание недостаточности собственной компетентности приходит из сравнения с людьми, на практике доказавшими свою научную подкованность, и, прежде всего, с вождями коммунистического движения. Так начинающий марксист обнаруживает не только связь компетентности с прогрессивной деятельностью, но и границу собственной компетентности. Эта граница определяет две стороны самообразования: во-первых, необходимость в самоограничении своей деятельности, а во-вторых, необходимость в преодолении этой границы.

5.1. Самоограничение

На этом этапе исследования можно сказать, что самообразование — это отношения между людьми по поводу ограничения любой общественной практики уровнем марксистской компетентности участвующих. Это ответственное, волевое отчуждение себя от любой направленной на общество деятельности, выполняемое благодаря добросовестной оценке качества собственного мышления.

Подобно тому как вторая стадия кругооборота денежного капитала, производство, является прерыванием обращения капитальной стоимости и той стадией, где производится прибавочная стоимость, так и самообразование является прерыванием активной общественной деятельности для производства «прибавочной компетентности». Поскольку «накопление компетентности» является условием для активной общественной деятельности, постольку кажущийся рвущемуся в бой новичку застой во время самообразования — это нормальная, необходимая форма движения.

Своевременность

Деятельность человека состоит из ряда задач, и самоограничение необходимо лишь постольку, поскольку каждой из них свойственна своевременность. В.И. Ленин называл задачами только то, что могло быть реализовано современными ему партийцами, потому что задачи объективно выполнимы только в том случае, если они соответствуют зрелости объективных предпосылок и субъективного фактора в данный конкретный момент истории, то есть если они реализуемы коммунистами современности.

Для опытного марксиста своевременность задачи самообразования не требует пояснений. Почему же для новичка она является не просто необходимой, но и своевременной?

Во-первых, этому способствует благоприятный объективный фактор. История подарила возможность марксистам любого уровня относительно короткий период времени, когда есть одновременно как историческая необходимость заниматься самообучением для будущих свершений, так и возможность для этого. Теперь можно смело делать такое утверждение, поскольку оно подкреплено серьёзными научными исследованиями.

Результатом успешной теоретической и практической работы В. Ленина и И. Сталина явилась высшая на тот момент времени форма организации работающего класса — советское государство под руководством коммунистической партии. Последующий развал СССР отчётливо показал, что некоторый момент коммунистической теории был одновременно и недостаточно проработан, и недостаточно хорошо реализован на практике в связи с объективными препятствиями. Как своевременной задачей первой половины ХХ века для В. Ленина стала победа над монархией и буржуазией РИ, так своевременной задачей для современных коммунистов является понимание и устранение причин развала СССР. Без решения этой задачи активная борьба с буржуазией обречена на провал.

Обстоятельно и научно за исследование взялась только одна группа — «Прорыв» [17][18].

Вывод из большой обобщающей наработки группы [12] получился следующий:

«При выявлении причины реставрации капитализма в СССР в крайней степени недостаточно перечислить экономические и даже политические реформы КПСС, которые в итоге подготовили сам переворот буржуазии… Сам факт, что юридический запрет КПСС произошёл с согласия генерального секретаря, всего состава Политбюро, ЦК и при полном бездействии местных организаций, говорит о том, что причина реставрации капитализма в СССР кроется в классовом поражении внутри руководства КПСС… Постсталинский период существования КПСС показал, что если марксистская партия в условиях капиталистического окружения недостаточно напряжённо работает над воспитанием в своей среде руководителей ленинско-сталинского уровня и кроя, то строительство коммунизма пробуксовывает и в конечном итоге партия деградирует и разрушается… Таким образом, причиной реставрации капитализма в СССР являлась некомпетентность членов КПСС, особенно в её руководящем составе, в вопросах практического строительства коммунизма».

Таким образом, необходимость в компетентных кадрах, в создании и поддержании среды для их взращивания получила ещё одно доказательство на практике. Однако если у В. Ленина в момент созревшей революционной ситуации, как и у И. Сталина в момент, когда все силы были брошены на борьбу с фашизмом, не было возможности выращивать компетентные кадры в достаточном для актуальных задач количестве, то сейчас, когда коммунистическое движение пренебрежимо мало, когда буржуазия РФ ещё способна поддерживать стабильность страны, когда фашистский западный империализм [20] ещё не готов к полноценной войне [19], когда вся теория, выработанная классиками марксизма, актуализирована работами группы «Прорыв» — именно сейчас такая возможность есть.

Во-вторых, вся практика человечества говорит о том, что человек, имеющий голову на плечах, способен учиться и научиться. Вся задача сводится к изменению себя при полном контроле над своим сознанием, что, конечно, не идёт ни в какое сравнение со сложностью изменения других людей, тем более в массовом количестве.

В-третьих, новичку не нужно изобретать велосипед: он находится на солидном научном фундаменте марксизма [21][22][23][24][12], о чём мы говорили ранее в разделе 2 о качественном знании.

В-четвёртых, новичок не находится в одиночестве. Наличие центрального органа (ЦО) марксистской организации, редакции, пишущих авторов: вся группа «Прорыв» своими материалами, публикациями и обратной связью по поводу практических литературных работ новичка помогает ему не оступиться и не пойти по ложному пути.

В-пятых, человек способен переориентировать свою мотивацию на новые задачи при помощи осознанности и силы воли. К начальному этапу самообразования новичок не приходит с нулевой суммой знаний: есть ряд важных областей, которые ему известны и которые придают импульс к изменению.

Первая область: знания об окружающей капиталистической действительности. Не нужно заниматься долгими поисками, чтобы обнаружить реакционную и консервативную сущность общественных отношений, построенных на базе капитализма: коррупцию, растущее расслоение, недоступность здравоохранения и образования, межэтнические конфликты, всё более частые проявления фашизма, бойни и войны. Также достаточно простой наблюдательности, чтобы увидеть, что деятельность религиозная, национально-ориентированная, левацкая и стратегия малых добрых дел никаким образом не притормаживают загнивание общества, а напротив, ему способствуют. Преодолеть желание социализироваться, желание стать частью той или иной группы, действующей в интересах класса буржуазии (не исключая простых обывателей и сыплющих «красной» терминологией оппортунистов), поможет осознание того, что сознание этой публики, как и сознание любого, кто не утруждает себя изучением научного обществоведения, определено и ограничено капиталистическим бытием. Значит, прогрессивной практики от них ожидать не приходится.

Вторая область: общие знания о том пути, который предстоит пройти. В процессе научного исследования законов общественного развития [25] был сформулирован абсолютный закон коммунизма — обеспечение благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Марксисты работают над приведением общества именно к такому состоянию. Главная особенность самообучения состоит в том, что оно является одновременно и первой, и постоянной задачей на этом пути. С неё мы начинаем наш путь к коммунизму и, достигнув тяжёлым трудом определённых высот, ставим себе следующие задачи (о которых будет сказано ниже), стремясь их выполнить параллельно с продолжающимся самообучением. Задача самообучения не является одним большим куском, к которому страшно подходить. Некоторые думают, что сегодня надо сесть за чтение тысячи томов, а через 50 лет встать и совершить революцию. Это не так: в процессе учёбы будущий марксист формируется постепенно и регулярно проверяет свои знания на практике, публикуя работы и получая по ним оценки редакции и товарищей. Весь цикл самообучения в результате разбивается на фазы, и с каждой следующей фазой ученику будут понятны всё более и более сложные материалы, концепции, категории. В голове начнёт рассеиваться туман незнания и невежества; станут открываться суть прошлого и настоящего, высвечиваться следующие задачи на пути к коммунизму.

Третья область: область ответственности. Стихийно проснувшаяся совесть всегда сопряжена с пониманием ответственности. Здесь марксист-новичок должен следовать принципу «не навреди» кратно больше врачей. Поверхностные занятия, торопливость, недисциплинированность, постановка и исполнение несвоевременных задач всегда приведут к тому, что недостаточно компетентный человек займётся решением непосильных задач. А каждый маленький провал — это тот самый гвоздь, которого не досчитались в кузнице. Урон коммунистическому движению, конечно, может быть и несущественным, когда новичок побежал возглавлять массы в интернете в то время, когда партии ещё нет. Но ошибка может обернуться кровью миллионов, если сложившаяся партия допустит в свои ряды некомпетентных членов, провалы которых сложатся в провал всей организации и приведут к контрреволюции, как это случилось с СССР. Надо отметить, что даже приближающаяся война не оправдывает назначение недоучки на любой руководящий пост. Напротив, кризисные обстоятельства требуют кратно большей добросовестности и компетентности.

Четвёртая область: понимание результата. У самообразования есть чёткий результат — глубокое освоение теории. Принимаемые поначалу эмоционально положения теории марксизма приобретают содержание через диаматическое рассуждение, через использование чётких научных категорий, через примеры из истории коммунистического движения. Сложившееся понимание марксизма можно всегда проверить через умение ясно изложить суть дела по выбранной теме, исследовать актуальные вопросы общественного устройства, разобрать ошибки оппортунистов, оценить логику и правильность рассуждений в статьях товарищей, осознать все факторы, которые легли в основу выдающихся деятелей коммунистического движения или в основу стратегии ныне действующего ЦО. Оценивать уровень научности своего мышления нужно не «в вакууме», а в сравнении с классиками, их работами и жизненной практикой [26].

Отношения

Самоограничение в первую очередь применяется по отношению к себе: нет другого способа обрести зрелое мышление, разбудить совесть, научиться познавать окружающую действительность и применять марксистский метод к конкретным обстоятельствам, кроме как через ограничение бытовой мещанской деятельности и использование освободившегося времени для самостоятельной кропотливой учёбы [27][28].

Не менее важно самоограничение и в области взаимодействия с другими людьми. Его цель состоит в построении прогрессивных отношений, а они, в свою очередь, опираются на осознанное самоограничение, содержание которого зависит от разницы уровней научной зрелости.

Во-первых, это самоограничение по отношению к работе с людьми более низкого уровня марксистской компетентности. Чем ниже уровень компетентности тех слоёв общества, с которыми надо проводить работу, тем более сложной является эта работа. Взаимодействие с массами: умение у них учиться, умение их изменять, направлять и организовывать в рабочий класс вообще невозможно без наличия авторитетной партии научного централизма (ПНЦ [14]) и без того, чтобы члены партии полностью посвящали себя этому труду. Поэтому марксист в становлении во время занятия самообразованием может проводить свои теоретические работы и агитацию без риска нанести вред обществу только среди людей своего уровня или среди вдумчивых начинающих сторонников нарождающейся ПНЦ, только после добросовестного обдумывания и только в формате, согласованном с ЦО этой организации.

Во-вторых, это самоограничение по отношению к коммунистической организации, объединяющей наиболее выдающихся марксистов современности. С одной стороны, необходимо штудировать работы организации, следовать заданному ею курсу, обращаться к ней по поводу спорных вопросов и сверяться с ней по поводу уровня своей компетентности, а также каждый раз, когда появляются идеи по поводу новых видов деятельности. С другой стороны, необходимо действовать максимально самостоятельно, чтобы ограниченный ресурс членов организации не распылялся на неважные дела.

В-третьих, необходимо учиться, учиться и учиться у коммунистических вождей прошлого.

5.2. Преодоление

Добросовестные [28] занятия самообразованием, включающие в себя теоретическую и практическую составляющие [27], неизменно ведут к росту компетентности марксиста. Вместе с этим ростом своевременными становятся и новые задачи, так как само понятие своевременности предполагает не только самоограничение на границе компетентности, но и реакцию на преодоление этой границы. Марксист не должен заниматься деятельностью, для которой у него не хватает знаний, и в то же время сложность решаемых им задач должна увеличиваться согласно росту его зрелости.

Нарушения этой простой истины повсеместны и губительны. С одной стороны, недоучки лезут из шкуры вон, чтобы вести за собой массы под лозунгами разнообразных форм оппортунизма [29]. С другой стороны, все самоназначенные теоретики-одиночки, годами упивающиеся своей «принципиальностью», несостоятельны в том числе потому, что их теоретические изыскания не обретают организационных форм, не являются практикой [30].

Таким образом, самообразование — это отношения между людьми по поводу ограничения любой общественной деятельности уровнем марксистской компетентности с целью последующего участия в расширенной коммунистической практике.

Своевременность

На определённом уровне развития, подтверждённом десятками одобренных ЦО статей, можно и нужно браться за серьёзный теоретический труд: глубокий разбор актуальных тем [19] и оппортунистических теорий [31], разработку вопросов методологии, прикладной теории и общественной практики марксизма-ленинизма [32], систематизирование наследия классиков (учебник по диаматике) и т. д.

Анализ капиталистической контрреволюции в СССР, показавший, что «причиной реставрации капитализма в СССР являлась некомпетентность членов КПСС, особенно в её руководящем составе, в вопросах практического строительства коммунизма», говорит о том, что необходимо развивать теорию субъективного фактора, теорию коммунистических отношений; одним словом, теорию взращивания коммунистов.

Работа должна вестись результативно: для движения качества самообразования требуется рост количественной стороны конкретного типа практики — рост количества качественных исследований [33]. Качественное исследование должно решать задачу, содержать в себе методику — алгоритм действий, направленных на достижение определённых целей, поставленных в рамках стратегической борьбы — организации пролетарских масс в рабочий класс для взятия и удержания политической власти; не просто критику и вскрытие противоречий, но и путь к прогрессу.

Почему это своевременно? Как новичку требуется самообразование для перехода в качественно иное состояние, так и марксистской организации требуются этапы для превращения в ПНЦ. Работать над теорией может только марксист с определённым уровнем научного мышления, и заниматься этим он может, соблюдая должную конспирацию, даже в наихудших условиях, даже когда за окном бушует плавно стремящийся к фашизму националистический режим. Глубокое исследование, на которое потрачены годы и годы научной деятельности одного марксиста сегодня, сохранит завтра эти годы партийцам-революционерам, которые используют этот труд в своей практике.

Имея за плечами хорошие теоретические знания и опубликованные работы, можно приступать к совмещению самообразования с привлечением новых сторонников. Такая работа не рассчитана на массовую аудиторию; её цель — люди со стихийно проснувшейся совестью, наиболее восприимчивые к идеям марксизма-ленинизма; люди, которые смогли проделать интеллектуальный труд и увидеть в статьях группы «Прорыв» движение к коммунизму. Своевременность этой задачи обусловлена необходимыми факторами: объективной необходимостью строить партию ПНЦ, высоким теоретическим уровнем агитатора, наличием сочувствующих и желающих постигать марксизм. Если в результате агитации в организацию вольются новые зрелые кадры, это станет значительным вкладом для коммунистического движения.

Если марксист теоретически силён и умеет находить потенциальных сторонников, то самое время создавать региональную организацию сторонников «Прорыва». Своевременность такой задачи вытекает из всё той же объективной необходимости строить ПНЦ; из того, что организация всегда сильнее разрозненных одиночек, и из наличия группы марксистов-единомышленников, способных работать на коммунистических началах и поддерживать должный уровень защиты организации от агрессивной внешней среды (например, конспирация [34]).

В какой-то момент встанет задача создания ПНЦ. Конкретные факторы, обуславливающие своевременность этой задачи, будут выявлены наиболее компетентными марксистами. ПНЦ будет ставить следующие задачи, решать вопросы о власти и наработке авторитета в массах. Подходить к этим задачам без ПНЦ — и означает акционировать, действовать несвоевременно, взвалить на себя задачу, подвластную только партии. Обречён на провал недоучка, в одиночку пытающийся выполнить задачу слаженного коллектива единомышленников, доказавших практикой свою компетентность.

Отношения

Со временем у марксиста появляется умение видеть в своих поступках борьбу полуживотного начала, то есть собственных интересов, с человеческим, то есть с научно понятой необходимостью осуществления прогрессивной общественной практики [35]. Усиление самодисциплины, постоянная бдительность по отношению к себе, рост качества и интенсивности самообразования, стремление достичь предельного уровня компетентности и проверка результатов своей практики (статей) через более компетентных товарищей (редакцию) способствуют формированию коммуниста. Так происходит преодоление себя, своего полуживотного начала через всё более жёсткое самоограничение по отношению к собственной деятельности.

Подобный рост собственной марксистской зрелости позволяет преодолевать самоограничение во взаимодействии с другими людьми.

На определённом этапе становления, когда появились уверенность в выбранном пути и понимание ответственности за свои действия, когда есть основания считать, что выполнять цели ЦО [33], в том числе цель по увеличению уровня собственной компетентности, более эффективно в коллективе (например, в региональной организации «Прорыва») — в этот момент можно начинать двигаться в этом направлении, согласовав эти действия с ЦО. Для этого нужно учиться находить соратников и выстраивать с ними коммунистические отношения.

Во-первых, следует отказаться от старых привычек, где главным объединяющим фактором было безусловное доверие и некоторая степень единомыслия на почве совместимости черт характера. Товарищество и дружба, возникающие в быту в обычном обиходе жизни, почти никогда не годятся для коммунистической борьбы. В среде коммунистов товарищество и дружба зиждутся на общей практике — борьбе за коммунизм. Главное в таких межличностных отношениях — именно марксистское единомыслие по поводу основных вопросов марксистской теории и её применения к текущему моменту [30]. Такое состояние является эталоном отношений в коллективе и возможно только в отношениях с товарищами по партии [36][37]. Единомыслие не следует понимать как абсолютное единообразие мыслей. Мышление неразрывно связано с практикой. Суть единомыслия заключается в единстве проявления воли и действий. Единство — это всегда соединение разного, но такое соединение, которое скрепляет это разное так, что оно выступает как одно целое. Если организация по-прежнему действует как единый организм, значит, единство не нарушается [38].

Во-вторых, к окружающим, включая соратников, необходимо применять те же принципы, что и к себе: оценивать сумму векторов полуживотных и человеческих составляющих их мотивов, распознавать уровень их научной компетентности. Выстраивание отношений согласно такой оценке и есть проявление любви к обществу. Товарищество и дружба коммунистов не носят безусловного характера, как это понимает романтическое мышление, но проявляются и в виде непримиримого отношения к недостаткам, колебаниям, заблуждениям, ошибкам товарищей [30].

В-третьих, работа коллектива марксистов-в-становлении может, в силу недостаточной компетентности членов организации, нанести вред как коммунистической организации, так и обществу. Поэтому важнейшим элементом практики коллектива является партийная дисциплина и сверка деятельности коллектива с ЦО (партией).

Я. Дубов
23/05/2024


Источники

[1] Редин А. Краткое популярное знакомство с философскими основами марксизма.

[2] Редин А. О теории познания.

[3] Редин А. Интеллект и классовое деление.

[4] Редин А. О философии чучхе с точки зрения марксизма.

[5] «Прорывист». Зачем учиться.

[6] Редин А. К верующим, симпатизантам религии и агностикам.

[7] Подгузов В. В помощь изучающему диалектику.

[8] Подгузов В. Тысяча и один источник единого и неделимого марксизма.

[9] Иванов А. Проблемы овладения марксистским учением об обществе как форме материи.

[10] Иванов Д. О современных левых.

[11] Подгузов В. Коммунизм против «кумунизьма».

[12] Редин А. Причины реставрации капитализма в СССР.

[13] Подгузов В. История. Наикратчайший курс.

[14] «Прорыв». Научный централизм. Статьи по теории научного централизма.

[15] «Прорыв». Что бы поделать?

[16] Назаренко Д. Зачем Ленин изучал Гегеля?

[17] Общественно-политический журнал «Прорыв».

[18] Газета «Прорывист».

[19] «Прорыв». Подборка материалов по СВО на Украине.

[20] Подгузов В. Фашизм — идеологическая случайность или обязательное детище частной собственности?

[21] «Прорывист». Библиотека. Классики марксизма.

[22] «Прорывист». Прорывский минимум.

[23] Подгузов В. Сочинения.

[24] «Прорывист». Отказ от революции означает отказ от будущего.

[25] Редин А. О законах общества и истории.

[26] Назаренко Д. Жизнеописание красного вождя.

[27] Редин А., Боровых А. К вопросу о самообразовании.

[28] Редин А. Лазарев Г. К постановке вопроса о развитии личности и самовоспитании.

[29] Редин А. О борьбе за коммунизм здесь и сейчас.

[30] Редин А. О становлении марксистов в современных условиях.

[31] Федотов Н. Антинаучная методология либерализма.

[32] «Прорыв». Над чем работать тем, кто называет себя коммунистами?

[33] Редин А. Итоги 2023 года газеты «Прорывист».

[34] Редин А., Боровых А. О неприкосновенности частной жизни и приватности интернета.

[35] Подгузов В. О мотивах человеческой деятельности.

— [35.1] Подгузов В. О мотивах человеческой деятельности. Часть 1.

— [35.2] Подгузов В. О мотивах человеческой деятельности. Часть 2.

— [35.3] Подгузов В. О мотивах человеческой деятельности. Часть 3.

— [35.4] Подгузов В. О мотивах человеческой деятельности. Часть 4.

[36] Иванов А. О некоторых аспектах достижения единомыслия.

[37] Назаренко Д. О потенциале единомыслия.

[38] Редин А. Принципиальность и единство партии.

Комментировать